Премия Рунета-2020
Екатеринбург
+5°
Boom metrics
Общество12 января 2017 9:00

Как передвигаться по Екатеринбургу после того, как отменят 113 маршрутов транспорта

Ездить придется с пересадками, но и ждать на остановке надо будет меньше
Трамваи, автобусы и троллейбусы будут ездить по новым маршрутам.

Трамваи, автобусы и троллейбусы будут ездить по новым маршрутам.

Фото: Алексей БУЛАТОВ

В среду, 12 января, Екатеринбург всколыхнула новость о том, что сити-менеджер Александр Якоб подписал постановление о введении новой маршрутной сети общественного транспорта. В частности многих обеспокоило, что из-за нее в городе навсегда исчезнут 113 автобусных, трамвайных и троллейбусных маршрутов. Чтобы разобраться, к чему это приведет и для чего было сделано, мы обратились в Фонд "Город.PRO", сотрудники которого и помогли разработать новую сеть.

ТРАМВАИ, ТРОЛЛЕЙБУСЫ И АВТОБУСЫ ДОЛЖНЫ РАБОТАТЬ В КОМАНДЕ

Пересмотреть маршрутную сеть власти решили после того, как признали: деньги в общественный транспорт они вкладывают большие, а вот сделать его эффективным не могут. Нет продуманного планирования: трамваи, троллейбусы и автобусы живут, будто каждый в своем мире, хотя должны бы работать в команде и дополнять друг друга. В итоге стоять и ждать на остановке и тех и других и третьих приходится слишком долго. Исправить эту ситуацию и должна новая маршрутная сеть.

АВТОБУСЫ БУДУТ ХОДИТЬ С 5-МИНУТНЫМ ИНТЕРВАЛОМ

Упор в новой сети идет на то, что ездить нам придется с пересадками, но зато транспорт будет подходить каждые 5-10 минут, поясняют планировщики. Как это, по их словам, будет работать. Допустим, у нас есть условный город, у которого три жилых района и три места, куда можно поехать: деловой центр, университет, торгово-развлекательный центр. Сейчас каждый район соединен тремя «прямыми» маршрутами с каждым из этих мест. То есть получается в сумме 9 маршрутов. По каждому из них с интервалом в 30 минут двигается по два автобуса.

Примерно по такому принципу работает транспортная схема Екатеринбурга сейчас. Фото: gorodpro.org

Примерно по такому принципу работает транспортная схема Екатеринбурга сейчас. Фото: gorodpro.org

– Существующее транспортное обслуживание организовано таким образом, чтобы соединить точки отправления и назначения напрямую, не требуя пересадок, – поясняют планировщики. – В результате получается очень сложная низкочастотная и неэффективная система. Большое количество различных маршрутов означает, что люди могут доехать туда, куда им нужно, без пересадки, однако это означает также, что имеющийся подвижной состав распределен по всем этим маршрутам. Это значит, что на каждом конкретном маршруте трамваев и автобусов не так много и ждать их придется долго.

Новая же схема похожа на шестиконечную звезду. У каждого района останется только один маршрут, которым он будет напрямую связан только с одним местом – из одного района на автобусе без пересадок можно попасть в торгово-развлекательный центр, из другого на трамвае в университет, из третьего на троллейбусе в деловой центр. Но! В какой-то момент все три маршрута встречаются в одной точке, благодаря чему можно пересесть с автобуса одного на трамвай другого и попасть туда, куда нужно.

А вот по такому принципу (с пересадками) транспортная система начнет работать в ближайшие 2 года. Фото: gorodpro.org

А вот по такому принципу (с пересадками) транспортная система начнет работать в ближайшие 2 года. Фото: gorodpro.org

– Каждый маршрут получает пассажиров с других маршрутов, которые с ним связаны, таким образом, чтобы люди быстрее доезжали туда, куда им нужно, – пояснила Лариса Бузунова, представитель Фонда содействия развитию городов Город.PRO, занимавшегося разработкой новой сети. – Весь подвижной состав с убранных маршрутов при этом никуда не денется. Но если раньше он использовался на, допустим, четырех дублирующих друг друга маршрутах, то теперь он перенаправится на один прямой магистральный. И будет он ходить ритмично с высокой частотой, и вы не будете стоять ждать своего автобуса на остановке 15-20 минут. Время ожидания сократится до 5 минут, и каждый подошедший автобус будет ваш. Если вы не успели на него, следующего, ждать придется недолго.

МАЛЕНЬКИЕ АВТОБУСЫ УБЕРУТ ИЗ ЦЕНТРА

Если сравнивать две схемы маршрутов – старую и новую – то они практически идентичны.

– Новая сеть сохраняет транспортное обслуживание практически на всех сегментах существующей сети, – поясняют планировщики. – Некоторые существующие сегменты не обслуживаются, так как это вновь создало бы дублирование маршрутов, однако практически все люди будут находиться в пешеходной доступности новой сети.

На этой схеме видно, что в существующей транспортной системе многие маршруты дублируют друг друга. В новой системе их станет меньше, хотя общая схема почти не изменится. Фото: gorodpro.org

На этой схеме видно, что в существующей транспортной системе многие маршруты дублируют друг друга. В новой системе их станет меньше, хотя общая схема почти не изменится. Фото: gorodpro.org

Фактически в городе появится несколько основных магистралей, которые будут обслуживаться большими вместительными автобусами, трамваями и троллейбусами. Таким образом, необходимость в маленьких автобусах отпадет. Их переведут на обслуживание удаленных территорий.

– Сеть была перераспределена таким образом, что там, где высокий пассажиропоток, будут действовать автобусы большой вместимости. Где маленький – средней, – поясняют в Фонде «Город.PRO». – У них остается определенная роль: вместо того, чтобы возить людей через весь город, они должны подвозить людей к основным маршрутам. Они также могут использоваться для специализированных сервисов, как например, специальные маршруты для пожилых людей, которым тяжело делать пересадки.

ПЛАТИТЬ БОЛЬШЕ НЕ ПОТРЕБУЕТСЯ?

Авторы признают, что схема еще далека от завершения, и в ней могут быть изменения. Действительно, после первого знакомства с проектом создается впечатление, что придется платить за проезд в несколько раз больше, ведь предстоит сделать пару-тройку пересадок, чтобы добраться до конечной точки.

Но стоимость эксплуатации новой сети еще не рассчитана. Есть только предварительная оценка – ее содержание городу обойдется не дороже нынешней. Остается открытым и вопрос о том, как сильно новая сеть ударит по кошелькам горожан.

А вот так, по словам авторов новой маршрутной сети, в нашем городе увеличится количество высокочастотных маршрутов. Фото: gorodpro.org

А вот так, по словам авторов новой маршрутной сети, в нашем городе увеличится количество высокочастотных маршрутов. Фото: gorodpro.org

– Новая схема маршрутов потребует новой системы тарифов, – поясняют в Фонде «Город.PRO». – Тарифная политика должна разрабатываться отдельно, но ее цель должна быть в том, чтобы человек платил за полную поездку, а не за количество пересадок, которое он сделал.

Получить комментарии от администрации Екатеринбурга журналистам «КП» пока не удалось. В пресс-службе от разъяснений отказались. Отметим, что изменения вступят в силу с 1 июля. А перевод города на новую схему общественного транспорта и строительство новых остановок под нее вообще может занять 2-3 года.

Сказано!

«Реформа не должна осложнять жизнь»

– Необходимость оптимизации маршрутной сети общественного транспорта в Екатеринбурге очевидна, - считает губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев. - Я сам неоднократно обращал внимание коллег из городской администрации на этот вопрос. При этом любая реформа должна быть, прежде всего, эффективной. А это значит, что люди должны меньше времени проводить в пути и меньше времени ожидать свой маршрут, особенно учитывая климатические особенности нашего региона. Никакие реформы не должны осложнять жизнь. Сегодня отсутствие достаточных разъяснений об утвержденных новациях в системе городского транспорта вызывают самую серьезную обеспокоенность горожан. А общественным транспортом в Екатеринбурге регулярно пользуются и тысячи жителей других муниципалитетов Свердловской области. Поэтому, уверен, новации в сфере пассажирских перевозок должны осуществляться только при условии широкого общественного диалога, когда всем сторонам понятны правила и последствия изменений.

СПИСОК МАРШРУТОВ ЕКАТЕРИНБУРГА, КОТОРЫЕ ИСЧЕЗНУТ С 1 ИЮЛЯ:

Автобусы:

Автобусы будут ездить по новым маршрутам

Автобусы будут ездить по новым маршрутам

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Автобусы, которые ходят по привычным маршрутам, увы, исчезнут

Автобусы, которые ходят по привычным маршрутам, увы, исчезнут

У жителей Екатеринбурга есть время привыкнуть к новым номерам автобусов, трамваев и троллейбусов

У жителей Екатеринбурга есть время привыкнуть к новым номерам автобусов, трамваев и троллейбусов

Маршрутные такси:

Маршрутные такси тоже будут ездить по-другому

Маршрутные такси тоже будут ездить по-другому

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Уже с 1 июля в городе начнут внедрять новую транспортную сеть

Уже с 1 июля в городе начнут внедрять новую транспортную сеть

Планировать новые способы добраться до работы лучше уже сейчас

Планировать новые способы добраться до работы лучше уже сейчас

Троллейбусы:

Троллейбусы изменят свои маршруты

Троллейбусы изменят свои маршруты

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Троллейбусы тоже изменят свои маршруты

Троллейбусы тоже изменят свои маршруты

Трамваи:

Трамваи будут ездить по новым маршрутам

Трамваи будут ездить по новым маршрутам

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Трамваи будут ходить по новым маршрутам уже летом

Трамваи будут ходить по новым маршрутам уже летом