Премия Рунета-2020
Екатеринбург
+2°
Boom metrics
Легенды Урала29 апреля 2022 11:40

Находка на миллионы долларов: рассказываем, где посмотреть картину Рафаэля Санти XVI века и получить за это подарок

Каждый раз, когда путешествуешь, встречаешь на пути людей, которые рассказывают забавные истории из жизни — своей и соседской.
Авторы (2):
Анастасия ЗАЙЦЕВА
Собраны новые доказательства подлинности картины «Святое семейство» или «Мадонна дель Пополо» XVI века Рафаэля.

Собраны новые доказательства подлинности картины «Святое семейство» или «Мадонна дель Пополо» XVI века Рафаэля.

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Чего только стоят реальные миниатюры из уст таксистов! И ведь правда, в чью машину ни сядешь, в каком городе ни окажешься — одна история веселее другой.

Команда «КП-Екатеринбург», любящая дальнюю дорогу с горячими пирожками из придорожных кафе, запустила проект «Легенды Урала». Чтобы прокатиться по городам живописного региона, мы, конечно, заказывать такси не будем, потому что уже придумали, как раскрыть тайны уральских городов и как увидеть то, мимо чего ранее проходили, даже не оглянувшись. А вот рабочий день нерабочим, пожалуй, объявим. Есть ради чего!

Сегодня план такой: прыгаем в корпоративную машину и едем по маршруту «Екатеринбург-Нижний Тагил». Говорят, в местном музее изобразительных искусств хранится подлинник картины Рафаэля Санти. Спойлер: таких картин во всем мире две: в Тагиле и во Франции. Вопрос: как холст стоимостью миллионы долларов оказался на чердаке старинного особняка в промышленном городке Свердловской области?

Блины с икрой и щи: как не умереть с голоду во время путешествия

Ребята наши весёлые: шутят, поют песни и задают много вопросов — чаще всего друг другу, но сегодня они берегут их для Марины Агеевой. Это директор Нижнетагильского музея ИЗО. Она сообщила нам, что собраны новые доказательства подлинности картины «Святое семейство» или «Мадонна дель Пополо» XVI века, которую приписывают кисти великого художника эпохи Возрождения.

— Сколько нам ехать? — спрашивает коллега. Он любит дальние поездки, а потому хочет понять, чем заняться в машине.

— До Нижнего Тагила — 125 км. А там посмотрим. Может, по городу ещё покатаемся. У них красивая набережная, Храм Александра Невского, Лисья гора, с которой открывается шикарный вид на город, — говорит водитель. Он наш личный таксист, который знает всё и про всех. — Но сначала пообедаем.

Заезжаем в столовую Администрации Нижнего Тагила — место, в котором есть и ароматные щи, и блинчики с икрой… И все способы оплаты. Карта «My Life» от УБРиР нас выручала уже много раз: с ней мы бесплатно снимали деньги в банкоматах банка УБРиР и банках партнерской сети, бесплатно переводили средства через СБП клиентам других банков, а теперь — без проблем расплатились за обед.

Карта «My Life» от УБРиР выручает в любой ситуации.

Карта «My Life» от УБРиР выручает в любой ситуации.

Фото: Алексей БУЛАТОВ

ЛАЙФХАКИ, ЧТОБЫ ВСЕГДА БЫТЬ СЫТЫМ ВО ВРЕМЯ ПУТЕШЕСТВИЯ:

- плотно завтракаем. Жиры, белки, углеводы — всё, как учили родители;

- с собой берём термос с горячим чаем и лёгкий перекус (бутерброды, крекер и т.д.). Дома оставляем скоропортящиеся варёные яйца, куриную грудку…

- в карман кладём мини-пакет с зиплоком — отличный вариант для сухофруктов и орехов в дорогу.

Нашли по частям: будущий шедевр использовался как столешница

Подходим к зданию нежно-желтого цвета по адресу ул. Уральская, 7. Это и есть Нижнетагильский музей ИЗО. Людей рядом немного, парковка пустая. Нам повезло — сегодня директор Марина Агеева будет свободна и покажет картину, ради которой ценители искусства летают во Францию! А всего-то надо — потрать 2 часа до Тагила, чтобы прикоснуться к мировому наследию культуры.

Картина хранилась в частной коллекции Николая Никитича Демидова, а после его смерти была преданна в Выйско-Никольскую церковь, где был захоронен представитель династии промышленников. Летом 1924 года потемневшую от пыли доску обнаружили на чердаке «Господского дома» по адресу Тагильская, 24.

Директор Нижнетагильского музея ИЗО Марина Агеева рассказывает историю появления картины в Нижнем Тагиле.

Директор Нижнетагильского музея ИЗО Марина Агеева рассказывает историю появления картины в Нижнем Тагиле.

Фото: Алексей БУЛАТОВ

- В прошлом году в архиве нашего города мы нашли документ, свидетельствующий о том, что 4 января 1924 года картина была передана религиозной общиной Выйско-Никольской церкви в исполком Нижнего Тагила, - поясняет Марина Агеева. - 1 января 1924 года было решено восстановить музей, основанный Демидовыми в 1841 году, но закрытый перед октябрьской революцией. Тогда же стали разыскивать экспонаты, которые хранились в музее ранее. В первую очередь отправились в Выйско-Никольскую церковь. Из нее изъяли 11 произведений искусства, среди которых была деревянная доска, подписанная как «Святое семейство» неизвестного художника.

В прошлом году в архиве Нижнего Тагил нашли новые документы о передаче картины Рафаэля

В прошлом году в архиве Нижнего Тагил нашли новые документы о передаче картины Рафаэля

Фото: Алексей БУЛАТОВ

На время, пока для восстановления музея искали новое помещение, картины оставили на хранение в пристрое «Господского дома».

- Летом 1924 года здание нашли, и в него стали перевозить экспонаты, — продолжает Марина Агеева. — Судя по всему, картину «Святое семейство» забыли, т.к. она была использована в качестве столешницы. Но спустя некоторое время ее часть обнаружил директор краеведческого музея Александр Словцов вместе с завхозом Тагильского Металлургического Треста Иваном Колеватовым. Тогда же ее забрали в краеведческий музей. Картина оказалась неполной: в изображении Мадонны не хватало плеча, а у младенца – пяточки. Вскоре в этом же пристрое на Тагильской, 24 была найдена вторая часть доски.

Часть картин из личной коллекции Демидова была передана в музей

Часть картин из личной коллекции Демидова была передана в музей

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Позже появились разные версии, почему картина была забыта. Мы приехали в Тагил, в том числе за легендами, поэтому рассказываем вам одну из самых популярных. Её описал в сборнике рассказов «Приключения Мадонны» писатель Юрий Курочкин. Когда картина лежала на хранении в «Господском доме», она оказалась никому не нужна, и в результате использовалась в качестве столешницы. Этим Курочкин объясняет ужасное состояние, в котором обнаружили произведение искусства.

«Еще пару лет, и она бы превратилась в труху»

Мы переглядываемся с коллегами, и в воздухе виснет мысль: «Картина, которая когда-то по незнанию, по ошибке использовалась в качестве столешницы, сегодня стоит внушительных денег. В долларах!»

- Когда сотрудники музея протерли узор по вороту платья Мадонны, то прочитали надпись: «Рафаэль Урбинас, писавший в 1509 году». Тут же написали об этом в Москву, в Главнауку. В 1925 году в Нижний Тагил приехал известный художник, реставратор и искусствовед Игорь Грабарь. Он заключил: картина срочно нуждается в реставрации, а затем в тщательном изучении, - рассказывает Марина Агеева.

Узор по вороту платья Мадонны, надпись: «Рафаэль Урбинас, писавший в 1509 году»

Узор по вороту платья Мадонны, надпись: «Рафаэль Урбинас, писавший в 1509 году»

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Сегодня мы видим шедевр 16 столетия едва не в идеальном состоянии (насколько он вообще может быть таковым). Но представьте: найдена доска была в ужаснейшем состоянии: разломанная на две части, поеденная жучком шешелем древесина, а также без части красочного слоя.

- Картина была написана темперными красками, разведенными с помощью яичного белка. А реставрирована с помощью масляных красок, которые «съели» часть изображения. Так, в образе старца Иосифа от подлинной живописи XVI века остались только клок бороды и клок волос, все остальное - позднейшие записи. По словам Грабаря, если бы картина еще пару лет пролежала на чердаке, она бы и вовсе превратилась в труху, - резюмирует Марина Агеева.

В Москве произведение искусства удалось спасти. А после реставрации Грабарь со своей командой определил, что картина действительно написана в XVI веке.

- Марина Владимировна, знаю, что художники того времени, ошибаясь, не стирали набросок, а рисовали поверх. В «Мадонне дель Пополо» есть намеки на авторские правки? – спрашивает мой коллега.

- Да. В Пушкинском музее выяснилось, что на доске было сделано очень много авторских правок, - говорит Марина Агеева. - Например, ножки младенца несколько раз перерисовывали. В 1928 году у Грабаря вышла статья, в которой он называет картину «Тагильский Мадонной» и сравнивает с подлинником картины «Мадонна дель Пополо». Ее в 1509 году по просьбе итальянского банкира Киджи для пристройки церкви Санта Мария дель Пополо написал, живший на тот момент в Риме, Рафаэль Санти. В этой же статье Грабарь описывает, что подлинник успел испытать самые разные перипетии.

После смерти Рафаэля в 1520 году картина принадлежала церкви, а в 1540 году ее выкрали. Но, поскольку для римлян это была святыня, народ стал повсюду ее искать. Спустя какое-то время картину вернули. Но позднее упоминания о ней появлялись то в одной, то в другой частных коллекциях. Однако как же «Мадонна дель Пополо» попала к Николаю Никитичу Демидову?

Почему картину взяли на выставку и не вернули обратно

Скорее всего, все проще, чем кажется. Демидов мог просто ее купить.

- Четвертый представитель рода Демидовых Николай Никитич был российским посланником во Флоренции. Он собирал коллекцию картин итальянских художников. В его каталогах значится имя Рафаэля. А в архиве Демидова было найдено письмо от приказчика Якова Смирнова Николаю Никитичу. В нем было написано: «Сегодня господин Бурке неожиданно пришел ко мне сказать, что его картина Рафаэля назначается опять в продажу, что последняя цена 6000 гиней. Итак, не угодно ли Вам будет сделаться обладателем прекрасного творения рук человеческих? Если Вы решитесь, то он просит никому не сказывать цены, требуемой за его Рафаэля». По всей видимости, Николай Никитич все же купил творение, - предполагает Марина Агеева.

После смерти Николая Никитича, его сыновья Павел и Анатолий, вывезли картины из Флоренции в Санкт-Петербург, а часть из них перевезли в Выйско-Никольскую церковь, которую построили в качестве семейной усыпальницы.

В музее хранятся и другие уникальные картины 16 века из коллекции Демидова

В музее хранятся и другие уникальные картины 16 века из коллекции Демидова

Фото: Алексей БУЛАТОВ

- После 1928 года, то есть после реставрации, картина долгое время хранилась в Пушкинском музее. Однако в 1970-м году ее на выставку в свои фонды попросила Свердловская картинная галерея. А в 1975-м мы тоже взяли ее на выставку и уже не отдали, - улыбается директор Нижнетагильского музея изобразительных искусств. - Она висела здесь целый год, и тагильчане постоянно возмущались, как это так, что «Тагильская Мадонна», купленная на деньги Демидовых, должна быть в Свердловске. Тогда наш бывший директор Элеонора Дистергефт поехала к министру культуры Юрию Мелентьеву. Он сказал: «Конечно, справедливость должна восторжествовать». И подписал приказ, по которому с 1977 года картина официально принадлежит нашему музею.

Рентген все покажет: картину Рафаэля ждет заключительное исследование

История «Тагильской Мадонны» — мировая история. Мы уезжаем из музея, а тему разговора поменять не можем.

- Самый главный конкурент в борьбе за подлинность у «Тагильский Мадонны» - картина из музея Конде во Франции, - говорю я. - «Мадонну дель Пополо» описывал первый биограф Рафаэля Санти, живший с ним практически в одно время, Джорджо Вазари. Он писал, что на картине изображена Мария, любующаяся младенцем и показывающая его своему мужу старцу Иосифу. А когда картину из коллекции Конде просветили на рентгене, оказалось, что эта работа была изначально без изображения старца Иосифа, то есть его дописали позднее. А «Тагильскую Мадонну» отправляли на рентген? Кто-нибудь знает?

На картине изображена Мария, любующаяся младенцем и показывающая его своему мужу старцу Иосифу

На картине изображена Мария, любующаяся младенцем и показывающая его своему мужу старцу Иосифу

Фото: Алексей БУЛАТОВ

- Мария Владимировна сказала, что в 2020 году ее удалось просветить на рентгене, пока она находилась в Санкт-Петербурге, - подхватил разговор наш водитель. - Рентген подтвердил все то, что описывал Игорь Грабарь. На картине действительно были перерисовки. А также видно, что подпись автора впаяна в деревянную доску, то есть она сделана в начале XVI века.

В мировом сообществе картину до сих пор не могут признать той самой «Мадонной дель Пополо». В ближайшем будущем в музей ИЗО Нижнего Тагила должен приехать реставратор из Санкт-Петербурга, чтобы завершить исследование и написать заключение.

А пока остается только наслаждаться шедевром и вспоминать анекдот, основанный на реальных событиях: «Несколько лет назад между Россией и Францией был конфликт по газу. Французы сказали: «Ну хорошо, мы признаем, что ваш газ такой-то, а вы признайте, что настоящая Мадонна у Конде».

Путешествуй с нами и выигрывай призы

Мы тем временем садимся в машину, пристёгиваем ремни и держим курс в уральскую столицу, где был придуман проект «Легенды Урала». Редакция «КП-Екатеринбург» вместе с картой «My Life» от УБРиР продолжит рассказывать о таинственных находках и местах культурного наследия, путешествуя на машине. Или на автобусе и электричке — как захочется. Тем более что по карте «My Life» с платежной системой МИР мы получаем кэшбэк 10% за оплату транспортных услуг. Заказать карту «My Life» с платежной системой МИР можно на сайте.

Чтобы доехать до дома без проблем – заправляемся картой «My Life»

Чтобы доехать до дома без проблем – заправляемся картой «My Life»

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Присоединяйтесь к проекту и ищите подарок от наших партнеров после каждого выпуска проекта. Первое сокровище мы оставили в Музее ИЗО! 1000 рублей и сертификат на OZON от нашего партнера банка УБРиР достанется тому, кто первый после прочтения этой публикации отправится в Тагил. На кассе Музея нужно назвать кодовую фразу «Комсомольская правда. Легенды Урала» и получить сертификат. Обязательно: фото этого сертификата прислать нам, чтобы мы сразу перевели вам подарок — 1000 рублей на карту и сертификат в OZON.

Также, пишите нам в социальных сетях о невероятно красивых местах Урала, где вы хотели бы побывать, но по каким-то причинам боитесь. Мы съездим, всё узнаем и расскажем вам о «подводных камнях».

Мы продолжаем наши поездки по Уралу! Ждите нового выпуска

Мы продолжаем наши поездки по Уралу! Ждите нового выпуска

Фото: Алексей БУЛАТОВ