Премия Рунета-2020
Екатеринбург
+12°
Boom metrics
Общество15 апреля 2024 2:00

Пережили чудовищное столкновение: что стало с братьями-близнецами «Титаника»

Как дореволюционные газеты рассказывали о гибели «непотопляемого» судна и что стало с его двойниками
Титаник затонул в ночь на 15 апреля в 1912 году Фото: кадр из фильма «Титаник» (1997)

Титаник затонул в ночь на 15 апреля в 1912 году Фото: кадр из фильма «Титаник» (1997)

«Получено известие о гибели парохода «Титаник» у мыса Рейс. «Титаник», наскочив на ледяную глыбу, спустя полчаса затонул. Женщины приняты на спасательные шлюпки»

Эта короткая телеграмма утром 17 апреля была напечатана во всех дореволюционных газетах. К тому моменту «Титаник» уже покоился на дне Атлантики, а корабль «Карпатия», подобравший выживших пассажиров, еще не добрался до Нью-Йорка. Новости об этом для всего мира были словно гром среди ясного неба. С того дня прошло уже 112 лет. Рассказываем, как весь мир следил за гибелью «непотопляемого» судна.

ДВОРЦОВАЯ РОСКОШЬ

Человечество не просто так не может забыть гибель «Титаника». И дело тут не в успешном фильме с Леонардо Ди Каприо. Просто больше полувека назад в первое плавание его провожали всем миром. Даже российские газеты подробно рассказывали о том, как устроены его каюты, какая роскошь на палубе первого класса и как быстро он пересечет Атлантический океан.

- По роскоши внутренние помещения не уступали лучшим европейским дворцам, - сообщали журналисты «Сельского вестника» в 1912 году. – Стоимость одной лишь отделки этих помещений составляет сумму в несколько миллионов рублей. Столовая 1-го класса по своим размерам значительно превышает любой самый большой зал Петербурга. Всюду ковры, мягкая мебель, люстры и т.д. В этой столовой может обедать одновременно до 1000 пассажиров. Роскошная лестница с мраморными колоннами и статуями ведет с верхней палубы во внутренние каюты. Несколько изящных и умных гостиных создают полное впечатление того, что пассажиры находятся не на корабле, а где-нибудь в красивом большом великосветском доме.

«Титаник» относился к классу лайнеров «Олимпик». Всего таких кораблей было создано три Фото: кадр из фильма «Титаник» (1997)

«Титаник» относился к классу лайнеров «Олимпик». Всего таких кораблей было создано три Фото: кадр из фильма «Титаник» (1997)

Не обошли наши коллеги в 1912-м и тот факт, что на корабле можно было купаться в глубоком бассейне и даже ходить в баню. И везде писали, что корабль непотопляем.

- Огромный стальной корпус внутри разделен 15 водонепроницаемыми переборками, - рассказывали журналисты. - Все переборки поднимались от второго дна до самой верхней палубы. В каждой переборке находилась дверь чрезвычайно любопытного устройства. С капитанского мостика достаточно спокойно повернуть один рычаг, чтобы весь корабль оказался совершенно плотно закупоренным. Все двери в секунду закрывались. Сообщение между отделениями прекращалось. Вода не могла проникнуть из одного отделения в другое.

«ТИТАНИК» ПЕРЕЕХАЛ КИТА

Сейчас Интернет забит воспоминаниями выживших о той трагедии. Но в дни, когда все только случилось, каждое свидетельство очевидца расходилось по газетам планеты, как горячие пирожки. Например, вот такое воспоминание, опубликованное во французской газете «Утро», перепечатывали отечественные издания:

- Мы спокойно играли в карты. Нашим товарищем по игре был некий Смит, фабрикант из Филадельфии. Вдруг ощутился, правда, очень слабо, толчок. Мы переглянулись, и у каждого из нас тотчас окрепло сознание, что с судном что-то случилось. О катастрофе, однако, никто из нас не думал. Мы вскочили с мест и поднялись на палубу.

На палубе одна из женщин поинтересовалась у офицера, что произошло с кораблем, но тот полушутя ответил, что «Титаник» лишь переехал кита, разрезав его пополам. И скоро среди пассажиров укрепилась уверенность, что с судном ничего особенного не случилось. Но подозрительным казался сам капитан. Он нервничал, кусая губы до крови.

Перед съемками самого известного фильма о «Титанике» режиссёр Джеймс Кэмерон лично спускался к остаткам корабля и записывал видео Фото: кадр из фильма «Титаник» (1997)

Перед съемками самого известного фильма о «Титанике» режиссёр Джеймс Кэмерон лично спускался к остаткам корабля и записывал видео Фото: кадр из фильма «Титаник» (1997)

Легендарная история о музыкантах, которые играли на палубе до конца, появилась в первые же дни после гибели корабля. Спасенные пассажиры в шлюпках слышали раздирающие душу крики тех, кому повезло меньше, и… веселые звуки музыки.

- «Будьте англичанами, - крикнул музыкантам капитан Смит в рупор. – Докажите, что вы умеете умирать». И музыканты доказали, явив пример необычайного хладнокровия и самоотверженности. Ободряя других звуками своей музыки, они умерли с инструментами в руках, не успев спастись, и пошли ко дну вместе с «Титаником». Какая красивая, благородная смерть!... – рассказывал очевидец французской газете «Утро».

Но в газетах рассказывалось не только о храбрости людей. Так, газета «Голос Урала» 2 мая написала о судьбе председателя компании «Уайт Стар Лайн» (ей принадлежал «Титаник». - Прим. ред.) Джозефа Брюса Исмея. Он сумел пробраться в одну из шлюпок, несмотря на то, что усаживали в нее в первую очередь лишь женщин и детей.

- Несмотря на все его заверения, что он был лишь простым пассажиром, и комиссия, и общество, и печать готовы видеть в нем виновника катастрофы, - сообщалось в газете «Голос Урала». - Из свидетельских показаний обнаруживается руководящая роль Исмея во время этого первого рейса «Титаника» <…> Тем более тенью ложится на главного представителя компании самое его спасение, когда погибло столько людей, спокойно вверивших свою судьбу руководимому им обществу».

Аппарат «Мир-1» в экспозиции «Музея Мирового океана» в Калининграде, без которого Джеймс Кэмерон не смог бы запечатлеть виды затонувшего «Титаника» Фото: предоставлено музеем-заповедником «Музей Мирового океана»

Аппарат «Мир-1» в экспозиции «Музея Мирового океана» в Калининграде, без которого Джеймс Кэмерон не смог бы запечатлеть виды затонувшего «Титаника» Фото: предоставлено музеем-заповедником «Музей Мирового океана»

КОМПЕНСАЦИЯ ЗА ПОГИБШИХ

На «Титанике» в числе погибших были и русские подданные. Газета «Правда» в мае 1912 перечислила их имена:

«Симон Литман, Зельман Злоковский, Гарри Корн, Симон Вайсман, Якоб Кук, Лезли Гелинский, Натан Гольдшмидт <…>» - всего 16 человек. В заметке отмечалось, что компенсацию за их гибель родственники могут получить в фонде, собранном лордом-мэром Лондона. А когда первый шок спал, выжившие начали подавать в суд на пароходную компанию, допустившую трагедию. Первой была вдова камердинера миллионера Джона Астора, который усадил жену в лодку, а сам с камердинером остался на корабле. Через суд она хотела взыскать 200 000 марок.

«В своем прошении в суд она обвиняет команду «Титаника» в халатности. Полагают, что этот иск пробный; если он будет судом удовлетворен, то к компании будет предъявлена масса аналогичных исков», - сообщали журналисты «Правды» 14 мая 1912 года.

И тут оснований для суда было достаточно, ведь в ходе расследования выяснилось, что на судне не хватало спасательных лодок, подвело и устройство водонепроницаемых переборок. Но к уголовной ответственности тогда так никого и не привлекли – списали все на плохие погодные условия.

Кроме того, корреспондент «Правды» писал, что после трагедии с «Титаником» стало больше желающих воспользоваться «железными дорогами». В частности, пассажиры, которые хотели из Европы попасть в Китай и Японию по воде, решили избрать другой путь – транзитом через Екатеринбург.

Автограф режиссера Джеймса Кэмерона, оставленный на память в «Музее Мирового океана» Фото: предоставлено музеем-заповедником «Музей Мирового океана»

Автограф режиссера Джеймса Кэмерона, оставленный на память в «Музее Мирового океана» Фото: предоставлено музеем-заповедником «Музей Мирового океана»

У «ТИТАНИКА» БЫЛО ДВА БРАТА-БЛИЗНЕЦА

«Титаник» не был уникальным кораблем. Он относился к классу лайнеров «Олимпик». В него входили еще два корабля-гиганта.

- Были три корабля: «Олимпик», «Титаник» и «Гигантик». Но «Гигантик» впоследствии реквизировало английское правительство, чтобы использовать как госпитальное судно, и тогда он получил название «Британник», - объясняет заведующий кафедрой проектирования судов СПбГМТУ Максим Власьев.

«Олимпик» - самый старший из трех братьев. Он был спущен на воду в 1910 году. Следом должны были спустить на воду «Титаник», но 20 сентября 1911 года «Олимпик» столкнулся с бронепалубным крейсером «Хоук» и был отправлен на ремонт, из-за чего пришлось задержать достройку «Титаника». После гибели последнего его братьев-близнецов модернизировали.

- Были учтены ошибки при катастрофе «Титаника» - кораблям добавили спасательные шлюпки. Их можно было спускать, даже когда у судна есть крен, - добавил Максим Власьев. - Но судьба «Британника» печальна. Он напоролся на немецкую мину и затонул.

Тогда погибли 30 человек, а спаслись 1036. Шлюпок на корабле хватало с запасом, и их все оперативно спустили на воду. «Олимпик» в годы войны переделали в военный транспорт, снабдив артиллерийским орудием. Известен случай, когда в 1918 году в Ла-Манше он потопил немецкую подводную лодку, взяв ее на таран. После войны корабль снова занялся коммерческими перевозками и «дожил» до 1935 года, когда его отправили на разборку.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Рутгер Хауэр звонил мне на домашний»: уральский подводник о смерти знаменитого голливудского актера

Игорь Британов, роль которого в фильме «Враждебные воды» сыграл голливудский актер, рассказал, какой получил гонорар и почему не смог попасть на премьеру (Подробнее)