Премия Рунета-2020
Екатеринбург
+10°
Boom metrics
Общество19 октября 2023 7:09

Каршеринг, ДТП и штрафы: кто садится за руль и кто виноват

Число пользователей увеличивается, а вместе с ним и количество ДТП с участием арендованных авто
Игнорирование требований ПДД может обернуться последствиями более серьезными, чем просто штраф

Игнорирование требований ПДД может обернуться последствиями более серьезными, чем просто штраф

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Удобный сервис поминутной аренды автомобилей появился в России 11 лет назад. Первая машина выехала на дорогу в 2012-м году, а уже через три года каршеринг стал активно развиваться во всех городах страны. Число пользователей увеличивается, а вместе с ним и количество ДТП с участием арендованных авто. Кто садится за руль, как часто машины попадают в аварии и кто платит штрафы рассказали в Госавтоинспекции Свердловской области.

«ПЬЯНЫЙ» КАРШЕРИНГ

В мае этого года в Екатеринбурге водитель за рулем каршеринга устроил ДТП с «ГАЗоном» и сбежал. Удар пришелся на пассажирское сиденье. По словам очевидцев, по всем признакам пьяный водитель влетел в грузовик так, что, если бы в машине был пассажир, то был бы труп. Но, к счастью, никто не пострадал. Таких аварий с участием автомобилей краткосрочной аренды достаточно много. Разница лишь в степени тяжести последствий как для водителей, так и для самих ТС.

В течение 9 месяцев 2023-го года на территории Свердловской области произошло 15 ДТП с участием транспортных средств, используемых в момент ДТП в режиме каршеринга, в результате которых погибли 4 человека и получили травмы различной степени тяжести 28 человек. Причем по их вине совершено 12 ДТП, в которых погиб 1 и травмированы 23 человека, комментирую в Госавтоинспекции Свердловской области.

Основными причинами ДТП с участием машин краткосрочной аренды являются несоблюдение скоростного режима (6 ДТП), очередность проезда (3 ДТП), неправильный выбор дистанции (2 ДТП) и управление ТС в состоянии алкогольного опьянения, лишенным права управления (1 ДТП).

Люди не понимают, когда управляют арендованным автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, какую ответственность они несут. «Пьяные» аварии бывают очень серьезными, и наказание за их провокацию или создание очень суровое, уточняют в ведомстве.

Уголовная ответственность в случае повторного «пьяного» вождения была введена с 1 июля 2021-го года

Уголовная ответственность в случае повторного «пьяного» вождения была введена с 1 июля 2021-го года

Фото: Павел КЛОКОВ

Причем речь идет не просто о финансовом наказании, а о лишении свободы. Легко получив управление каршеринговым авто, водители забывают, что, российское законодательство запрещает управление транспортным средством, если уровень алкоголя в крови водителя превышает допустимые нормы: более 0,3 г этилового спирта на 1 л крови водителя и более 0,16 мг на 1 л выдыхаемого воздуха. Для примера: разрешенные 0,3 промилле — это около 300 г легкого пива, выпитых более чем за час до поездки мужчиной весом 75 кг.

Наказание за езду в нетрезвом виде регулируется статьей 12.8 КоАП или в случае повторного правонарушения статьей 264.1 Уголовного кодекса РФ. Штраф за проступок составляет до 30 тысяч рублей, также предусмотрено лишение прав на срок от полутора до двух лет. Такое же наказание предполагается за отказ от медосвидетельствования и за передачу машины пьяному в управление.

Штраф за повторное вождение в нетрезвом виде более ощутимый – от 200-300 тысяч рублей, лишение водительских прав на три года.

ПРОСТОЙ АВТО И ШТРАФ 200 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ

Не стоит думать, что деньги придется заплатить только за серьезные аварии. При ДТП с участием машины каршеринга лицо, признанное виновным в аварии, обязано юридически возместить все убытки. А страховая компания вправе потребовать дополнительную компенсацию за простой автомобиля на время ремонта, поскольку он не приносит дохода в этот период.

Карается законом и передача машины для каршеринга друзьям. За «просто покататься» могут оштрафовать до 200 тысяч рублей. Сегодня системы слежения на дорогах легко выявляют передачу авто в чужие руки. В этом случае умные системы работают против водителей, но на их же безопасность.

ПРЕВЫШЕНИЕ СКОРОСТИ И МАЛЕНЬКАЯ ДИСТАНЦИЯ

Пользователи каршеринга так же, как и водители личных автомобилей нарушают правила дорожного движения. Здесь нет статистики кто больше, а кто меньше все гоняют, все позволяют себе иногда игнорировать запрещающие знаки и все совершают опасные маневры. Однако превышение скорости и несоблюдение дистанции во время движения причины, возглавляющие топ причин ДТП с участием машин именно краткосрочной аренды.

При этом владельцы личных авто склонны попадать в аварии из-за выезда на встречную полосу и нарушать правила расположения автомобиля на проезжей части. В остальном нарушения практически полностью совпадают.

КАКОЙ НУЖЕН СТАЖ

Сами пользователи и диванные критики (куда без них) обычно считают причиной аварийности открытый доступ к рулю для неопытных водителей. И логика в этом есть. Сегодня взять во временное пользование можно модели разных производителей (это важно, потому что технические характеристики авто разные, и ведут они себя на дорогах соответственно), а условия оказания услуги для аренды у каждого сервиса свои. Так, например, ограничения по стажу есть не во всех компаниях одним важно, чтобы водитель просто был совершеннолетним (стаж не требуется), другие же строго требуют стаж от 2 лет.

Перед поездкой на каршеринговой машине необходимо проверить работоспособность осветительных приборов, состояние и модель шин

Перед поездкой на каршеринговой машине необходимо проверить работоспособность осветительных приборов, состояние и модель шин

Фото: Алексей БУЛАТОВ

КТО ПЛАТИТ ШТРАФЫ

Езда за рулем личного автомобиля и каршерингового практически ничем не отличается, а вот штрафы за нарушение правил ПДД разные. Во втором случае они больше извещения приходят на каршеринговую фирму, она же, как юридическое лиц, и перечисляет сумму государству, но платить все равно придется водителю. Причем вдвойне.

Эти штрафы в разы больше, но про это водители не задумываются, говорят в ведомстве. Счет получается с наценкой, потому что компания плюсует свою комиссию к начисленному ГИБДД штрафу.

Также не стоит забывать, что каршеринговые машины находятся на улицах без присмотра в отличие от личных авто, за которыми владельцы тщательно следят и в идеале планового проходят ТО. При этом между плановыми ТО у них проходит столько же километров, сколько и у всех остальных, а вот водителей сменяются тысячи. Ответственность за техническое состояние автомобиля в случае аварии тоже частично лежит на водителе с вас могут спросить за царапины, вмятины кузова, проколотые колеса, порчу салона. Все это прописано в пользовательском договоре.

Поэтому не надейтесь на других и лично оцените внешнее и техническое состояние автомобиля. Речь идет не про комфорт, а про безопасность. Опытные арендаторы рекомендуют фотографировать машину даже если на первый взгляд кажется, что она идеальна. Только фото может однозначно подтвердить факт непричастности клиента к повреждению.

Другой вопрос, если вы, управляя каршеринговым авто, нарушаете ПДД. Такое поведение на дороге чревато не только санкциями от самих каршеринговых компаний, но и штрафами от Госавтоинспекции. Придется достать деньги из своего кошелька.

КТО И КАК ОТСЛЕЖИВАЕТ ИГРУ «В ШАШЕЧКИ»

Интересно, что у сервисов поминутной оплаты автомобилей не только условия аренды разные, но и инструменты воспитания пользователей. Понятно, что никто не просит справку от психолога, хотя темперамент водителя сильно влияет на его вождение, и мы об этом писали ранее. Но рейтинг водителя, например, влияет на возможность сесть за руль авто.

У «Делимобиля» также среди инструментов автоматическая онлайн-идентификация и смарт-тестирование при ночных бронированиях, которое оценивает скорость реакции водителя и степень концентрации внимания.

В «Яндекс.Драйве» соблюдение ПДД контролируют специальные датчики, которые установлены в каждой машине. Они считывают показания со спидометра, тормозов, двигателя, коробки передач. Данные практически в режиме реального времени передаются на центральный сервер. Резкий рост скорости или торможение, игру в «шашечки» или резкие повороты алгоритм считает признаком агрессивной езды и сообщает об этом и сотрудникам компании, и пользователю.

НА ЧТО СТОИТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ПРИ АРЕНДЕ

Каршеринговая машина лакомый кусочек для тех, у кого нет собственного автомобиля и для тех, кому срочно нужно сесть за руль, а свой «друг» в гостях у автосервиса. Во-первых, цена привлекательна, в которую входят все траты: бензин, парковка, мойка и даже стеклоомывающая жидкость. Во-вторых, компания-оператор обязуется обслуживать автомобиль по регламенту. Но на это нужно обращать внимание и самим водителям.

ПДД обязывают водителя перед поездкой убедиться, что машина соответствует требованиям безопасности. Это касается и аренды, и личного авто. Пункт 2.3.1 требует «перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации». Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы или рулевого управления, негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, не действующем во время дождя или снегопада стеклоочистителе со стороны водителя.

Перед поездкой на каршеринговой машине необходимо проверить работоспособность осветительных приборов, состояние и модель шин. Да, автомобили «переобувают» вовремя, но погода на Урале непредсказуемая, и иногда сменить шины не удается вовремя. На личной машине вы знаете, что надето на колеса, на прокатной – нет. Проверьте.

Сев за руль, не включайте музыку сразу. Прислушайтесь к машине ничего не стучит? Ничего не жужжит? Пример неисправности с потенциально катастрофическими последствиями ослабленные болты крепления колес. Они выдают себя характерным стуком при езде, обнаружить их совсем несложно.

В рамках реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения» национального проекта «Безопасные качественные дороги».