Премия Рунета-2020
Екатеринбург
+17°
Boom metrics
Общество29 ноября 2011 22:00

Анатолий ВАССЕРМАН: «Я не говорил с Александром Мишариным о политике»

Зачем политконсультант приехал на Урал
Источник:kp.ru

Перед появлением известного интеллектуала в екатеринбургской студии радио «КП» мы размышляли: действительно ли он всегда ходит в жилете, в карманы которого напихана куча необходимых штуковин. Так и есть, Вассерман появился в нем. Но перед эфиром все-таки с ним расстался.

ВАССЕРМАН ИЩЕТ НА УРАЛЕ НОБЕЛЕВСКИХ ЛАУРЕАТОВ

- Анатолий Александрович, у вас диплом теплофизика, вы работали программистом, журналистом, политконсультантом… Так кто вы сейчас все-таки?

- Я интеллектуальный игрок, подрабатывающий политконсультациями. Но сейчас я, прежде всего, публицист. После того как московского мэра заменили, я не консультирую конкретных лиц и все, что хочу сказать о политике, говорю публично: в статьях, в выступлениях, в Интернете. Так что, думаю, публицист - это сейчас самое точное определение.

- В Екатеринбурге вы встречались со свердловским губернатором. Что обсуждали?

- Кое-какие подробности начинающейся сейчас программы «Школа нобелевского резерва». Ее конечная цель обозначена в самом названии. На первом этапе не ставится цель кого-то сразу выдернуть из школы и начать натаскивать. Прежде всего, надо создать интернет-центр, который будет собирать сведения о нестандартных подходах к нестандартным детям. Ведь таких детей очень много, а нынешние школьные методики рассчитаны на тех, кого удается подверстать под какую-то единую норму. Правильно кто-то сказал, что школа способна огранить уголь и расколоть алмаз.

Одновременно с этим на базе центра появится нечто подобное физико-математическим школам советских времен. Тогда была двухступенчатая система. Первая ступень - заочная физико-математическая школа: в газетах публиковали задачи, любой желающий мог их решить и отправить решения, их проверяли, в основном, студенты. Вторая ступень - сеть интернатов.

У нас есть несколько вариантов. Мы сделаем выбор, когда увидим, что накопится на первом этапе. По плану он продлится примерно год.

- Поговаривают, что вы давали советы нашему губернатору, как вести себя в политике?

- Слух появился после того, как я встречался с вашим губернатором в Москве. Тогда мы обсуждали создание школ нобелевского резерва, вы же понимаете, что такие решения не принимаются за один день. Губернатор уже не первый день прорабатывает этот вопрос. Так что тут никакой политики, если не считать того, что политика - это все, что так или иначе связано с состоянием общества. Эта образовательная программа будет иметь очень большое политическое значение, поскольку, я надеюсь, она сможет изменить к лучшему состояние нашего общества.

«НАШЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВСЕ ЕЩЕ ХОРОШЕЕ»

- Сейчас очень много говорится о реформе образования. А как вы оцениваете его состояние?

- Состояние российского образования все еще, несмотря на все реформы, хорошее.

- Анатолий Александрович, что делать, чтобы оно таким и оставалось?

- Образование нацелено на то, чтобы поставлять обществу тех людей, которые нужны в данный момент. Главная проблема в том, что представления общества о том, какие люди ему нужны, неизбежно расходятся с тем, каким оно будет к тому моменту, когда эти люди закончат образование. И уж подавно расходятся с тем, каким будет общество, когда эти люди начнут активно работать.

Нынешнее состояние общества колеблется в диапазоне между плохим и отвратительным. Это относится не только к России, такова сейчас картина во всех странах, которые называют себя развитыми. Это обусловлено многими причинами. Кому-то пришла в голову идея закрывать собственное производство и выводить его в страны с дешевой рабочей силой. И деградация западного образования - неизбежное следствие такой идеи. Если нет серьезного производства, не востребована серьезная наука. Соответственно, и образование перенацеливается на воспитание, по выражению нашего министра Фурсенко, на хороших потребителей. Фурсенко в этом не виноват, это общественный заказ.

«ЖАЛЕЮ О ТОМ, ЧТО НЕ СТАЛ ДЕПУТАТОМ»

- Есть то, о чем вы жалеете в своей жизни?

- Ну, жалею о многом. Во-первых, об обете целомудрия, который дал по юношеской глупости в качестве практического аргумента в одном теоретическом споре. Это была большая глупость. Но чем умнее человек, тем больше глупость, которую он в состоянии придумать. Жалею, что большая часть моих программистских разработок канула в лету вместе с теми компьютерами, для которых они были созданы, и в свое время я не озаботился их переносом на новую технику. Жалею о том, что не попал в Верховный Совет Украины (Вассерман участвовал в выборах, но занял второе место. - Ред.). Понимаю, что мало на что смог бы повлиять, но все-таки это была бы очень серьезная трибуна для выражения моих взглядов. А еще жалею о том, что когда-нибудь придется помирать, оставив множество неоконченных трудов.

Журналистка КП примерила 10-килограмовую жилетку Вассермана

Журналистка КП примерила 10-килограмовую жилетку Вассермана