Премия Рунета-2020
Екатеринбург
-1°
Boom metrics
Общество22 июня 2022 13:40

«Все вокруг черное, везде – свежие могилы»: волонтер из Екатеринбурга о поездке в Мариуполь

Волонтер из Екатеринбурга откровенно рассказал о поездке в освобожденный Мариуполь
Начиная с 3 июня, команда трижды выезжала в Мариуполь. Фото: Александр Чебин

Начиная с 3 июня, команда трижды выезжала в Мариуполь. Фото: Александр Чебин

– Первые ощущения от Мариуполя впечатались в память. Ехали по улицам. Город наш, советский. В какой-то момент поймал себя на мысли, будто еду по нашему Уралмашу или Вторчермету. Те же щиты, те же остановки, те же фонари. Архитектура точно как у нас. Но при этом дыры в стенах, сгоревшие дома, нет ни одного целого здания. У меня мозг отказывался это воспринимать. Потом, когда в район у «Азовстали» заехали, будто в виртуальной реальности, в стрелялке, оказался. Все вокруг черное, могилы свежие везде, слышишь выстрелы от перестрелок на заводе, они еще продолжались, – вспоминает волонтер из Екатеринбурга Александр Чебин.

Вместе с товарищами Александр совершил три вылазки в Мариуполь, чтобы помочь нуждающимся людям.

Мариуполь. Фото: Александр Чебин.

Мариуполь. Фото: Александр Чебин.

ПЕРВАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

Узнав о начале специальной военной операции, Александр стал думать, как помочь людям, оказавшимся в месте боевых действий.

- Я понимал, что устроен так, что не смогу быть в стороне, - разводит он руками. - Пожалуй, не смог бы.

Александра Чебина я знаю давно как активного добровольца. В пандемию он развозил лекарства людям с ВИЧ от Свердловского центра профилактики и борьбы со СПИД, людям после освобождения из тюрьмы много помогал как участник некоммерческой организации.

В марте узнал, что из Екатеринбурга неравнодушные волонтеры собираются в Таганрог, чтобы работать в пункте временного размещения беженцев. Чебин успел к ним присоединиться.

В этих домах жили люди. Фото: Александр Чебин

В этих домах жили люди. Фото: Александр Чебин

Ехали на своей легковушке вчетвером. Команду разместили в снятом для волонтеров доме. Там же жил куратор волонтеров. Он назначал, когда активисты выходят на смены: с 8:00 до 16:00, с 16:00 до 23:00, с 23:00 до 8:00. Уральцы должны были работать во вторую смену. Но куратор заметил, что компания слаженная и предложил им выходить с 8:00 до 23:00.

– Мы сначала напряглись, а потом думаем: мы же сами ради этого ехали издалека, – говорит Александр.

Подобная картина - сплошь и рядом. Фото: Александр Чебин

Подобная картина - сплошь и рядом. Фото: Александр Чебин

Волонтеры в пункт временного размещения (ПВР) съехались со всей страны, даже из Владивостока. В смену 25-30 волонтеров должны были обслуживать 500-600 беженцев. Уральцам поставили задачу встречать автобусы беженцев, которые формировали на границе. В тот период шел большой поток из Мариуполя. Привозили людей в пограничном состоянии психики. Они не понимали, что теперь их ждет. Радушный прием снимал напряжение.

Также уральцы решили заняться любой помощью беженцам, размещенным в ПВР. Те люди, которые проводили в лагере несколько дней, проникались к ним доверием.

– Мы мыли дедушек, кормили немощных, в туалеты водили. Покрывали нужды, вплоть до того, что покупали простенькие смартфоны, чтобы у людей была связь, необходимые приложения. Люди видели, что мы реально поможем, если надо, – объясняет Александр Чебин.

Из закупок команда фасовала продуктовые наборы из сгущенки, тушенки, хлеба. Фото: Александр Чебин

Из закупок команда фасовала продуктовые наборы из сгущенки, тушенки, хлеба. Фото: Александр Чебин

Общая российская команда волонтеров организовала барахолку, где можно было брать любые вещи, бутик, как в шутку ее потом прозвали в ПВР.

– Интересно было смотреть, как в первый раз люди заходили в душ. Люди неделями сидели в подвалах, а тут у них появлялась возможность помыться. Выдавался полный комплект гигиенических принадлежностей. Люди удивлялись, смущались и робко спрашивали: «Это что же? Все это можно брать?». От таких мелочей у людей там была искренняя радость, – говорит уралец.

Когда Александр это вспоминает, он ненадолго задумывается. А потом расплывается в улыбке и продолжает.

– Я мыл дедушку, он был немощный, в коляске. Когда я направил на него горячую струю воды, у него прямо такая детская улыбка, такое детское блаженство появились на лице. Он сморщил глазки, улыбка сквозь боль и слезы на глазах... Я сам заплакал. Дедушка радуется таким простым вещам... – Александр смущенно смотрит в пол, быстро моргает, трет глаза и едва слышно шмыгает носом.

Александр Чебин на фоне сгоревшего дома. Фото: Александр Чебин

Александр Чебин на фоне сгоревшего дома. Фото: Александр Чебин

В ПВР российские волонтеры своими силами организовали четвертый прием пищи для беженцев, так как беженцы, приезжающие поздно вечером, не успевали на ужин, организованный на государственные средства. Отдельные волонтерские группы занимались поиском пропавших родственников и оплачивали для беженцев билеты в случае необходимости.

Уральцы пробыли в лагере неделю и поняли, что им необходимо попасть в Мариуполь.

Так выглядит Мариуполь глазами волонтеров. Фото: Александр Чебин

Так выглядит Мариуполь глазами волонтеров. Фото: Александр Чебин

ВТОРАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

Во второй раз они прибыли к границе 3 июня. В этот раз в отряд вошли семь добровольцев из Екатеринбурга и Челябинска, четверо из Ханты-Мансийска. За неделю команда трижды выезжала в Мариуполь, привозя по два грузовика с гуманитарной помощью.

– Это была официальная гуманитарка или вы сами закупали все?

– Сами. В одну ГАЗель продукты, во вторую – воду и самые необходимые гигиенические наборы. Но воды больше, она там, на вес золота. Люди от еды готовы отказаться, лишь бы воды побольше выдали.

Кругом разрушенные дома. Фото: Александр Чебин

Кругом разрушенные дома. Фото: Александр Чебин

– Свои деньги вкладывали?

– И свои, и дополнительно организовывали сбор от автономной некоммерческой организации Екатеринбурга «Дари добро». Потратили почти миллион рублей.

Уральцы заметили сильную разницу в состоянии города между первым приездом и последним. В Мариуполе активно работают представители МЧС на спецтехнике от ДНР, ЛНР и России. Они разбирают завалы, разбираются с могилами. Прошла всего неделя, а мусора в городе стало гораздо меньше.

Разруха. Фото: Александр Чебин

Разруха. Фото: Александр Чебин

– Но там еще надо работать психологам и психиатрам, хотя пока мы там таких не встречали, думаю, сейчас уже начинают приезжать. Работы у них будет непочатый край. Люди оттуда не уезжают. Нам показалось, это потому что многие из них находятся в неадекватном состоянии и не могут объективно оценить то, в каких условиях выживают. Приводили нас с улыбками в разрушенные многоэтажки, показывали на обгорелые стены внутри: «Вот и наша квартира!». И смеялись, говоря, что и работы теперь нет, и машины. Ничего нет, – говорит Александр.

И брошенные автомобили. Фото: Александр Чебин

И брошенные автомобили. Фото: Александр Чебин

Из закупок команда фасовала продуктовые наборы из сгущенки, тушенки, хлеба. Опытные единомышленники из других городов сразу предупредили уральцев, что надо везти как можно больше фруктов. Дело в том, что семьи в Мариуполе в основном многодетные, таков южный менталитет, когда минимумом считается три ребенка. Семьи не выезжают из города, а дети месяцами не видели ни фруктов, ни сладкого. Поэтому в каждый набор вкладывали апельсин, яблоко, банан и сладости - все это экзотическое и долгожданное лакомство для малышей.

Здесь живут дети... Фото: Александр Чебин

Здесь живут дети... Фото: Александр Чебин

Команда готова выехать в третий раз, но необходимо собрать достаточно средств на то, чтобы привезти в Мариуполь как можно больше нужных продуктов и вещей первой необходимости. Желающих поехать становится больше.

– У меня жена так воодушевилась после того, как я ей рассказал о поездке, что решила взять отпуск и отправиться с нами. Честно говоря, я от этого не в восторге, – смеется Александр. – Но если скажут, что надо, мы поедем.

Общая российская команда волонтеров организовала барахолку, где можно было брать любые вещи, бутик, как в шутку ее потом прозвали в ПВР.. Фото: Александр Чебин

Общая российская команда волонтеров организовала барахолку, где можно было брать любые вещи, бутик, как в шутку ее потом прозвали в ПВР.. Фото: Александр Чебин

Жена Александра Дарья работает старшей медицинской сестрой и намерена применять свои навыки для населения Мариуполя.

– Знаете, туда приезжают многие добровольцы со всех городов. Часть из них приезжает с такими установками, что Россия это начала, а они теперь людей спасать будут. Ну, вы понимаете. У этих людей уже через пару дней все в голове переворачивается. Потому что беженцы рассказывают, что творили с их семьями, с их друзьями, с ними самими бойцы ВСУ, – делится Александр.

В Мариуполе активно работают представители МЧС на спецтехнике от ДНР, ЛНР и России. Фото: Александр Чебин

В Мариуполе активно работают представители МЧС на спецтехнике от ДНР, ЛНР и России. Фото: Александр Чебин

Я вспоминаю видео, которое Александр отправлял нам из командировки, там показаны яркие детские городки во дворах, подходить к которым опасно: их заминировали и растяжки еще не сняли.

–После этих исповедей волонтеры уже не могут мыслить так, как когда приехали. По ним сразу видно, что они стали другими. Потому что они понимают, что таких историй быть не должно, что все не такое черно-белое, как они думали, - добавляет Александр.

Предполагается, что поездка состоится в июле, сбор средств проводит АНО «Дари добро".

Это фото говорит само за себя. Фото: Александр Чебин

Это фото говорит само за себя. Фото: Александр Чебин

Фото: Александр Чебин

Фото: Александр Чебин

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

«В двух метрах от снаряда – песочница»: семья из Екатеринбурга уехала на Донбасс помогать нуждающимся. Семейная пара из Екатеринбурга откровенно рассказала, что чувствуют волонтеры на Донбассе (Подробности)

«Чудом вывезли на себе 80-летних бабушек, пса и кота»: беженцы из Мариуполя рассказали, как оказались в Екатеринбурге. Беженцы из Мариуполя не могут найти работу в Екатеринбурге из-за документов (Подробности)