Премия Рунета-2020
Екатеринбург
-7°
Boom metrics
Сегодня:
Еще
Общество26 января 2023 12:00

Императорский Rolls-Royce и самолеты из Голливуда: роскошная коллекция машин, собранная на Урале

«Комсомолка» посмотрела легендарные машины, танки и самолеты, собранные в одном из самых больших музеев техники в России
Многие старинные экспонаты и сейчас на ходу

Многие старинные экспонаты и сейчас на ходу

Фото: Ксения КРИВОЩЕКОВА

От Екатеринбурга до Верхней Пышмы – всего 18 км. И первое же впечатление от города – бесконечные ряды танков и самолетов, что тянутся слева от дороги. Это один из крупнейших в мире частных музеев, посвященных автомобильной и военной технике, – Музейный комплекс УГМК. Начиналась коллекция с мемориала в память о тех, кто не вернулся с Великой Отечественной войны, и двух орудий ЗиС-2. Теперь же, 18 лет спустя, это пять огромных выставочных центров, просторная уличная площадка и больше 12 тысяч экспонатов, многие из которых на ходу.

БЕЗ КЛЮЧА ПОЕДЕТ С ТОЛКАЧА

Не совсем машина в современном понимании. Скорее уж «самодвижущийся экипаж». Вместо лошади – бензиновый мотор. Не ищите здесь руль. Вместо педалей и коробки передач - рычаг. Наклонил вперед – поехал, назад – остановился. Технология 1886 года, которую изобрел немецкий инженер и один из прародителей Mercedes Карл Бенц.

«Самодвижущийся экипаж» Карла Бенца с бензиновым мотором

«Самодвижущийся экипаж» Карла Бенца с бензиновым мотором

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Вместо ключа зажигания – огромная шестерня, которую надо крутить руками. Зато бензин в бак можно заливать почти любой. Вот и супруга Карла однажды угнала у мужа «экипаж», чтобы покататься с сыновьями. Будь у нее одометр – к концу дня он намотал бы 100 километров. Всю дорогу женщина ехала от одной аптеки до другой – покупала там бензин в бутылочках, которым в ту пору выгоняли вшей. По слухам, нагоняя от мужа не последовало, так как благодаря этой поездке машина прославилась на всю страну.

Вместо ключа зажигания - огромная шестерня сзади, которую нужно было крутить, чтобы завести мотор

Вместо ключа зажигания - огромная шестерня сзади, которую нужно было крутить, чтобы завести мотор

Фото: Алексей БУЛАТОВ

ТТХ:

Годы выпуска: 1885 – 1893

Страна: Германия

Скорость – 16 км/ч

Сколько выпущено: их до сих пор выпускают для музеев

СПОРТКАР ДУШОЙ, ТАНК - НОРОВОМ

American LaFrance Type 12 Tourer своими габаритами напоминает танк. Задумывался автомобиль, как выносливый гран-туризмо. А по натуре вообще – пожарная машина. Дело в том, что в XIX веке компания American LaFrance выпускала пожарные машины на пару. Потом перешла на бензиновые двигатели, а их крепкие шасси стали использовать для создания гражданских автомобилей.

American LaFrance Type 12 Tourer на шасси от пожарной машины XIX века

American LaFrance Type 12 Tourer на шасси от пожарной машины XIX века

Фото: Алексей БУЛАТОВ

- Посетители шутят, что лобовое стекло - это увеличительная лупа, чтобы водитель мог увидеть, что показывает термометр на бесконечно длинном капоте, - смеется экскурсовод музея Дарья Ряпусова.

Такие машины участвовали в легендарном ралли «Пекин-Париж» в 1907 году. Почти 15 тысяч километров участники мчали по дорогам и бездорожью, пока не закончили путешествие из Китая во Францию транзитом через Россию.

Термометр на капоте American LaFrance Type 12 Tourer

Термометр на капоте American LaFrance Type 12 Tourer

Фото: Алексей БУЛАТОВ

ТТХ:

Годы выпуска: 1907 - 1925

Страна: США

Сколько выпущено: нет данных

Скорость: таких данных нет, но мощность мотора - 100 л.с. , а объем двигателя 14,5 литра!

ЗАБЫТАЯ «МИНЕРВА»

Легенда Бельгийского автопрома – ныне забытая марка «Минерва». Получить такую в свой гараж мечтали многие европейские монархи. Даже Генри Форд не поскупился купить одну. По сути в 1907 году эта машина была вершиной автомобильной роскоши и комфорта. Кожух для запасного колеса располагался на крыше и сделан в форме футляра для шляпки, а бак для бензина оформили в виде ридикюля.

Бензобак «Минервы» выглядит, как ридикюль. Футляр для запасного колеса на крыше оформлен, как шляпка

Бензобак «Минервы» выглядит, как ридикюль. Футляр для запасного колеса на крыше оформлен, как шляпка

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Первым владельцем машины этого экспоната был европейский промышленник, который в 1907 году приехал на Парижский автосалон, чтобы купить Роллс-Ройс на свадьбу, но очередь на модную новинку была два года. Так и ходил расстроенный среди стендов, пока не увидел «Минерву».

В свое время «Минерва» была роскошной машиной, о которой мечтали многие европейские монархи

В свое время «Минерва» была роскошной машиной, о которой мечтали многие европейские монархи

Фото: Алексей БУЛАТОВ

ТТХ:

Годы выпуска: 1907

Страна: Бельгия

Сколько выпущено: нет данных

Скорость: нет данных

МАШИНА ИМПЕРАТОРОВ

Король среди автомобилей начала XX века – Rolls-Royce Silver Ghost. Ее покупали императоры и магараджи. И это не удивительно, ведь стоила она, как особняк в Лондоне. Даже у Николая II была одна такая в гараже. Потом поездить на ней успел один из основателей Российской республики Александр Керенский, а дальше она оказалась в гараже особого назначения…

- Есть поговорка, что Rolls-Royce Silver Ghost любили все - от Ленина до Леннона, - рассказывает экскурсовод Дарья Ряпусова.

Rolls-Royce Silver Ghost в начале XX века стоил, как особняк в Лондоне

Rolls-Royce Silver Ghost в начале XX века стоил, как особняк в Лондоне

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Одна из особенностей – на капоте статуэтка «Дух экстаза», сделанная из серебра. Парящую леди современники называли «Элли в ночнушке». Все потому, что скульптору позировала Элеонора Торнтон. Она была любовницей барона Монтегю, друга основателей компании Rolls-Royce.

Легендарная статуэтка «Дух экстаза», для которой позировала любовница барона Монтегю – друга основателей компании Rolls-Royce

Легендарная статуэтка «Дух экстаза», для которой позировала любовница барона Монтегю – друга основателей компании Rolls-Royce

Фото: Алексей БУЛАТОВ

На своей машине он попросил запечатлеть образ любимой женщины. Сама Элеонора погибла в 1915 году, когда лайнер, на котором они с бароном отправились в Индию, атаковала немецкая подводная лодка. Но ее образ продолжил жить, и вскоре такую же фигурку стали делать на капотах всех Rolls-Royce. Это не просто украшение, а стилизованная крышка радиатора.

Колеса на Rolls-Royce Silver Ghost были со спицами

Колеса на Rolls-Royce Silver Ghost были со спицами

Фото: Алексей БУЛАТОВ

ТТХ:

Годы выпуска: 1906-1926

Страна: Великобритания

Сколько выпущено: 7 874 шт.

Скорость: 120 км/ч

ШТИРЛИЦУ ПО СТАТУСУ

Если вы читали книги про Штирлица, то там он ездил как раз на такой машине – Horch 851. На эмблеме можно разглядеть те самые четыре кольца, которые известны нам по бренду Audi, но в 30-е годы они символизировали четыре фирмы, входившие в концерн Auto Union: Horch, Audi, Wanderer и DKW. Сама машина – лимузин.

Роскошная Horch 851, на которой ездил Штирлиц в книге

Роскошная Horch 851, на которой ездил Штирлиц в книге

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Водительское сиденье обито кожей. Пассажирский отсек – дорогим сукном. В интерьере много дерева благородных пород и большой багажник, который является частью кузова. Кроме того, в машине предусмотрено множество маленьких люков для циркуляции воздуха.

Водительское сиденье в Horch 851 покрыто кожей

Водительское сиденье в Horch 851 покрыто кожей

Фото: Алексей БУЛАТОВ

ТТХ:

Годы выпуска: 1937 – 1938

Страна: Германия

Сколько выпущено: 200 шт.

Скорость: 125 км/ч

Пассажирский отсек Horch 851 обит дорогим сукном

Пассажирский отсек Horch 851 обит дорогим сукном

Фото: Алексей БУЛАТОВ

«ТЫ КУДА ЕДЕШЬ, ТЕТЯ?»

Маленькую BMW Dixi можно смело назвать первой машиной с поворотниками – здесь вместо них флажки. Поворачиваешь налево – поднялся флажок слева. Поворачиваешь направо – поднялся справа. Эту систему придумала американская актриса Флоренс Лоуренс. До этого водители показывали, куда они поворачивают руками, и часто попадали в ДТП.

Этот оранжевый флажок - первый в истории машин поворотник. Его придумала американская актриса Флоренс Лоуренс

Этот оранжевый флажок - первый в истории машин поворотник. Его придумала американская актриса Флоренс Лоуренс

Фото: Ксения КРИВОЩЕКОВА

ТТХ:

Годы выпуска: 1935-1939

Страна: Германия

Сколько выпущено: нет данных

Скорость: 90 км/ч

Приборная панель BMW Dixi

Приборная панель BMW Dixi

Фото: Алексей БУЛАТОВ

ТА САМАЯ, ИЗ «НАЗАД В БУДУЩЕЕ»

DeLorean DMC-12 уже лет 40 больше известна как «та самая машина из «Назад в будущее». Звезда культового кино, родившаяся из провального автомобильного проекта. У нее двери, открывающиеся вверх, как крылья. Задние колеса больше передних. Кузов из нержавеющей стали.

Знаменитый DeLorean DMC-12. Такая же машина снималась в трилогии «Назад в будущее»

Знаменитый DeLorean DMC-12. Такая же машина снималась в трилогии «Назад в будущее»

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Собирали автомобиль в Северной Ирландии, чтобы потом продавать в США. Но делали это настолько плохо, что в США машину приходилось доводить до ума, а стоимость ее возрастала на лишних десять тысяч долларов. Движок у машины сзади. А спереди – багажник. Автомобиль двухместный. Так что не понятно, где в «Назад в будущее - 2» Марти и Док смогли посадить еще и Дженнифер?

Спидометр DeLorean DMC-12 заканчивается на 85 милях в час. Для фильма «Назад в будущее» его увеличили до 88

Спидометр DeLorean DMC-12 заканчивается на 85 милях в час. Для фильма «Назад в будущее» его увеличили до 88

Фото: Ксения КРИВОЩЕКОВА

А еще, если вы помните, в фильме ДеЛореан должен был разогнаться до 88 миль в час, чтобы переместиться в прошлое. Так вот, спидометр у этих машин заканчивается на 85. Для фильма его переделывали.

ТТХ:

Годы выпуска: 1981 - 1983

Страна: собирали в Северной Ирландии

Сколько выпущено: 8 383 шт.

Скорость: 177 км/ч

ВАШ ВОДИТЕЛЬ - ФАНТОМАС

Citroen DS – одна из визитных карточек Франции. На такой ездил Фантомас в комедии с Луи Де Фюнесом. А в реальности в такой машине президент Франции Шарль де Голль пережил покушение в 1962 году. В музее стоит его более бюджетная версия Citroen ID. У автомобиля ситцевый руль и шикарный диван. А еще ее прежний владелец много курил – в салоне до сих пор пахнет сигаретами, а на обивке есть прожженные отверстия.

Похожий Citroen DS можно увидеть во французских фильмах про фантомаса

Похожий Citroen DS можно увидеть во французских фильмах про фантомаса

Фото: Алексей БУЛАТОВ

ТТХ:

Годы выпуска: 1957 – 1969

Страна: Франция

Сколько выпущено: 491 434 шт.

Скорость: 135 км/ч

ГРУЗОВИК, ДЛЯ КОТОРОГО НУЖНО 12 ГРУЗОВИКОВ

Самая большая машина в экспозиции – БелАЗ. Это списанная техника, которая десять лет отработала в карьере на Кузбассе. Она способна за раз увезти до 320 тонн руды, хотя и сама весит около 240 тонн. Чтобы привезти ее на Урал, понадобилось 12 большегрузов, которые доставляли БелАЗ по частям.

БелАЗ доставляли на Урал по частям на 12 грузовиках

БелАЗ доставляли на Урал по частям на 12 грузовиках

Фото: Алексей БУЛАТОВ

ТТХ:

Страна: Белоруссия

Ширина: 9250 мм

Длина: 14 900 мм

Высота: 7220 мм

Скорость: 64 км/ч

Один из этажей музея авиации «Крылья Победы»

Один из этажей музея авиации «Крылья Победы»

Фото: Алексей БУЛАТОВ

САМОЛЕТ, УДИВИВШИЙ СТАЛИНА

Название истребителя ЛаГГ-3 после Великой Отечественной войны якобы расшифровывали как «лакированный гарантированный гроб». А все потому, что из-за дефицита дюралюминия корпус самолета был цельнодеревянным – его выполняли из дельтадревесины и березового шпона, а потом покрывали лаком. По легенде, когда Сталину продемонстрировали образец дельтадревесины, вождь попробовал поджечь его с помощью своей трубки – не вышло.

Корпус ЛаГГ-3 был цельнодеревянным

Корпус ЛаГГ-3 был цельнодеревянным

Фото: Алексей БУЛАТОВ

ТТХ:

Годы выпуска: 1941 - 1944

Страна: СССР

Экипаж – 1 человек

Сколько выпущено: 6528 шт.

Высота полета: 9500 м.

Скорость: 592 км/ч

ГРОЗА ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

Не совсем самолет. Скорее уж летающий корабль – PBY-5A Catalina. На Урал эта махина прилетела в ящиках, после чего его собрали заново.

Летающий «корабль» – PBY-5A Catalina

Летающий «корабль» – PBY-5A Catalina

Фото: Алексей БУЛАТОВ

- Этой модели лет 80. Она служила в Бразилии в 1944-1945 годах, - рассказывает экскурсовод Александр Межецкий. – «Каталину» использовали для поиска подводных лодок. Для этого на ней была радиолокационная станция. Также этот самолет нес глубинные бомбы, чтобы устраивать заграждения для лодок.

Эта модель PBY-5A Catalina служила в Бразилии в 1944-1945 годах

Эта модель PBY-5A Catalina служила в Бразилии в 1944-1945 годах

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Экипаж «Каталины» – 8-10 человек. Из них четверо – стрелки. Один пулемет впереди, два сзади в полусферах. Плюс крупнокалиберный пулемет внизу, который появляется из секретного люка.

ТТХ:

Годы выпуска: 1936 - 1945

Страна: США

Экипаж – 3-8 человек

Сколько выпущено: 3305 шт.

Высота полета: 4000 м.

Скорость: 314 км/ч

АМЕРИКАНСКАЯ «АЭРОКОБРА» ДЛЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

В годы Великой Отечественной войны по ленд-лизу такие самолеты к нам привозили из США – Bell P-39, более известный как «Аэрокобра». США массово поставляли их союзникам. Из-за того, что двигатель располагался не спереди, а сзади, центр тяжести резко смещался назад и самолет мог сорваться в штопор. Наши пилоты придумали, как этого избежать, – в носовой части самолета использовали балласт. Другой минус – покидать кабину было опасно.

«Аэрокобра» в экспозиции оформлена, как самолет летчика-аса Григория Речкалова

«Аэрокобра» в экспозиции оформлена, как самолет летчика-аса Григория Речкалова

Фото: Алексей БУЛАТОВ

- Здесь дверь автомобильного типа - как у современных машин, - говорит экскурсовод Александр Межецкий. – Поэтому при покидании самолета через эту дверь возникала опасность получения травм от хвостового стабилизатора.

Следует отметить, что самолет «Аэрокобра» был цельнометаллической конструкции и обладал мощным вооружением: 6 пулеметов и одна пушка!

В этот отсек «Аэрокобры» пилоты обычно помещали балласт, чтобы сделать самолет более предсказуемым в небе

В этот отсек «Аэрокобры» пилоты обычно помещали балласт, чтобы сделать самолет более предсказуемым в небе

Фото: Алексей БУЛАТОВ

ТТХ:

Годы выпуска: 1940 - 1944

Страна: США

Экипаж – 1 человек

Сколько выпущено: 9584 шт.

Высота полета: 9600 м.

Скорость: 585 км/ч на высоте в 4200 м

ЛЕГЕНДАРНЫЙ ПАССАЖИРСКИЙ САМОЛЕТ

Дуглас DC-3A можно смело считать воздушным такси, потому что это самый массовый и самый популярный поршневой пассажирский самолет. Его выпускали не только в США, но и в СССР. У нас около 5000 штук построили по лицензии. Как гражданский самолет он может перевезти до 24 человек.

Дуглас DC-3A, снимавшийся в Голливуде

Дуглас DC-3A, снимавшийся в Голливуде

Фото: Алексей БУЛАТОВ

- К нам этот экземпляр прибыл из США. «Он долгое время находился в Флориде и даже успел поучаствовать в съемках голливудского фильма», - объясняет Александр Межецкий. Речь идет о фильме «Плохие парни» 1995 года с Уиллом Смитом.

Кабина Дуглас DC-3A

Кабина Дуглас DC-3A

Фото: Алексей БУЛАТОВ

На борту остались летные книги и журналы технического обслуживания, а также фотография с кадром из фильма «Плохие парни»!

Внутри Дуглас DC-3A даже сохранились полетные документы

Внутри Дуглас DC-3A даже сохранились полетные документы

Фото: Алексей БУЛАТОВ

ТТХ:

Годы выпуска: 1935 - 1952

Страна: США

Экипаж – 2 человека

Сколько выпущено: 16 079

Высота полета: 7350 м.

Скорость: 368 км/ч

ТАНК-ГИГАНТ

Танк крупнее еще попробуй найти. У Т-35 целых пять башен. Чтобы управлять такой махиной и вести огонь из всех орудий и пулеметов, внутри должно было находиться 10 человек! По сути это сухопутный крейсер. Но в боях они практически не участвовали. Танк Т-35 демонстрировали скорее как символ мощи Красной армии 1930-х годов.

У танка Т-35 целых пять башен

У танка Т-35 целых пять башен

Фото: Алексей БУЛАТОВ

- Всего их было сделано 59 штук. Но, именно Т-35 был изображен на знаменитой медали «За отвагу», - отмечают в музее.

ТТХ:

Годы выпуска: 1933 – 1939

Страна: СССР

Экипаж – 10 человек

Сколько выпущено: 59 штук

Скорость: 28,9 км/ч

СПАСИТЕЛЬ ЛЕНИНГРАДА

Аэросани НКЛ-26 - это не сани, а почти самолет. Двигатель у него от самолета У-2. Крылья добавь, и полетит. После войны их использовали для изучения Севера, а во время войны - для ведения боевых действий в зимних условиях. Бойцы на лыжах ехали позади саней, прицепившись к ним с помощью тросов.

Аэросани НКЛ-26 с двигателем от самолета У-2

Аэросани НКЛ-26 с двигателем от самолета У-2

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Сами аэросани имели бронеплиту толщиной в 10 миллиметров. НКЛ-26, например, использовали зимой 1941-го в Битве за Москву. Кроме того, аэросани охраняли «Дорогу жизни» во время блокады Ленинграда. А в городе Коряжма Архангельской области аэросаням НКЛ-26 поставили памятник.

ТТХ:

Годы выпуска: 1941 – 1959

Страна: СССР

Экипаж – 2 человека

Сколько выпущено: нет данных

Скорость: 70 км/ч

ВОПРОС РЕБРОМ

Откуда в музее появляются раритетные экспонаты?

Часть экспонатов попадают в музей из частных коллекций. Например, ретро-автомобили. Также в Музейном комплексе специалисты постоянно ищут затерянные в разных уголках страны артефакты военного времени. В коллекции есть даже несколько паровозов, которые курсировали по железным дорогам Советского Союза в первой половине XX века. Часть из них были найдены на Дальнем Востоке.

Тайну о том, сколько стоит отреставрировать один экспонат, в Музейном комплексе не раскрывают. Но удовольствие это не из дешевых, учитывая, что многие образцы сейчас на ходу.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Продам танк. Недорого»: как корреспонденты «Комсомолки» Т-60 покупали

Объявление о его продаже дал один из жителей Урала (Подробнее)

Мотор от «Субару», крылья из металла: в Екатеринбурге пенсионер строит у себя дома самолет

Не имея специального образования, работая столяром, он уже построил одно воздушное судно, которое может летать (Подробнее)