Премия Рунета-2020
Екатеринбург
-9°
Boom metrics
Сегодня:
Еще
Общество4 января 2015 10:00

Почему древние жители Урала отмечали «Новый год» раз в семь лет?

Также «Комсомолка» узнала, из-за чего праздничную оленину готовили исключительно мужчины, а местный дед Мороз не дарил подарки

В старину территорию нынешней Свердловской области населяли в основном два малочисленных народа – манси и марийцы. «Нового года» у них не было, но наши предки в любом случае не оставались без тематических праздников. Так, манси, например, любили отмечать смену полугодий.

– Они делили наш календарный год на два маленьких года – теплый летний, и холодный зимний, – объясняет Илья Абрамов, младший научный сотрудник сектора этноистории Института истории и археологии уральского отделения РАН. – Их смену они праздновали в конце августа и в начале апреля.

Манси отмечали «Новый год» два раза в год - весной и летом. Фото: Институт истории и археологии уральского отделения РАН

Манси отмечали «Новый год» два раза в год - весной и летом. Фото: Институт истории и археологии уральского отделения РАН

Что интересно, праздновали только мужчины. Дело в том, что торжество проходило в святом месте, куда женщины не допускались. Из-за этого приготовлением праздничных блюд занимались тоже только мужчины.

– В этот день с разных стойбищ собирались оленеводы и готовили оленей, – рассказал Илья Абрамов. – Они разделывали мясо и варили его в бульоне с диким луком. Убийство оленя было жертвой богу Нер-Ойка, покровителю пастухов.

При этом количество оленей должно было быть нечетным, так как «двойка» считалась плохой цифрой.

– Также, раз в семь лет манси отмечали центральный праздник в своей культуре – «Большие медвежьи игрища», – отмечает Илья Абрамов. – Это не Новый год, но по времени оба этих праздника совпадают. Медвежьи игрища всегда проводились в период с начала зимнего солнцестояния – с конца декабря – до весеннего равноденствия, то есть до конца марта. В этот период в каком-то одном поселении собирались манси, чуть ли не со всего Урала. Порой их было по несколько сотен человек. Для проведения праздника строился специальный общинный дом.

Во время больших медвежьих игрищ манси приносили в дар добытому медведю разноцветные ткани. Фото: Институт истории и археологии уральского отделения РАН

Во время больших медвежьих игрищ манси приносили в дар добытому медведю разноцветные ткани. Фото: Институт истории и археологии уральского отделения РАН

Сами игрища начинались с того, что отряд охотников шел в лес и охотился на медведя. По верованиям манси, это был божественный предок человека.

– От пола добытого медведя зависело, сколько дней будет продолжаться праздник, – отметил Илья Абрамов. – Считалось, что в медведице находится четыре человеческих души, а в медведе – пять. Поэтому если добывали медведицу, то праздновали четыре дня, а если медведя-самца, то пять.

Праздник устраивали всегда по ночам. Вечером люди собирались в общинный дом. Каждого при входе «очищали» – натирали снегом и окуривали дымом. Тем временем в центре общинного дома готовилось место для виновника торжества, а если точнее то для его шкуры, сложенной в особой жертвенной позе.

– На его глаза клали монетки или, если их не было, берестяные кругляшки. Делалось это для того, чтобы медведь не видел охотника, который его убил, – добавляет Илья Абрамов. – Начинали праздник с песен, посвященных медведю, в которых рассказывалось, как он спустился на землю и шалил. Затем медведю дарили подарки – в основном это были разноцветные ткани. После этого гости наряжались, надевали берестяные маски и разыгрывали разные анекдотические сценки.

К слову, был у манси и аналог новогодней елки, украшенный игрушками. Во время медвежьих игрищ они повязывали на ветки березы множество разноцветных ленточек с монетками и загадывали желания.

Другой коренной народ Урала – марийцы. Это потомки древнего населения Среднего Поволжья. У них тоже был свой аналог Нового года. Назывался он Шорыкйол и отмечался в период зимнего солнцестояния – 22 декабря. Фактически, как и сейчас, это была отправная точка нового календарного цикла. Во время этого праздника полагалось с помощью разных обрядов обеспечить себе сытую жизнь на весь следующий год. Например, марийцы дергали овец за лапы, чтобы повысить их плодовитость. Кроме того по утру в поле они воздвигали огромные снежные насыпи в виде стогов сена, символизирующие будущий урожай хлеба, а в саду трясли ветки плодовых деревьев и кустарников, чтобы на них росло много фруктов и овощей. В этот день также надо было петь, плясать, гадать, поздравлять друг друга с началом нового года и есть суп из конопляных семян.

А вечером на улицу выходила группа ряженых во главе со стариком Васли-кугыза и его старухой – Васли-кува. Они осматривали хозяйство и ругали плохих хозяев, не думающих о будущем. Как хорошо, что сейчас на смену деду Васли пришел дедушка Мороз, который не ворчит, а дарит подарки!