Общество23 мая 2013 15:50

Бывшая порно актриса рассказала уральцам о роли женщины в мире: «Не нужно полагаться на идеал женщины-матери и женщины-домохозяйки, которая прислуживает своему мужу»

Мы перевели на русский язык полный текст лекции, которую прочитала в Екатеринбурге Саша Грей

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Бывшая порнозвезда и модель Саша Грей продолжает автопробег по России. Выехав из Владивостока на прошлой неделе, она побывала в Хабаровске, Иркутске и Новосибирске. В столицу Урала Саша Грей прилетела во вторник. В первый день прилета она раздавала уральцам свои автографы. А напоследок, перед отъездом порно-звезда прочитала в одной из гостиниц города лекцию под очень серьезным названием «Роль женщины в современной поп-культуре и ее социальная ответственность». Огромный лекционный зал гостиницы был забит. Вместилось лишь человек 150. А огромная толпа человек в 400, те, кто не смог занять место в зале, стояла перед гостиницей и все полчаса, пока шла лекция голосила: Саша Грей! Лекция шла на английском. Неизвестно, понимали ли все присутствующие, что говорила им экс-порнозвезда про социальную ответственность. Но все дружно снимали лектора на телефон . Мы перевели на русский язык полный текст лекции, которую прочитала в Екатеринбурге Саша Грей.

Фото: Алексей БУЛАТОВ

«Меня зовут Саша Грей, и я начала сниматься в фильмах для взрослых, когда мне было 18 лет. Я начала исследовать индустрию фильмов для взрослых, когда мне было 17 лет и я закончила школу. Я поступила в колледж и начала работать. Меня интересовали фильмы для взрослых, потому что я выросла в католической семье. Моя мать говорила мне, что секс разрешен только в браке. А мой отец и мой старший брат говорили, что мальчики будут использовать тебя исключительно для секса. Поэтому у меня были очень противоречивые представления о сексуальности. С одной стороны, очень традиционный подход, а с другой очень реалистичный. Особенно если посмотреть на мое поколение, на людей чуть постарше и чуть помоложе. Я обнаружила, что циничная точка зрения позволяет тебе быть сильнее в реальном мире. Особенно, когда тебя окружают сильные мужчины и тебе приходится на практике осознавать реальное положение вещей, то что мы живем не в сказке. Ни одна девочка никогда не будет Золушкой.

Я считаю, что очень важно учить девочек и девушек тому, что нужно стремиться получить чего ты заслуживаешь. Но также необходимо быть независимой и гордиться собой. И не полагаться на идеал женщины-матери и женщины-домохозяйки, которая прислуживает своему мужу. Нужно искать, что тебя вдохновляет. Хотя действительно встречаются женщины, для которых материнство их идеал. Если это делает их счастливыми, то это замечательно.

Если говорить конкретно обо мне я начала сниматься в фильмах для взрослых, потому что мне нравилось смотреть порно, наверно, как и любому другому человеку в этом зале. Но я также чувствовала, что фильмам для взрослых чего-то не хватает. Я начала смотреть эти фильмы, потому что это было приятно. Но я чувствовала, что не хватает чего-то именно в интеллектуальном плане. Во время просмотра ничего не стимулировало мой мозг. Мне бы, например, очень бы хотелось посмотреть масштабную порно версию «Титаника». Хотя, конечно, никто не будет смотреть двухчасовой порно фильм. Их вообще не для этого смотрят. Мне хотелось стимулировать аудиторию как-то еще. И оставить более продолжительное впечатление. Даже если это видео смотрят всего минут пять. Может быть даже тридцати секунд хватит для того, чтобы оставить такое впечатление. Поэтому, когда я начала сниматься в фильмах для взрослых мне хотелось привнести что-то новое в свою систему. Мне хотелось поменять установки в этом бизнесе. А ничего нельзя поменять в один момент. Поэтому я решила, что лучшим способом поменять эту структуру будет использование моей физиологии, моего тела как арт-объекта. Как например, вместо микрофона я использовала бы свое тело. И мне также хотелось сломать стереотипы у женщин, которые снимаются в фильмах для взрослых. Потому что есть такое клише, что эти женщины являются жертвами обстоятельств, наркоманками, несчастными, которым нужно чем-то заполнить то, чего им не достает в жизни. И поэтому они ищут внимания, используя свое тело. То есть этакие тупые блондинки с искусственными губами, искусственным лицом, искусственными ресницами и искусственной грудью. Все эти вещи составляют стереотип современной западной порнографии. И мне хотелось изменить то, что я увидела там. Мне хотелось добавить в это что-то новое. Мне также хотелось исследовать некоторые грани моей сексуальности, которые многие люди считают неправильными, демонизируют.

Маркиз де Сад мог быть совершенно безумным, когда он написал «120 дней Содома». Но он косвенно начал революцию, одним лишь литературным произведением. И меня это очень вдохновляет. И одна из сильнейших и самых важных вещей, которые он хотел сказать, не дословно, конечно, но его видение человеческой сексуальности таково: морали не существует. Нет никакой шкалы правильности и неправильности. Кто из людей в нашем мире является богом, кто нас может судить. И говорить нам: секс с женой – это нормально. А анальный секс(бывшая порнозвезда в действительности выразилась покрепче, мы слегка смягчили при переводе – прим. Ред.) – это уже табу. Я, конечно, не цитирую де Сада, но его идея такова, что человеческую сексуальность нельзя рассматривать как плохую или хорошую. У нас у всех должны быть возможность просто жить нашей жизнью. И не надо ни на кого навешивать ярлыки, основываясь только на сексуальном влечении людей, на их интересах. И самое удивительное, что сейчас уже 2013 год, а мы все еще спорим о тех же проблемах.

Когда меня попросили прочитать эту лекцию, изначально я думала о женщинах в современной поп-культуре. Я думала о том, что расскажу о том, как я пришла в бизнес, структура которого выстроена и управляется мужчинами: они инвестируют туда деньги. Я пришла в бизнес, мало понимая его деловую сторону. Мне было интересно искусство. Но я также поняла, что я являюсь продуктом этого бизнеса. Как, например, эта вода, которая стоит на столе. Я продукт, меня здесь продают. И я с этим смирилась. Поэтому когда меня попросили прочитать эту лекцию, я также думала о других женщинах в поп-культуре: певицах, актрисах. И для меня странно и очень некомфортно рассматривать себя с этой точки зрения. Но из-за тех изменений, которые я хотела в себе реализовать, я косвенно стала объектом поп-культуры. Я не знаю, как это произошло. Во многом это просто удача. Во многом упорный труд и преданность своему делу. И я искренне не понимаю, почему я настолько популярна в России. Это очень странно, но и здорово в то же самое время. И здесь я начинаю задумываться о своей ответственности. С одной стороны я хотела поменять эту индустрию, и вот я сижу в этом зале перед всеми этим людьми, рассказываю об этом и для меня это настоящее испытание.

А вообще мне интересно сколько женщин, которые занимаются тем, же чем я, женщин примерно одного со мной возраста, которые сталкиваются с известностью, со славой и часто в гораздо больше степенью, чем это приходится мне – как они справляются с такой ответственностью. И вот я смотрю на этих звезд и пытаюсь понять, а каков их вклад в этот мир, кроме совершенно простой идеи, что себя нужно продать. И они продают это видение сексуальности, это видение уверенности в себе. Это заставляет задуматься о гораздо больше проблеме: состоянии поп-культуры, непосредственно кино и музыки. Раньше искусство было отделено от бизнеса. А сейчас из всего делают «продукт». Но когда я начинала карьеру ,я старалась не быть таким «продуктом».

Недавно режиссер Стивен Содерберг написал статью о состоянии современного кинематографа. Там он говорит о том, что кино – это не искусство, а исключительно бизнес. А раньше все было наоборот. Великий Жан Люк Годар приходил на киностудию со своим сценарием и говорил: вот это мы будем снимать. А сейчас сценария недостаточно чтобы тебе дали деньги на фильм. И вот этот дух искусства, дух рок-н-ролла, если говорить о музыке, он умер! Сейчас все работают по- другому: берется сценарий хорошего, проверенного автора, а дальше уже продюсеры садятся и думают, готовы ли они рисковать деньгами. Иногда они берут какого-нибудь молодого парня, который в колледже снял одну единственную удачную короткометражку и говорят: вот пусть он работает. Если фильм провалится, это будет его вина, а не студии. Студия тестирует отснятый материал на закрытых показах, делая из фильма продукт еще до момента его выхода. И у этих молодых режиссеров нет никаких навыков принятия решений.

Например, фильм «Мальчишник в Вегасе». На мой взгляд, было бы здорово, если жениха на крыше наши мертвым. Вот это была бы потеха. Потому что я устала от хэпп-энда. Жизнь - штука тяжелая. Но такой финал аудитория на тестированиях зарубила бы. И не было бы возможности снять вторую серию. А по правилам кинобизнеса нужно снять трилогию.

Что касается меня, я надеюсь, что не растеряю это чувство «свободного художника» вне зависимости от того, чем занимаюсь. Буду ли я снимать книгу, кино или продюссировать кино. Возможно, это поможет кому-то, осознать их мечту и не обращать внимания на то, что говорят вокруг. Давайте подытожим, мне кажется, наше общество состоит из посредственных людей. И поэтому в следующем этапе моей жизни я очень бы хотела кого-то вдохновлять. Помогать людям осуществлять мечты. А еще мне хочется привнести в мир кино то вдохновение, которое я получаю от панк-рока.»

Саша Грей в Екатеринбурге читает лекцию: «Роль женщины в современной поп-культуре и ее социальная ответственность» (перевод)

Смотрите фоторепортаж: «Визит бывшей порнозвезды Саши Грей на Урал»