2017-10-05T19:05:14+03:00

Версия: разбившийся на Урале самолет Ан-2 и 13 тел подбросили на то место, где их нашли

11 июня 2012 года с аэродрома в Серове взлетел кукурузник. На борту было 13 человек. Самолет нашли лишь спустя год – в 8 км от города, где был обследован каждый сантиметр леса. Близкие разбившихся рассказали «КП» о результатах своего расследования
Поделиться:
Комментарии: comments23
Александр Ушаков каждый год приходит на место крушения Ан-2Александр Ушаков каждый год приходит на место крушения Ан-2Фото: Андрей ГОРБУНОВ
Изменить размер текста:

Казалось, что сериал LOST (по сюжету самолет совершил жесткую посадку на таинственном острове, который был недоступен для окружающего мира) вдруг стал происходить здесь и сейчас. На севере Свердловской области в городке Серове творилась форменная чертовщина. 11 июня 2012 года пилот Хатип Кашапов с 12 пассажирами на борту поднял в воздух казенный кукурузник, предназначавшийся для мониторинга лесных пожаров. И Ан-2 исчез. Как сквозь землю провалился. Масла в огонь подливало еще и то, что среди пассажиров оказались местный начальник ГИББД Дмитрий Ушаков и его подчиненный Максим Маевский. Вскоре следователи выяснили, что улетевшая компания наняла за 6 тысяч Кашапова, чтобы тот в честь дня независимости России покатал их над уральской тайгой. А дальше начался тот самый LOST. Через три дня с мобильников пропавших стали приходить смски «Абонент вновь находится в зоне действия сети». Но дозвониться ни до кого так и не удалось. В это же время двое рыбаков сообщили, что видели, как Ан-2 летит в сторону загадочного перевала Дятлова. Затем радиотехник из Нижнего Тагила заявил, что поймал сигнал SOS с пропавшего биплана: «Помогите! Двое ранены. Браконьеры нас видели…»

Где искали Ан-2 Фото: Алексей СТЕФАНОВ

Где искали Ан-2Фото: Алексей СТЕФАНОВ

На поиски с воздуха и с земли потратили 30 миллионов рублей. Спасатели и волонтеры «пропахали» вокруг Серова вдоль и поперек десятки километров. Все безрезультатно. И тут все также неожиданно 5 мая 2013 года, спустя без малого год после исчезновения, самолет нашли местные охотники. Обломки лежали в лесу в 8 километрах от города. В том самом периметре, который обследовали в первую очередь!

Казалось, на этом мистика закончилась, уступив, наконец, дорогу суровой прозе жизни. «Пилот Хатип Кашапов во время выполнения полета, вероятно, находился в состоянии алкогольного опьянения. Он летел на высоте значительно ниже безопасной, что привело к столкновению с высоким деревом и дальнейшему столкновению с землей», - говорится в заключении международной авиационной комиссии.

Но отец разбившегося начальника ГИБДД уверен – экспертов МАК водят за нос…

Эксперты осматривают место крушения Ан-2 Фото: Алексей БУЛАТОВ

Эксперты осматривают место крушения Ан-2Фото: Алексей БУЛАТОВ

«Я ОДИН РЕШИЛСЯ ВСКРЫТЬ ГРОБ»

- Я один из всех вскрыл гроб. Никто из родственников не решился. А я себя заставил. Внутри было всего три косточки. Одну из них я и взял для независимой экспертизы. Ради Димки и остальных ребят...

Папа Дмитрия Ушакова Александр Васильевич быстрым шагом ведет нас вглубь леса. И параллельно рассказывает, что пережил за прошедшие пять лет. Где-то там впереди находится место крушения Ан-2. Хотя наш проводник готов поспорить, что самолет разбился именно там. Ушаков-старший уже в седьмой раз со злостью повторяет:

- В этой истории всё белыми нитками по черному шито. Сейчас дойдем до места, и сами увидите. И про результаты независимой экспертизы там расскажу.

Александр Васильевич попросил нас сакцентировать внимание на том, что никакого болота вокруг места обнаружения самолета нет Фото: Андрей ГОРБУНОВ

Александр Васильевич попросил нас сакцентировать внимание на том, что никакого болота вокруг места обнаружения самолета нетФото: Андрей ГОРБУНОВ

Мы ориентируемся по старым зарубкам, которые оставили сотрудники МЧС еще в 2013 году. ДаУшакову эти знаки особо и не нужны. Он в здешних лесах – как рыба в воде. Уверяет, что знает тут каждую сосну, каждую березу.

- На второй день после исчезновения самолета мы с друзьями Димы отправились прочесывать лес, - дымя папиросой, вспоминает Александр Васильевич. – Проходили и тот участок, где потом оказался Ан-2. Не было там ничего! И запаха гари никто из нас не почувствовал. А ведь в заключении авиационной комиссии сказано, что самолет полыхал. Якобы салон выгорел полностью. Но какой там к черту пожар?! Сейчас сами все увидите…

В лесу еще хороши видны зарубки, которые 5 лет назад оставили сотрудники МЧС Фото: Андрей ГОРБУНОВ

В лесу еще хороши видны зарубки, которые 5 лет назад оставили сотрудники МЧСФото: Андрей ГОРБУНОВ

«700 ЛИТРОВ ТОПЛИВА СГОРЕЛО, А ЗДЕСЬ ТРАВА РАСТЕТ»

По Серову ходит история: когда жена начальника ГИБДД Ирина Ушакова была еще студенткой, гадалка напророчила ей: «Муж твой умрет, как только у вас родится сын». Дмитрий Ушаков сел в злополучный Ан-2 через 5 месяцев после того, как на свет появился его первенец.

- А как тут не поверить? – кивает Александр Васильевич, лавируя между деревьями. - Ведь даже силовики гадалок подключали, когда не смогли самолет найти. Правда, эти бабки ни чем не помогли.

Начальнику ГИБДД Серова было всего 34 года. Фото: полиция Серова

Начальнику ГИБДД Серова было всего 34 года. Фото: полиция Серова

От накатившей злости Ушаков ускоряет шаг, и мы теряем его из виду. Через пару минут из-за сосен доносится сдавленный голос: «Пришли!»

Мы выходим на широкую поляну. У ее края стоит обугленная береза. На ней крест и табличка «Вечная память трагически погибшим 11.06.2012 в авиакатастрофе 13 человек».

- Нам говорили, что здесь непроходимые болота, поэтому так долго искали самолет! – срывается на крик Ушаков. – Какие тут топи?! Вы вон в туфлях прошли! А какое совпадение – самолет рухнул именно на опушку.

Кандидат биологических наук Алексей Шабунов: «После такой катастрофы на этом месте десятки лет не сможет расти трава». А мы стоим на зеленом лугу! Фото: Андрей ГОРБУНОВ

Кандидат биологических наук Алексей Шабунов: «После такой катастрофы на этом месте десятки лет не сможет расти трава». А мы стоим на зеленом лугу!Фото: Андрей ГОРБУНОВ

Когда самолет нашли, под ним уже росла трава Фото: Алексей БУЛАТОВ

Когда самолет нашли, под ним уже росла траваФото: Алексей БУЛАТОВ

Нас смущает еще один факт. В заключении МАК по крушению серовского АН-2 было сказано, что во время крушения сгорело 700 литров топлива. Как позже нам скажет кандидат биологических наук Алексей Шабунов, «после такой катастрофы на этом месте десятки лет не сможет расти трава». А мы стоим на зеленом лугу!

- А на березу посмотрите! – продолжает ругаться Александр Васильевич. – Она лишь слегка обуглилась. А медики нам сказали, что останки тел были в таком состоянии, будто они сгорели в 60 кубометрах дров. Береза – самое легковоспламеняющееся дерево, а здесь она лишь слегка покоптилась. Люди сгорели, самолет сгорел, а дерево уцелело! Вон растет родимое, хоть бы хны.

"Вечная память трагически погибшим 11.06.2012..." Фото: Андрей ГОРБУНОВ

"Вечная память трагически погибшим 11.06.2012..."Фото: Андрей ГОРБУНОВ

«ВДРУГ НАШИ РЕБЯТА ЖИВЫ?»

Ушаков в сердцах пинает искореженное металлическое нечто, которое когда-то бы воздухофильтром Ан-2. Это единственная часть самолета, которую не забрали эксперты МАК.

- Черепа лежали как-то слишком аккуратно – как будто их рядком кто-то положил, - пытается убедить нас в своей правоте Александр Васильевич. – В общем, насмотрелся я на все эти нестыковки. С Димиными коллегами в ГАИ переговорил. Они со мной согласились – ну многое ведь указывает на то, что самолет сюда перенесли. Даже надежда затеплилась, а вдруг это черепа не наших ребят. Вдруг эти твари, которые на самом деле сбили самолет, держат их взаперти, а останки выкопали где-нибудь на кладбище неподалеку? Я поэтому и косточку из гроба сына отправил на независимую экспертизу. Подумал, если следователи не видят нестыковки, может, они куплены? И подтасовывают факты. Но нет… Косточка оказалась Димина…

"Я хочу узнать правду. Пусть горькую, но правду!", - говорит Александр Ушаков Фото: Андрей ГОРБУНОВ

"Я хочу узнать правду. Пусть горькую, но правду!", - говорит Александр УшаковФото: Андрей ГОРБУНОВ

- Но кто эти загадочные «твари»?! – задаем мы самый главный вопрос. – Кому могло понадобиться перетаскивать самолет весом 3,5 тонны?

- Есть у меня версия. Но извините, парни, сам я ее озвучивать не буду! Мне еще внука нужно вырастить. Я боюсь за свою жизнь. Ничего хорошего не стоит ожидать от тех, кому хватило ресурсов провернуть такую аферу. Но я скажу вам, кто посмелее меня…

Искореженное металлическое нечто, которое когда-то бы воздухофильтром Ан-2, - это единственная часть самолета, которую не забрали эксперты МАК Фото: Андрей ГОРБУНОВ

Искореженное металлическое нечто, которое когда-то бы воздухофильтром Ан-2, - это единственная часть самолета, которую не забрали эксперты МАКФото: Андрей ГОРБУНОВ

РАДИ ВЫГОДЫ

Человек, который готов рассказать новую версию о крушении Ан-2, очень просит не называть его имя. И встретиться предлагает в каком-нибудь укромном месте, подальше от посторонних глаз.

Серовский аэродром, откуда взлетел тот самый кукурузник, для этого подходит идеально. Ан-2 Хатипа Кашапова – последний борт, поднявшийся отсюда в воздух. Сразу после скандала авиагавань закрыли. Теперь здесь хозяйничают бездомные собаки и мародеры. А местные мальчишки не пощадили в здании аэровокзала почти ни одного окна.

Сразу после исчезновения Ан-2 аэродром закрыли. Теперь здесь хозяйничают бездомные собаки и мародеры Фото: Роман ЛЯЛИН

Сразу после исчезновения Ан-2 аэродром закрыли. Теперь здесь хозяйничают бездомные собаки и мародерыФото: Роман ЛЯЛИН

- Очень похоже на то, что самолет подбросили, - говорит наш собеседник. – Мы хотели сравнить пейзаж, который получился после крушения под Серовом, с разрушениями в лесу, которые происходили во время подобных падений других бипланов. Но корректного сравнения не получается. «Наш» самолет, якобы, упал аккурат на опушку леса, поэтому и сломал лишь одну сосну.

- Но кому понадобилось перетаскивать самолет? – вновь задаем мы краеугольный вопрос.

Объявление на заброшенном аэродроме Фото: Роман ЛЯЛИН

Объявление на заброшенном аэродромеФото: Роман ЛЯЛИН

- Летом 2012 года вдоль леса местная компания прокладывала газопровод. Они подгоняли грузовики с выдвижными кранами, чтобы положить трубы. Что если одну из таких стрел рабочие поленились или забыли сложить на ночь? И Ан-2 задел ее крылом. Строительство при таком ЧП встало бы на год. И это не говоря уже об уголовном деле за убийство 13 человек. Что характерно, самолет нашли как раз, когда достроили газопровод.

В самой газовой компании нам согласились прокомментировать эту версию лишь неофициально и то двумя словами: «Полный бред!»

По словам Александра Ушакова, цепочка, которая была на его сыне во время крушения, даже не обуглилась Фото: Роман ЛЯЛИН

По словам Александра Ушакова, цепочка, которая была на его сыне во время крушения, даже не обуглиласьФото: Роман ЛЯЛИН

ВИНОВАТЫ БРАКОНЬЕРЫ?

Ходит в Серове и еще одна версия, что могло на самом деле случиться с самолетом.

- В 2012 году браконьеры повадились ловить в наших краях сапсанов (самая быстрая птица в мире, занесена в Красную книгу России – прим. ред.), - рассказывают местные лесничие. – В тот год каких только ловушек не напридумывали, чтобы заарканить птиц. За одного сапсана можно было выручить до 20 тысяч рублей! Сапсаны ведь высоко-высоко летают. Вдруг эти придурки приладили сетку к верхушкам двух самых высоких сосен? А попался в эту ловушку самолет. Как они потом перетащили Ан-2? Да у нас вон в соседних селах мужики воют от безработицы. За тысячу каждый на всё пойдет. Нанять человек 50, и дело сделано....

По пути к месту падения Ан-2 встречаются шалаши Фото: Андрей ГОРБУНОВ

По пути к месту падения Ан-2 встречаются шалашиФото: Андрей ГОРБУНОВ

Перед тем, как уехать из Серова, мы заезжаем попрощаться с Александром Ушаковым. Заодно сетуем, что никаких прямых доказательств того, что Ан-2 могли перетащить из другого места, нет.

- Парни, я это понимаю, - закуривая, кивает Ушаков. – Но я обязательно добуду доказательства. Это мой долг. Внуку сейчас 5 лет. Пока на его вопросы «Где папа?», я отвечаю: «Улетел на самолете». Для пятилетки этого ответа вполне достаточно. Но пройдет несколько лет, и Григорий потребует от меня правды. К тому времени у меня уже будут настоящие ответы!

Чтобы вывезти искореженный Ан-2 из леса, силовикам пришлось ломать его Фото: Алексей БУЛАТОВ

Чтобы вывезти искореженный Ан-2 из леса, силовикам пришлось ломать егоФото: Алексей БУЛАТОВ

Комментарий следственного комитета на транспорте

«Его могли подбросить только с вертолета»

- Даже если захочешь, Ан-2 среди деревьев не пронести, - объясняют в Нижнетагильском следственном отделе на транспорте с дислокацией в Серове Уральского следственного управления на транспорте СКР. - Только на вертолете если. Но кому это могло понадобиться? Мы эту версию полностью исключаем. У нас в качестве доказательств, подтверждающих крушение на этом месте, есть сбитая верхушка сосны, обгоревшие деревья. А самое главное – при крушении удар был настолько сильный, что двигатель ушел в землю. Экскаваторам пришлось его выкапывать. Какие еще нужны доказательства?

 
Читайте также