Премия Рунета-2020
Екатеринбург
+10°
Boom metrics
Звезды9 ноября 2017 18:00

Алексей Учитель: Мне предлагают снять «Матильду-2»

На творческой встрече в Ельцин-Центре Режиссер нашумевшего фильма рассказал о том, будет ли у ленты продолжение, почему он недоволен прокатом и кто на самом деле позорит православную веру
Алексей Учитель показал в Ельцин-Центре "Матильду"

Алексей Учитель показал в Ельцин-Центре "Матильду"

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Картина о романе цесаревича Николая с балериной Матильдой Кшесинской была одной из самых ожидаемых премьер этого года. Но, не смотря на это, показать «Матильду» 26 октября решились далеко не все кинотеатры. В основном побоялись угроз со стороны православных активистов, которые ополчились против фильма. Мол, где это видано, чтобы канонизированный царь вступал в интимные отношения с танцовщицей? (в лик святых, как страстотерпец Николай II был возведен в 2000 году Русской православной церковью – Ред.) В итоге в лидеры отечественного проката фильм так и не вышел. Сейчас режиссер картины Алексей Учитель ездит по стране, чтобы лично рассказать зрителям о своем творении. 9 ноября «Матильду» показали в Ельцин-Центре.

НА ПРЕМЬЕРЕ МЫ ЖДАЛИ ПЛАКАТЫ «ГОРИТЕ В ОГНЕ»

- Алексей Ефимович, вы довольны прокатом картины? (В первые четыре дня, 26-29 октября, фильм собрал около 225 миллионов рублей - Ред.)

- Не очень доволен. Хотя объективно – цифры неплохие. У нас же все кричат: «Поклонская сделала «Матильде» отличную рекламу». На самом деле она сделала обратное. Да, благодаря ей, о фильме узнали многие. Но мне обидно, что люди идут на него под впечатлением скандала. Зрители ищут «клубничку». А ее там нет. Тогда наступает разочарование. И потом, по всем каналам крутили новости о «Матильде», о порноактере, о поджогах. А за неделю до премьеры – тишина! Ни один федеральный канал не показал рекламу нашего фильма. Поэтому люди в небольших городах даже не знали, с какого числа ленту начнут показывать в кинотеатрах. И не пошли на премьеру.

- Николай II не статуя и не икона. Он человек, который может сомневаться, влюбляться. Страстно, эмоционально… - рассуждает режиссер

- Николай II не статуя и не икона. Он человек, который может сомневаться, влюбляться. Страстно, эмоционально… - рассуждает режиссер

- Вы слышали, что в Екатеринбурге православный активист, протестуя против «Матильды», въехал на автомобиле в ККТ «Космос» и поджег его коктейлем Молотова?

- Конечно. А еще бутылки с коктейлем Молотова бросали в нашу студию в Санкт-Петербурге. Сожгли машину нашего адвоката Константина Добрынина. До этих трех случаев, высказывания депутата Поклонской, я воспринимал с иронией и улыбкой. После, пришло понимание, что на нас началась террористическая атака. Я не преувеличиваю. Идея терроризма – напугать. Зрители испугались, задумались: «А стоит ли идти в кино?» Это ужасно. Начались многочисленные обращения к адвокатам, в полицию, в прокуратуру. Сейчас все плохие люди арестованы, им грозит уголовное наказание. Но поразительно другое. Когда начался прокат, мы ждали провокаций, плакатов «Долой Матильду!», «Горите в огне». Больше всего боялись звонков. Но за три недели проката ничего этого не случилось! Только на премьеру в кинотеатр «Октябрь» пришли жалкие 5-6 человек с плакатиками. Думаю, им за это дали по 100 рублей. Как только к ним подошла охрана, они свернулись. История с нашим фильмом показала, что поднялось очень много агрессивного православия. Все эти активисты позорят православную веру. Не мы позорим, а они!

- В Екатеринбурге есть православный режиссер, который снял фильм «Ложь Матильды» и вызвал вас на баттл. Будете отвечать?

- Куда вызвал? И что такое православного режиссер? Я такого определения не знаю. Для меня есть только «режиссер». Один человек, посмотрев фильм, серьезно предложил мне сделать трейлер «Матильды» для верующих. Бред! Как если бы в кинотеатре спросить: «Ребята, кто тут верующий?» Я не боюсь поединков. Но для них моим оппонентам нужно посмотреть кино. Например, Госпожа Поклонская устраивая противостояние верующих против «Матильды» в Москве задумывала сделать огромную демонстрацию. Пришло около 100 человек. Она и меня вызвала по Интернету. Хотела, чтобы я пришел и объяснил этим людям свое плохое поведение. И я готов был прийти, но только после того, как люди посмотрят фильм. Я за диалог. Любой может высказываться, но только в том случае, если лично знает предмет.

- Вы ожидали, что агрессия будет именно со стороны православных?

- И в мыслях не было! Производство фильма длилось четыре года. К нам на площадку приезжали сотни камер, журналистов. Все знали содержание фильма. О нем рассказывал я, актеры. Но никто ни РПЦ, ни Наталья Поклонская на этом этапе не попросили прекратить это безобразие. Я уж не говорю о том, что треть фильма была создана за счет государственного финансирования. Негатив возник тогда, когда я уже монтировал картину.

- Как думаете, почему РПЦ в последнее время становится оппонентом в разных культурных явлениях?

- Иногда церковь берет на себя роль идеолога, который должен управлять мозгами людей. Никто из руководителей РПЦ не видел картины, хотя я призывал патриарха посмотреть «Матильду». У нас в стране очень много верующих. Я сам верующий и крещеный. Но мое мнение - вера не должно быть на показ. И как по мне, храм – не то место, где обсуждают фильмы. А в храмах Москвы висели листочки, с призывом подписать протест против «Матильды».

- Для режиссера любая картина – это ребенок, который рождается в муках. А младший ребенок он всегда самый любимый, - говорит Учитель.

- Для режиссера любая картина – это ребенок, который рождается в муках. А младший ребенок он всегда самый любимый, - говорит Учитель.

Фото: Алексей БУЛАТОВ

БОЮСЬ ЗА МОЛОДЫХ РЕЖИССЕРОВ

- Какой образ Николая II вы хотели донести до зрителя?

- Мне казалось, что будет интересно посмотреть на царя в молодости, узнать, как складывался его характер. Он же не статуя и не икона. Он человек, который может сомневаться, влюбляться. Страстно, эмоционально…

- «Матильда» должна выйти на телевидении в качестве сериала. На каком канале его покажут?

- У нас будет 4-серийная версия, которая будет идти три с лишним часа. Вообще телевизионную версию должен показывать «Первый канал». Я традиционно с ними сотрудничаю. В многосерийном фильме будет расширена роль второстепенных персонажей. Например, моя любимая актриса Галина Тюнина, в фильме появляется молча. А в сериал войдут два больших эпизода с ее героиней. И, кстати, сериал очень ждут за границей. Мы презентовали проект в Каннах. Тогда нас выбрали из 1000 других проектов. А это было впервые для российского телевизионного формата.

- Алексей Ефимович можете ли вы сказать, что довольны работой над фильмом?

- Для режиссера любая картина – это ребенок, который рождается в муках. А младший ребенок он всегда самый любимый.

- После всего того, что было, есть у вас желание продолжить работу с историей царской семьи?

- Еще до «Матильды» мы вместе со сценаристом Дмитрием Соболевым затевали картину под названием «Дно» - это станция в Псковской губернии, где император отрекся от престола. Мы хотели показать три дня жизни на этой станции... Но могу вам сказать точно, в ближайшие 3-4 года мои творческие планы с царской семьей не связаны. Очень многие говорили мне, что нужно снять «Матильду-2». Те же самые герои, но в 1917 году. Но я не буду этого делать. Не потому что я боюсь. Просто мне этого делать не нужно. У нас была колоссальная борьба за выход картины в прокат. И сейчас я боюсь, что молодое поколение режиссеров, которые захотят снять историю царя, скажут: «У Учителя было вот так, стоит ли мне связываться?» Мне очень хочется, чтобы в мозгу у молодых режиссеров не было этого страха.