Сегодня:
Еще
Общество8 июня 2021 12:42

Как тебе такое, Илон Маск? На Урале пенсионер собирает электрокары, используя двигатели от троллейбусов

А начинал 85-летний Виктор Кетов с электросамокатов
У этого электромобиля три колеса. Два спереди и одно сзади. Оно ведущее.

У этого электромобиля три колеса. Два спереди и одно сзади. Оно ведущее.

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Виктор Кетов открывает двери своего дачного гаража. При виде машин, которые стоят внутри, так и хочется сказать: «Как тебе такое, Илон Маск?». В полутемном пространстве стоят три небольшие машины. Рассчитаны они на одного-двух человек. И все три работают от электричества. Эти авто на 30-40 лет опередили знаменитую Тесла американского миллиардера. Разве что стоят гораздо дешевле.

- Эти машины могут разгоняться до 70 километров в час. Но так как мы собирали их с детьми, для них это многовато, - рассказывает 85-летний пенсионер. - Поэтому ограничились 40-50. Мотор электрический бесшумный. Едешь по улице, а гаишники смотрят и думают, что за колымага такая?

РАБОТАЛ С СЫНОМ ЛАВРЕНТИЯ БЕРИИ

Тяга к изобретательству у Виктора Кетова появилась с детства. Старший брат был электриком, часто паял на дому. Виктор наблюдал за ним и скоро вник в процесс. В школе с товарищами собрал свой первый радиоприемник и первый паровой двигатель. Тот стоял на столе и приходил в движение, когда внутрь наливали воду. Потом Виктор поступил в техникум, где увлекся радиоспортом – так называемой «охотой на лис» (с помощью радиопеленгатора спортсмены ищут в лесу радиопередатчики, - Прим. Ред.).

- Участвовал в районных, областных соревнованиях, потом были всесоюзные и международные соревнования в Москве. Я был капитаном сборной СССР, заработал звание мастера спорта, - вспоминает Виктор Кетов.

Первый электромобиль Свердловска. Был сделан еще в начале 80-х.

Первый электромобиль Свердловска. Был сделан еще в начале 80-х.

Фото: Алексей БУЛАТОВ

После учебы, в 1955-м, он пришел работать на предприятие НПО Автоматики – создавал различные устройства для космонавтики. В те же годы, кстати, на этом предприятии работал и сын Лаврентия Берии, сосланный на Урал после того, как его отец оказался в опале.

- Серго рядом со мной работал. У него тогда материнская фамилия была – Гегечкори, - вспоминает Виктор Кетов. - Культурный человек был. Уже тогда с сединой. В столовую не ходил. С собой кушать всегда приносил.

На НПО Автоматики Виктор Кетов проработал до 2008 года. После этого из Екатеринбурга он переехал в поселок Кашино в 37 километрах от города, где стал вести кружок в местной школе – учить детей создавать электромобили.

Корпус это две велосипедных рамы, соединенных друг с другом.

Корпус это две велосипедных рамы, соединенных друг с другом.

Фото: Алексей БУЛАТОВ

РУЛЬ ОТ МЕРСЕДЕСА, КОРПУС ИЗ ВЕЛОСИПЕДОВ

В глубине гаража, в свете энергосберегающей лампы блестит синими боками машина, которую по ошибке можно принять за мотоцикл – будто колеса и двигатель установили на коляску. Спутать довольно легко, ведь как минимум фонарь впереди – именно от мотоцикла. А вот все остальное уже – запчасти от других транспортных средств.

- Это первый электромобиль в Свердловске, - гордо говорит изобретатель. - Мы его в 1981 году собрали из чего попало. Корпус сделан из двух велосипедных рам, соединенных поперечинами. А еще в нем есть пробки от шампанского.

На этой машине можно и ехать, и поле вспахать, если колеса поменять.

На этой машине можно и ехать, и поле вспахать, если колеса поменять.

Фото: Алексей БУЛАТОВ

В свое время эта машина была у многих на слуху. Однажды Свердловский цирк даже пригласил изобретателя прокатиться на ней по манежу во время представления. За рулем, правда, тогда сидел один из его сыновей.

- Изначально мы вообще хотели просто электросамокат сделать, - говорит Виктор Кетов. – Сейчас многие стали на них ездить, а у нас в Свердловске они еще в 80-е появились. Но мы тогда не покупали их, не арендовали, а брали обычный самокат и ставили на него мотор с аккумулятором.

Рядом стоит другой электромобиль, на котором уже можно не только кататься, но и вспахивать поле, резать сорняки. Для этого надо лишь заменить передние колеса на специальные фрезы.

- Руль здесь от старого Мерседеса. На Всесоюзной выставке в 80-е мы с ребятами, с которыми его делали, заняли с ним первое место, - вспоминает Виктор Кетов.

Эта машина может двигаться со скоростью до 50 километров в час.

Эта машина может двигаться со скоростью до 50 километров в час.

Фото: Алексей БУЛАТОВ

ДВИЖОК ОТ ТРОЛЛЕЙБУСНЫХ ДВЕРЕЙ

Один из электромобилей, раскрашенных под три цвета российского флага, Виктор Кетов выводит из гаража во двор. В машине есть место только для водителя. Под корпусом всего три колеса. Одно ведущее сзади и два спереди. На приборной панели всего один датчик – чтобы следить за аккумуляторами, которые установлены под сиденьем.

- Их тут два – обыкновенные «жигулевские» на 60 ампер-час, - рассказывает изобретатель. – Сделана машина из дюрали. Колеса купленные. Чтобы повернуть, надо заднее ведущее колесо повернуть на 90 градусов в одну или в другую сторону.

А с помощью такого самодельного устройства в семье Виктора Кетова вспахивают участок на даче под картошку. Он тоже, кстати, на основе троллейбусного моторчика сделан.

А с помощью такого самодельного устройства в семье Виктора Кетова вспахивают участок на даче под картошку. Он тоже, кстати, на основе троллейбусного моторчика сделан.

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Правда, машина эта сейчас не на ходу – аккумуляторов нужного размера нет, чтобы в корпус влезали. Те, что сейчас выпускают, почему-то стали делать крупнее прежних, отмечает изобретатель.

У всех электромобилей Виктора Кетова разный дизайн, но есть одна общая деталь. Они работают на двигателе от старых троллейбусов. Только не на том, который приводил его в движение, а на том, который открывал перед пассажирами двери.

- Если кто помнит, до появления пневмопривода, двери в троллейбусах открывались при помощи специальных моторчиков, а когда троллейбусы стали переводить на пневмопривод, эти моторчики стало можно купить. Там и взяли, - говорит изобретатель.

Свою машину, которая ездит на бензине, изобретатель модифицировал. Она заводится без ключа при нажатии определенных тумблеров.

Свою машину, которая ездит на бензине, изобретатель модифицировал. Она заводится без ключа при нажатии определенных тумблеров.

Фото: Алексей БУЛАТОВ

МУЗЕЙ ВЫБРОСИЛ МАШИНУ, ПОХОЖУЮ НА НЛО

Впрочем, электрокары сейчас все чаще стоят в гараже. Вести кружок у детей Виктор Кетов уже перестал. А по дорогам он ездит на своей машине, купленной еще в 1986-м. Ее он, кстати, тоже переоборудовал под свои нужды. Например, заводится она не от ключа, а при нажатии на несколько специальных тумблеров, спрятанных в салоне.

- У меня как-то в дороге ключ сломался, и я решил вообще убрать его из системы, и поставить свою с тумблерами, - говорит Виктор Кетов.

А на случай, если кто-то попытается вскрыть автомобиль, в нем установлена сигнализация, которая звучит так, что уши закладывает.

- В Свердловске эта противоугонная система спасала, когда в машину кто-нибудь пытался залезть, - вспоминает изобретатель.

Самый необычный электромобиль Виктора Кетова, к сожалению, не сохранился. Фото: «Вокруг Света», август 2005

Самый необычный электромобиль Виктора Кетова, к сожалению, не сохранился. Фото: «Вокруг Света», август 2005

Кстати, в 2005-м году о Викторе Кетове писали, как об изобретателе электромобиля, похожего на НЛО.

- Она очень маневренная, может крутиться как волчок. Это достигается за счет особого устройства колес. Переднее и заднее колеса могут поворачиваться на 90 градусов, а левое и правое - крутятся в разные стороны, - рассказывал тогда Виктор Кетов.

Но сейчас эту машину в его коллекции уже не найти. Несколько лет назад он передал ее в музей в Екатеринбурге, а там однажды, не спрашивая разрешения, ее просто выбросили, чтобы освободить экспозиционные помещения.

53 года своей жизни Виктор Кетов посвятил разработке устройств для космической отрасли. А в свободное время он учил детей делать электрокары.

53 года своей жизни Виктор Кетов посвятил разработке устройств для космической отрасли. А в свободное время он учил детей делать электрокары.

Фото: Алексей БУЛАТОВ

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«С детства хотел смотреть в телескоп на звезды»: житель Екатеринбурга построил на крыше своего дома обсерваторию

Она вращается, управляется компьютером и позволяет делать снимки далеких галактик (Подробнее)

«Надеюсь, успею закончить»: уральский 85-летний пенсионер строит на крыше девятиэтажки общественный солярий

Николай Моргунов собирается создать пространство для отдыха с видом на город (Подробнее)