Премия Рунета-2020
Екатеринбург
-25°
Boom metrics
Общество15 ноября 2023 7:09

ДПС вне стереотипов: чем занимаются автоинспекторы и что могут делать водители

В обществе принято считать, что представители ДПС только лишь ловят нарушителей во время специальных ежедневных рейдов
Анастасия ЗАЙЦЕВА
Сотрудники ДПС ― это лицо нашего города

Сотрудники ДПС ― это лицо нашего города

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Водители любят ездить быстро, выполнять опасные маневры, эффектно появляться на дорогах общего пользования, но не любят, когда их останавливают сотрудники ДПС. Некоторые даже возмущаются, когда автоинспекторы просят показать документы в рамках обеспечения безопасности дорожного движения. При этом ДПС является одним из важнейших инструментов контроля движения, патрулирования, эвакуации автомобилей, распределения транспортных потоков и предотвращения нарушения ПДД.

В преддверии дня сотрудника ОВД, который традиционно празднуется 10 ноября, заместитель начальника отдела ДПС и взаимодействия с правоохранительными органами Управления Госавтоинспекции по Свердловской области Денис Митряшов рассказал про работу инспекторов дорожно-патрульной службы. Спойлер: это не только про поимку водителей за превышение скорости.

ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ ДПС

Более полувека назад появилась аббревиатура ДПС, дорожно-патрульная служба. Это случилось 18 июня 1969-го года, и с тех пор вот уже на протяжении 54-х лет ДПС является основным подразделением в структуре Госавтоинспекции (ранее ГИБДД).

Сотрудники ДПС это лицо нашего города. Мы стабилизируем дорожную ситуацию, предотвращаем аварии, боремся с нарушителями на дорогах. И это лишь малая часть основных задач, ведь главное мы защищаем личность, общество, государство от противоправных действий. Например, от нападения на граждан, на их транспорт, от нарушения ПДД, которые влекут за собой аварии и причинение вреда здоровью не только виновнику ДТП, но и тем, кто просто оказался рядом. Если экипаж ДПС видит, что кто-то пытается залезть в чужую машину, то сотрудники незамедлительно реагируют на происходящее, выясняют, что это за человек и на каких основаниях он действует. К слову, это должен делать любой сотрудник полиции. Это не просто наша обязанность, это наш долг, говорит заместитель начальника отдела ДПС и взаимодействия с правоохранительными органами Управления Госавтоинспекции по Свердловской области Денис Митряшов.

Если экипаж ДПС видит, что кто-то пытается залезть в чужую машину, то сотрудники незамедлительно реагируют на происходящее

Если экипаж ДПС видит, что кто-то пытается залезть в чужую машину, то сотрудники незамедлительно реагируют на происходящее

Фото: Светлана МАКОВЕЕВА

В обществе принято считать, что представители дорожно-патрульной службы только лишь ловят нарушителей во время специальных ежедневных рейдов. Но это не так. В функции ДПС входит:

Контроль дорожного движения. Здесь и проверка необходимых документов у водителей, и соответствие автомобилей требованиям безопасности, и правильность установки дополнительного оборудования, например, газового баллона. Также сотрудники проверяют техническое состояние ТС, и в случае, если автомобиль по ПДД не имеет право продолжать движение, сотрудники ДПС об этом сообщают водителю и запрещают дальнейшую эксплуатацию ТС. Ранее мы писали о том, при каких поломкам автомобиль категорически запрещено использовать.

Патрулирование. Во время рейдов автоинспекторы выявляют и предотвращают нарушения правил дорожного движения, а также проводят профилактические беседы с водителями.

Обеспечение безопасности дорожного движения. По словам Дениса Митряшова, надзор над соблюдением участниками дорожного движения ПДД это верхушка всех задач сотрудника ДПС. База, без которой точно нельзя контролировать и регулировать дорожное движение. Но также в обеспечении безопасности входит неотложная помощь пострадавшим в ДТП, содействие в перемещении поврежденных транспортных средств, обеспечение безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.

Это стереотип, что мы только стоит с жезлом на дороге. Сейчас, например, накануне новогодних школьных каникул, у нас востребовано сопровождение автобусов с детьми, а это огромная ответственность. Также мы сопровождаем военные колонны, ТС с опасными и крупногабаритными грузами. Мы разрабатываем и принимаем меры по профилактике безопасного дорожного движения, проводим тематические встречи в школах, устраиваем мастер-классы с возможностью посмотреть и сфотографироваться с машинами ДПС. Дети это очень любят, продолжает Денис Митряшов.

Если все задачи и функционал сотрудников службы объединить в одну, то станет ясно: ДПС обеспечивает порядок на дорогах, по которым мы, обычные граждане, ежедневно ездим на работу, ходим в магазины. Сотрудники ведомства заботятся о нас, оберегают, снижая уровень аварийности и контролируя происходящие на дорогах события в ежедневном режиме.

250 ЭКИПАЖЕЙ В СУТКИ

Сегодня ежедневно на службу выходят сотни сотрудников ДПС. Личный состав по Свердловской области это примерно от 200 до 250 экипажей в сутки. При этом с учетом аварийности на отдельных участках дорог ведомство дополнительно выводит от 80 до 100 экипажей, чтобы стабилизировать ситуацию, вовремя выдать рекомендации водителям.

У многих, даже у наших родственников, возникает вопрос, как у нас на все задачи хватает времени. Во-первых, при заступлении на службу сотрудники Госавтоинспекции прибывают в подразделение, экипируются, вооружаются и проходят инструктаж от ответственного лица, во время которого инспекторам ставятся конкретные задачи. То есть мы никогда не ломаем голову, чем бы сегодня интересным заняться. Во-вторых, каждый день зачитывается приказ, на основании которого наряд выполняет работу согласно карточкам маршрутов патрулирования. Но самое главное, мы же сами выбрали эту профессию. Для чего учиться в школе полиции, если вам это не нравится? Все, кто сегодня с нами работает, имеет огромное желание для этого. Каждый из нас когда-то сделал этот выбор и посвятил жизнь ДПС, делится эмоциями Денис Митряшов.

Автоинспекторы работают в самых разных местах нашей области, поэтому не любить профессию они просто не могут, иначе работа бы превратилась в обыкновенную рутину. В зону ответственности входят улицы и дороги регионального и федерального значения, где часто происходят ДТП, и где находится большое количество граждан. Работа во благо безопасности каждого участника дорожного движения та высокая цель, к которой стремятся все инспекторы.

Также сотрудники проверяют техническое состояние ТС, и в случае, если автомобиль по ПДД не имеет право продолжать движение

Также сотрудники проверяют техническое состояние ТС, и в случае, если автомобиль по ПДД не имеет право продолжать движение

Фото: Антон ФОКИН

НЕЙРОСЕТЬ И АВТОИНСПЕКТОР

Сейчас, когда развиваются абсолютно все сферы деятельности, служба в ДПС тоже трансформируется под современные форматы работы. Так, в связи с неблагоприятными погодными условиями, которые сильно влияют на дорожную безопасность, появился новый вид патрулирования для сдерживания транспортных потоков. Сотрудники Госавтоинспекции лично выезжают на общественные дороги, включают проблесковые маячки и едут со скоростью, разрешенной вне населенного пункта или населенного пункта соответственно. То есть, 90 км/ч или 60 км/ч. Итак они сдерживают транспортный поток, чтобы граждане не совершали обгон и другие маневры, которые во время дождя, снегопада, гололеда наиболее опасны.

Появилось очень много разговоров о том, а не заменят ли камеры фото и видеофиксации, искусственный интеллект и нейросеть привычных нам автоинспекторов? Нет, не заменят. В каких-то вопросах, возможно, это и случится, но только в смысле автоматизации процессов, в которых человек может быть не задействован. Но кто остановит водителя, который едет за рулем в состоянии алкогольного опьянения? Кто остановит водителя, который грубо нарушает правила дорожного движения? Ни искусственный интеллект, ни нейросеть это не сделают, только живой, настоящий автоинспектор. Они всегда будут нужны, рассуждает о внедрении новых технологий в работу ДПС Денис Митряшов.

НА КАКОМ ОСНОВАНИИ? ЧТО МОЖЕТ ДЕЛАТЬ ИНСПЕКТОР И ВОДИТЕЛЬ

К тому же виртуальные помощники не могут принимать участие в розыске похищенного транспорта и транспорта, скрывшегося с места ДТП. А инспекторы ДПС могут. Для этого каждый сотрудник, вступая в ряды ДПС, обеспечивается форменным обмундированием, экипировкой, специальными техническими средствами, табельным оружием. Также ежегодно вновь поступившие сотрудники бесплатно проходят обучение по контраварийному вождению, чтобы ловить нарушителей ПДД, желающих уйти от ответственности. При этом каждый сотрудник должен быть юридически грамотным, чтобы уметь правильно выстраивать диалог с нарушителями и не попадаться на их манипуляции. Что можно делать, что требовать, от чего отказаться и что контролировать? Все эти права прописаны в Конституции, в законе о полиции, административном кодексе и регламенте для сотрудников Госавтоинспекции.

Так, сотрудник ведомства имеет право останавливать транспортные средства для проверки документов. Ранее для этого нужна была веская причина, и этим пробелом в законе активно пользовались продуманные водители. Они так и говорили: «А на каком основании?» Сейчас проверка документов для профилактики безопасного дорожного движения и есть официальное основание. Также сотрудник ДПС может проверить багажник и пассажиров, сделать это в присутствии понятых или под запись на видеокамеру.

Тогда что может делать водитель?

Потребовать у сотрудника Госавтоинспекции предъявить служебное удостоверение в развернутом виде. Сами же автоинспекторы не имеют право отказаться.

Не выходить из машины. Когда инспектор останавливает машину, он сам сразу же подходит к водителю. Причем делает это со стороны водительского кресла. И только в случае опасности может осмотреть автомобиль со стороны пассажира на переднем сидении. Попросить выйти из машины имеет право только в особых случаях, например, если есть подозрения, что водитель пьян, и нужно составить протокол. При проверке документов выходить не нужно.

Водитель может узнать причину остановки, но по нормативам инспектор сам сразу озвучивает причину и перечисляет, какие документы нужно показать.

Водитель имеет право объяснить причину нарушения ПДД, а инспектор обязан ее зафиксировать в протоколе. Причина может повлиять на наказание, например, стать смягчающим обстоятельством.

Снимать сотрудника ДПС на видеокамеру. Чтобы запретить снимать, у инспектора должно быть основание, например, проведение оперативного мероприятия или проверка, связанная с гостайной. Просто так инспектор ДПС не может запретить пользоваться видеокамерой.

Также у водителя есть право узнать телефон дежурной части инспектора, его должность, фамилию и звание. Водитель может позвонить по озвученному контакту и уточнить, действительно ли остановивший его Иван Иванов там служит, действительно ли он сейчас при исполнении и правда ли, что есть ориентировка на такую-то машину.

Есть и право изучить протокол, акт или постановление, получить их копии. Это помогает оспаривать штрафы, доказывать чужую вину.

Напомним, 10 ноября в России отмечается день сотрудника ОВД. Несмотря на профессиональный праздник, сотрудники Госавтоинспекции продолжают нести службу в этот день, ведь безопасность на дорогах необходимо обеспечивать в любое время года, суток и при любых обстоятельствах. В рамках реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения» национального проекта «Безопасные качественные дороги».