Премия Рунета-2020
Екатеринбург
+10°
Boom metrics
Общество1 июля 2012 17:47

В Полевском наркоманов лечат иконой «Воскрешение Лазаря»

Корреспондент «КП» побывал в альтернативном «Городу без наркотиков» реабилитационном центре в Полевском
Источник:kp.ru

Фото: Алексей БУЛАТОВ

При входе в центр «Подвижник» нас встречает дюжий детина в наколках. В руках - колун. Идет на меня, легко поигрывая тяжелым орудием. Хочется стать маленьким и спрятаться, но некуда - территория бывшего детского сада обнесена высокой оградой.

Бугай проходит мимо, словно не заметив меня, лишь бросает нехороший взгляд на фотоаппарат. Через минуту из-за угла доносится: хрясь! Давно я так не радовался, слушая, как рубят дрова…

«Подвижник» не случайно расположился на окраине Полевского, возле храма во имя Петра и Павла, построенного аж в восемнадцатом веке. Реабилитационный центр - структурное подразделение прихода. Зачем врачи - материалисты по определению - объединились со священнослужителями?

- Наркомания - болезнь духа, - говорит руководитель центра, психотерапевт Вячеслав Боровских. - Поэтому мы объединили усилия.

Вячеслав Владимирович несколько лет работал в екатеринбургской городской наркологической больнице. Разработал метод лечения, который называет «нравственно ориентированной психотерапией, основанной на православном учении о человеке». В 1999 году решил заняться частной практикой и неожиданно понял, что лицензию ему не получить никогда. Среди 26 психотерапевтических методик, разрешенных на территории РФ, не было той, которую он собирался применять.

- К тому времени я уже давно считал себя христианином, а православное вероучение лежало в основе моего врачебного мышления, - вспоминает Боровских. - Для получения лицензии необходимо было, чтобы заявленный метод соответствовал общепринятым в психотерапии понятиям и принципам. Православная психотерапия не только не соответствует большинству принципов современной психотерапии, но и решительно отвергает их, поэтому получить лицензию никаких шансов не было. Помог главный психотерапевт Екатеринбурга Михаил Перцель, который предложил продемонстрировать методику на заседании областного общества психотерапевтов. Рассчитывать на признание с их стороны казалось делом бесполезным, но произошло чудо. Методика вызвала жаркие споры среди врачей, однако общее мнение было таково: рекомендовать выдать лицензию с правом именовать методику по усмотрению автора. Так родилась нравственно ориентированная психотерапия.

…Здесь живут по церковным правилам. Столовая – «трапезная», спальни – «кельи»… В зале - спасенная местными жителями часть росписи старинного храма «Воскрешение Лазаря».

Лечение занимает до одного года. За это время, по замыслу авторов метода, попавшие в зависимость от наркотиков, алкоголя, игровых автоматов и прочих соблазнов должны усвоить новое мировоззрение и новый образ жизни.

Принципиальное отличие от официальных методик - человек не кодируется, не зомбируется. Выработанные во время лечения внутренние установки и привычки позволяют вернуться в привычную среду, общаться с грешниками, соблазняющими его.

В центр приходят добровольно - это обязательное условие. Но, попав сюда, надо принять все правила: не курить, не сквернословить, не выходить с территории; по средам и пятницам (строгий пост) нельзя слушать музыку и заниматься в спортзале. В остальные дни разрешены музыка и видео только духовного содержания. Телевидения и Интернета нет вообще. Нарушителям выносятся замечания и предупреждения. Они публикуются на доске объявлений: «Не встал на молитву утром», «Сквернословил», «Непослушание и пререкание».

Выдерживают не все. Напротив одной из фамилий - короткая запись: «Побег».

У пациентов нет свободного времени - работа в мастерских, молитвы, занятия с психотерапевтом занимают весь день. Продукция мини-предприятия - это в основном церковная утварь и ритуальные принадлежности, которые продаются в церковной лавке.

Здесь же записывают аудио- и видеодиски духовного содержания. На коробке с матрицами CD - рукописная надпись: «Грех. Часть вторая».

26-летний брат Феодор приехал из Ижевска и живет здесь уже несколько месяцев. Работает по специальности. Он резчик по дереву.

- Занимаюсь тем же, чем и дома: делаю деревянные иконостасы. В центр меня направил батюшка, отец Андрей. Семья платит за меня 15 тысяч рублей в месяц.

Руководители центра заявляют, что 80 процентов бывших пациентов подолгу или никогда не возвращаются к пагубным пристрастиям. Приходится верить на слово - цифры проверить невозможно. Областной министр здравоохранения Аркадий Белявский считает, что в Полевском наркоманам оказывают реальную помощь:

- Центров должно быть много, самых разных. Главное - результаты. Здесь все построено на духовности, и это срабатывает.

Постоянные скандалы вокруг Фонда «Город без наркотиков» рождают множество вопросов: кто должен лечить - государство или общественные организации? Добровольно или принудительно? И, главное, как лечить, какими способами?

Работу Евгения Ройзмана и его сподвижников в центре оценивают как полезную, но с оговорками.

- То, что делает «Город без наркотиков», это хорошо, - говорит Вячеслав Боровских. - Но там занимаются не лечением и не реабилитацией, а только одним из необходимых этапов - принудительным прерыванием наркозависимости. Среди наших пациентов много тех, кто побывал в фонде. И не потому, что там плохо лечили. Мало прервать прием наркотиков, надо исцелить поврежденный дух.

Над «церковной» реабилитацией часто иронизируют: мол, что такое душеспасительные беседы против неудержимой тяги к наркотикам? Но силой сюда никого не приводят. Когда у государства нет ни сил, ни воли, чтобы выйти на войну с бедой, в строю пригодятся все боеспособные силы.