2016-08-24T03:13:39+03:00

Аэропорту Кольцово 70 лет: здесь уральцы встречали Фиделя Кастро, испытывали первый ракетный самолет и не отпускали домой певца Иосифа Кобзона

Корреспондент «КП» изучил неизвестные факты из истории екатеринбургского аэропорта
Поделиться:
Комментарии: comments3
Так выглядел аэропорт «Кольцово» в советское время.Так выглядел аэропорт «Кольцово» в советское время.
Изменить размер текста:

Свою историю Кольцово начал в 1928 году, когда неподалеку от Свердловска началось строительство взлетно-посадочной полосы и казарм для летчиков Красной армии. Но гражданским аэропортом Кольцово стало лишь в 1943 году, когда ученые начали испытывать здесь новые типы самолетов. В этом году аэропорт отмечает юбилей.

БЫВАЛ ПРЕЗИДЕНТ РУЗВЕЛЬТ

Одна из самых интересных легенд аэропорта Кольцово: 3 декабря 1943 года, когда аэропорт был еще простым военным аэродромом, на взлетно-посадочную полосу приземлился самолет с американским президентом Франклином Рузвельтом. По одной версии, он сделал остановку по пути из Тегерана в Вашингтон, а по другой - американский президент лично осматривал маршрут, которым в Россию будут лететь американские боевые самолеты по программе ленд-лиза (согласно ей во времена Второй мировой войны Америка давала в долг своим союзникам боеприпасы, военную технику, продовольствие и стратегическое сырье. - Ред.). Был он здесь всего пару часов, пока самолет дозаправлялся. В это время Рузвельта разместили в красном кирпичном здании неподалеку от аэродрома (сейчас там располагается поликлиника). В 40-х годах это было служебное помещение, где в одних комнатах хранился груз, а в других спали пилоты. О том, что прилетит важный гость, сотрудники аэродрома знали, техничек попросили на всякий случай заправить койки в служебном помещении свежим постельным бельем. Но о том, что приземлится сам американский президент, никто и не догадывался. К сожалению, точных сведений о том, был ли Рузвельт в Кольцово, не сохранилось. Его тогда никто не сфотографировал. Но эту легенду до сих пор передают из уст в уста работники аэропорта.

Раньше людей на автобусе до самолета только возили в исключительных случаях. В основном пассажиры сначала сидели в накопителе, а затем специальный человек сам вел их на взлетно-посадочную полосу.

Раньше людей на автобусе до самолета только возили в исключительных случаях. В основном пассажиры сначала сидели в накопителе, а затем специальный человек сам вел их на взлетно-посадочную полосу.

ИСПЫТЫВАЛИ РАКЕТНЫЙ САМОЛЕТ

Именно в аэропорту Кольцово проходили испытания самолета Би-1, положившего начало развитию космонавтики. Его начали создавать в 1941 году, когда понадобился истребитель, который был бы быстрее немецких. Но в октябре ученым научно-испытательского Института военно-воздушных сил Красной армии пришлось эвакуироваться на Урал. Большая часть его сотрудников разместилась в Кольцово. Здесь-то и начались испытания. Первым за штурвал ракетного истребителя сел легендарный советский летчик Григорий Яковлевич Бахчиванджи. Это произошло 15 мая 1942 года. Вот что об этом событии написал в воспоминаниях инженер-полковник Александр Сорокин:

На БИ-1 Григорий Бахчиванджи поднялся в небо семь раз. Последний полет для него был смертельным.

На БИ-1 Григорий Бахчиванджи поднялся в небо семь раз. Последний полет для него был смертельным.

В годы Великой отечественной войны советский летчик Григорий Бахчиванджи испытывал в «Кольцово» первый советский ракетный самолет БИ-1.

В годы Великой отечественной войны советский летчик Григорий Бахчиванджи испытывал в «Кольцово» первый советский ракетный самолет БИ-1.

«Настроение у него было прекрасное, он много кутил, был веселым и жизнерадостным. Время полета не было еще известно, кого-то ждали. В 10 часов с западной стороны аэродрома появилась маленькая облачность, которая стала постепенно разрастаться в небольшие тучки. Георгий торопил с полетом, он очень боялся (зачеркнуто, заменено на «беспокоился». - Ред.), что ухудшатся метеорологические условия и полет будет отменен. Облачность задержала вылет, но во второй половине дня небо стало проясняться. К 19 часам на старте было все готово. Построенный руками советских людей самолет был на старте, полированные, обтекающие его поверхности блестели на солнце. Я помогал Георгию пристегивать парашют. Я пожал руку Бахчиванджи и пожелал ему успеха, в знак особого уважения ко мне он попросил у меня мои кожаные перчатки. Георгий быстро сел в самолет, так ловко, как будто он уже не раз летал на этом самолете. В 19 часов ракета возвестила о начале полета. Бахчиванджи плавно включил двигатель. Машина стремительно пробежала по аэродрому и затем с молниеносной скоростью стала набирать высоту. Вечером в кругу товарищей Георгий делился своими впечатлениями о полете: «Как нож в масло врезался самолет».

Всего Бахчиванджи поднимался в воздух на Би-1 семь раз. Каждый раз ему надо было испытать истребитель в определенных условиях: узнать максимальную скорость, максимальную высоту, на которую можно подняться. Во время последнего испытания 27 марта 1943 года он погиб.

- Он должен был набрать на максимальной высоте максимальную скорость, и на 17-й секунде полета загорелся двигатель, - рассказала «Комсомолке» Марина Любимова, сотрудник музея аэропорта Кольцово. - Бахчиванджи мог катапультироваться, но он хотел понять, каким образом действует ракетный двигатель в таких критических ситуациях, поэтому остался в кабине самолета и погиб.

Теперь у въезда в аэропорт стоит памятник тому полету - самолет Би-1, смотрящий в небо.

УЛЕТЕЛИ БЕЗ «ВАЖНОГО ПАССАЖИРА»

До сих пор механики в аэропорту передают эту историю из уст в уста. В 1970-х годах пассажирским самолетом, следующим по маршруту Свердловск - Москва, управлял летчик по фамилии Шурло. Однажды, когда надо было взлетать, диспетчер сказал ему: «Подожди, у нас еще один пассажир должен подойти». Время шло, а «пассажир» все не подходил. Люди в битком набитом салоне уже начинали возмущаться: «Почему не летим? Сколько можно ждать?» Тогда Шурло снова связался с диспетчером:

- Все! Семеро одного не ждут, я взлетаю, - сказал он.

А диспетчер ему опять в ответ:

-Ну, подожди немного. Тот пассажир опаздывает, очень просил без него не улетать.

- Что за пассажир-то такой? - удивился Шурло.

- Особый пассажир, - хладнокровно ответил диспетчер.

Тут-то терпение летчика и лопнуло. Он прошел к трапу, приказал стюардессе войти в самолет и принялся закрывать дверь. Вдруг из-за здания аэропорта вылетела черная «Волга». Она остановилась в несколько метрах от самолета, и из нее вышел «особый пассажир».

- Стойте, не закрывайте! Я певец Иосиф Кобзон, - сказал мужчина.

- А я летчик Шурло, - ответил ему пилот, прежде чем громко хлопнуть дверью. Так и улетел он в Москву без особого пассажира. Как уверяют сотрудники Кольцово, самого Иосифа Давыдовича после этого провели в комнату для делегаций, где он и просидел до следующего рейса. Оказалось, эстрадного певца после концерта задержали на банкете. Вот он и не успел на самолет.

На этом кадре фотограф запечатлел подготовку самолета Ил-18 к полету в 50-е годы.

На этом кадре фотограф запечатлел подготовку самолета Ил-18 к полету в 50-е годы.

Некоторые пассажиры так боялись опоздать на самолет, что их было не остановить.

Некоторые пассажиры так боялись опоздать на самолет, что их было не остановить.

«ЧИНИЛИ» ИЛ-18 В ВОЗДУХЕ

- В 60-х годах советские граждане стали летать на самолетах Ил-18. Это был вместительный пассажирский самолет с турбовинтовым двигателем, - рассказала Марина Любимова. - Его разработал конструктор Сергей Владимирович Ильюшин, семикратный лауреат Сталинской премии. Во время одного из таких полетов, из Москвы в Свердловск, пилоты вдруг заметили, что на панели загорелась табличка, сообщающая о неполадках в двигателе, и что бы они ни делали, огонек не гас. Что делать? Тогда пилоты решили поговорить с самим конструктором Ильюшиным, который в этот момент был в Москве. Связались с ним через диспетчера. Создатель самолета быстро понял, в чем причина неполадки. Оказывается, сам самолет был в порядке, просто при сборке кто-то неправильно подключил провода к табло. Из-за этого оно и горело.

Так в советское время проводился капитальный ремонт самолета.

Так в советское время проводился капитальный ремонт самолета.

ЗАКУПАЛИСЬ ГЕРМАНСКИМИ КОЛГОТКАМИ К ПРИЕЗДУ ФИДЕЛЯ КАСТРО

В 1963 году по Советскому Союзу проехался лидер кубинской революции Фидель Кастро. На два дня заехал он и в Свердловск. К прилету самолета Фиделя в аэропорту Кольцово готовились заранее.

- Я тогда училась в третьем классе 92-й школы (находится в поселке Кольцово. - Ред.), - рассказала Марина Любимова. - Чтобы встречать Фиделя Кастро, отобрали десять отличников и активистов со всей школы: пять мальчиков, пять девочек. Чтобы девочки хорошо выглядели, нас отвезли в ЦУМ, где накупили для нас германских белых колготок. Мы боялись опоздать в Кольцово, но когда приехали, оказалось, что самолет с Кастро задерживается. Нас усадили в аэропорту. Так мы там и сидели целых четыре часа в белых колготках и с цветами, пока, наконец, не стал подлетать самолет. Нарядные, с букетами, мы выстроились у трапа. Но этот «бородатый дяденька», которого мы несколько часов подряд ждали, едва сойдя с самолета, тут же сел в машину, и его сразу же увезли.

Кстати, уезжал лидер кубинской революции по так называемой «фиделевской» дороге, соединявшей аэропорт с городом. Ее построили специально к приезду Кастро. Сейчас она уже заброшена, а в 60-х автомобилисты любили повторять на ней трюк: ставили стакан, полный воды, на капот и разгонялись до максимума. По легенде покрытие было настолько ровным, что стакан оставался на капоте и ни капли из него не проливалось.

Советские стюардессы надевали эти шляпки, не боясь испортить прическу. Места под ними хватило бы и самолету.

Советские стюардессы надевали эти шляпки, не боясь испортить прическу. Места под ними хватило бы и самолету.

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также