Премия Рунета-2020
Екатеринбург
+5°
Boom metrics
Происшествия20 июня 2012 9:30

Почему не могут найти самолет, улетевший из Серова в неизвестном направлении?

Корреспондент «КП» пролетел над территорией поиска и убедился, что перед спасателями стоит почти невыполнимая задача
Источник:kp.ru
Таким видели из иллюминатора Серов поднявшиеся в воздух путешественники

Таким видели из иллюминатора Серов поднявшиеся в воздух путешественники

В ревущем и вибрирующем эмчеэсовском вертолете МИ-8 разговаривать невозможно. Поэтому пассажиры – губернатор Евгений Куйвашев, начальник Уральского регионального центра МЧС Юрий Нарышкин, начальник ГУ МВД по Свердловской области Михаил Бородин и корреспондент «КП» сначала пытаются освоить азбуку глухонемых, а потом замолкают.

Мы летим над районом поисков Ан-2, словно (или действительно?) в воду канувшего в этих местах.

Через час полета понимаешь, что иголка в стоге сена – это не метафора. Найти маленький биплан в этих местах – куда более серьезная задача. Почему?

Как тайга «проглотила» самолет

Как тайга «проглотила» самолет

Версия первая. Самолет «проглотила» тайга?

Тайга в этих краях – ели да кедры. Как известно, в полете «кукурузник» не убирает шасси. Поэтому, по мнению спасателей, возможно такое развитие событий: аэроплан по глиссаде идет на деревья и задевает колесами верхушки сорокаметровых деревьев. По законам физики фюзеляж резко меняет курс и ныряет в кроны. Упругие ветви, сгибаясь, пропускают через себя самолет и снова распрямляются (см. схему). Ан-2 носом втыкается в грунт. Все, теперь его могут заметить только случайные грибники, которых вдали от дорог почти не бывает. Пешие спасатели смогут прошерстить огромную площадь только в том случае, если на поиски выйдет все население области, да и то вряд ли.

Таких карьеров в северных краях – не перечесть

Таких карьеров в северных краях – не перечесть

Версия вторая. Где искать неизвестно

Главная причина безуспешности розысков – неизвестность. Никто не знает, в каком направлении вылетел нарушитель правил безопасности полетов. Что могло взбрести в голову аэротуристам, неизвестно никому.

Зону поиска обозначили кругом на карте в пятьсот километров в радиусе от Серова. Знать хотя бы начальный курс – получился бы не круг, а полоса. Это в десятки раз сэкономило бы время и силы.

Да и этот радиус, наверное, определили лишь потому, что увеличивать его – обречь сотни людей на бесконечное блуждание по лесам. Дальность полета этой модели Ан-2 – почти тысяча километров. Он мог пролететь над Екатеринбургом и уйти на Южный Урал. А если пошел в другую сторону? Но организация поиска на такой территории физически невозможна.

Губернатор отправляется на поиски

Губернатор отправляется на поиски

Версия третья. Вода, вода, кругом вода

Болота – еще одна визитная карточка этих мест, особенно к северу и северо-западу. Сверху, с вертолета, кажется, что летишь над твердой землей, но приглядевшись, замечаешь блестящие водные «пятаки» там, где разошлась ряска. Если одну из этих дырок оставил самолет, то шансы найти его стремятся к нулю.

А еще в этих краях – множество озер, рек и затопленных карьеров, каждый из которых может скрывать тайну пропавшего борта.

На поиски бросают из соседних регионов

Расписываться в бессилии спасатели не собираются. В бой идут все новые силы. Приземлившись в Серове на том самом злополучном аэродроме, с которого может улететь кто угодно куда угодно, Евгений Куйвашев с трудом сдерживал раздражение:

- Неделю занимаемся поисками. Результатов нет. Значит, надо искать другие методы. Кто-то скажет мне об этом или нет?

Губернатор несколько раз спросил, нужно ли увеличить количество авиатехники. Одни говорили: «Нужно», другие: «Всего хватает», а кто-то сказал, что вообще-то не мешало бы, но большим количеств бортов будет трудно управлять. Куйвашев явно хотел сказать что-то резкое, но, покосившись на журналистов, поставил точку:

- Ладно, об этом поговорим без прессы.

С закрытой для нас части совещания организаторы поисков выходили красные - похоже, не из-за тридцатиградусной жары, стоявшей в тот день в Серове.

Решили просить помощь Тюменской области, Коми, Пермского края. Соседи пришлют самолеты, вертолеты и людей для помощи в поисках. Приедут спасатели, обученные работе в горных районах.

ВАЖНО

Поиски будут продолжаться

С родственниками пропавших людей сейчас работают психологи. Одним из них стал в этот день и губернатор. Отчаявшиеся люди хватаются за любые, самые безумные версии. Почему-то решили, что самолет сбили военные и скрывают это. Куйвашев, как мог, убеждал их, что нельзя поддаваться панике, а власти делают все возможное, чтобы спасти попавших в беду:

- Поиски будут продолжаться, пока не будут найдены пропавший самолет и люди.

Из досье «КП»

Как выживали после авиакатастроф в тайге

25 сентября 1938 года в Хабаровском крае упал самолет АНТ-37 с женским экипажем Гризодубова – Осипенко – Раскова. Летчицы устанавливали (и установили) женский мировой авиационный рекорд дальности полета – 6450 километров.

После Урала связь летчиц с землей прервалась. Из-за этого они пролетели мимо Комсомольска-на-Амуре. Когда показалось Охотское море, вспыхнула лампочка, сигнализируя, что бензина осталось на полчаса. Командир корабля Гризодубова решила садиться в тайге и приказала Расковой прыгать с парашютом, потому что посадка была опасна для сидящего впереди штурмана.

Точного места приземления «Родины» никто не знал. Только 3 октября экипаж обнаружили с воздуха. Из села Керби вышел катер «Дальневосточный», который, дойдя до верховьев Амгуни, подобрал женщин в тайге.

24 августа 1981 года на Дальнем Востоке на высоте 5 километров столкнулись пассажирский самолет Ан-24 и бомбардировщик Ту-16. Из 32-х человек уцелела лишь 20-летняя Лариса Савицкая, возвращавшаяся с мужем из свадебного путешествия. В момент катастрофы она спала в кресле. Проснулась от сильного удара и ожога. После разлома фюзеляжа, прошедшего прямо перед ее креслом, Ларису выбросило в проход, очнувшись, она добралась до ближайшего кресла, забралась и вжалась в него, так и не пристегнувшись.

Часть корпуса самолета спланировала на березовую рощу, которая смягчила удар. Несколько часов Савицкая была без сознания. Через два дня ее обнаружили спасатели, которым попадались только тела погибших. В ожидании спасателей Лариса соорудила прибежище из обломков самолета, согреваясь чехлами с сидений. Она махала пролетавшим мимо самолетам спасателей, но те, не ожидая найти выживших, принимали ее за геолога.

Ан-2 рухнул в тувинскую тайгу в августе 2011 года. Самолет возвращался с озера Чойган-Холь. На борту было семь человек. При падении погиб пилот - председатель Клуба любителей авиации Красноярского края Борис Чеботарев. Власти Тувы утверждают, что разбившийся Ан-2 регулярно возил в республику состоятельных браконьеров из Красноярского края и Хакасии. Дело было настолько отлажено, что предприниматели оборудовали для себя в тайге взлетно-посадочную полосу, на которую и упал самолет».

По словам экспертов эта полоса отчасти и стала причиной крушения. Подпольно сделанная, она была волнообразной, короткой и неровной.

По заключению экспертов, в двигателе самолета из-за высокогорья скопился конденсат. Во время взлета из-за тряски на волнообразной полосе вода в топливном баке поднялась и перекрыла подачу топлива в двигатель. Двигателю не хватило мощности подняться на необходимую высоту, самолет зацепил макушки деревьев и рухнул.