Премия Рунета-2020
Екатеринбург
+19°
Boom metrics
Экономика26 мая 2022 12:34

Как уральский бизнес переживает очередной кризис

Об этом на радио «Комсомольская правда» рассказал председатель свердловской «Деловой России»
В кризисе уральские предприниматели ищут новые возможности

В кризисе уральские предприниматели ищут новые возможности

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Как предприниматели Свердловской области переживают нынешний экономический кризис, нужна ли им помощь государства и какие направления нужно развивать сегодня. Об этом в эфире радио «Комсомольская правда» [92.3fm] рассказал председатель Свердловского отделения общественной организации «Деловая Россия» Леонид Гункевич.

- Предприниматель – это, прежде всего, образ жизни и мышления. Это не для пафоса сказано. Всегда, в нормальной ситуации, кризис - это, прежде всего, возможности. Если говорить обо мне и о моих партнерах, для многих это всегда был новый скачок. Переход из количества в качество. В эти моменты всегда происходил новый виток и сейчас это возможность для бизнеса измениться, очиститься, сжаться. Кризисы всегда помогают двигаться дальше, так как это выход из зоны комфорта.

- А что помогает с психологической точки зрения, ведь для многих кризис – это, прежде всего, стресс? Предприниматели рационализируют все? Как они подходят к кризисам?

- Предприниматель всегда наблюдает. Всегда ищет то, что не реализовано и предоставляет соответствующую услугу. Он один из первых понимает, что происходит. Мировоззренчески, я, например, себя очень хорошо чувствую в состоянии неопределенности. Я концентрируюсь, у меня отходят все другие проблемы. А когда рутина начинается - мне скучно и грустно. И из-за того, что дело тут в мировоззрении, сравнивать с общей тенденцией, в моей позиции не очень правильно.

- Что поменялось? Какие бизнесы начали появляться? Что начало исчезать?

- На данный момент преждевременно делать какие-то выводы. Мы периодически собираемся с лидерами отделений, это порядка сорока человек. Я ожидал, что мне о проблемах будут говорить, но, например, те кто работает с сервисниками предприятий промышленного сектора, отмечают что начались закупки впрок и, соответственно, у малого и среднего бизнеса увеличились объемы продаж.

Леонид Гункевич считает, что в Свердловской области нужно развивать внутренний туризм

Леонид Гункевич считает, что в Свердловской области нужно развивать внутренний туризм

Сейчас, кратковременно, очень позитивная история. Дальше будем смотреть, но уже сейчас видны перспективные проблемы. Мы ожидаем, что будут сложности впереди и придется сглаживать углы, искать другие бизнес-решения. Все это, к тому же, завязано на людях. Одни уходят, другие приходят. Это очень живая история.

- Была недавно цитата от сенатора Клишаса, что программа импортозамещения в России полностью провалена. Как можете прокомментировать это?

- Что такое импортозамещение? Мы хотим заместить товары, которые продавались на весь мир. Для того, чтобы делать качественные товары работают серьезные конвейерные производства. Мне больше нравится термин, - «импортонезависимость». При производстве в России будет возможность контролировать процесс лучше, но экзотика может уйти. Всегда есть плюсы и минусы.

- Одно из чаяний предпринимателей, с которыми мы сталкиваемся постоянно - та самая фраза: «государство, не трогай нас, пожалуйста, не меняй правила игры». На своих собраниях вы слышите такую обратную связь от предпринимателей?

- Конечно. Это наш тезис. Но вообще, все зависит от ситуации. Наиболее громко кричат подобное люди, которых напрямую коснулась какая-то проблема подобного толка. Так или иначе, у любой проблемы есть конкретные фамилия, имя и отчество. И категорически нельзя говорить "предприниматели в общем" или "государство в общем", потому как везде есть действия рациональные, нерациональные, правильные, неправильны, сработали или не сработали.

В каждом направлении есть группа экспертов, предлагавших решения, они принимались или не принимались. Поэтому я против обобщения. Это удобно, но все-таки мы все в более сложных связях находимся. Насчет правил игры. Правила - это очень важная история. Странно играть в шахматы, а в процессе понять, что это бокс.

- Чем можно помочь предпринимателям? Есть ли какие-нибудь идеи или инициативы?

- Исторически, мы действуем в рамках улучшения инвестиционного климата, или, хотя бы, сдерживания негативных последствий. Поэтому, у нас два направления работы. Мы координируем работу созданного регионального инвестиционного комитета. Это федеральная история. Создался совет общественных организаций: союз промышленных предпринимателей, торгово-промышленная палата и деловая Россия. В рамках этого совета отработаны, вместе с министерством экономики, новые правила поведения регионов и чиновников по отношению к бизнесу, выработаны стандарты и мы занимаемся тем, чтобы они внедрялись, привлекаем инвесторов, которые сейчас находятся в инвестиционном процессе, даем обратную связь, что получается, а что - нет.

В Екатеринбурге неплохой инвестиционный климат

В Екатеринбурге неплохой инвестиционный климат

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Стараемся решать проблемы, которые возникают в любой ситуации и в любом направлении, например: сертификация, подключение к сетям, выдача разрешения на строительство. Систематизируем все аспекты и работаем. Очень здорово иметь структуру, которая всем этим занимается. Все, кто сталкивается с проблемами в рамках реализации инвестиций в любом направлении - добро пожаловать. Было бы здорово еще перевести все процессы в автоматический вид. Идеально - это когда ты инвестируешь и вообще не знаешь, какие там чиновники за это ответственны, кто там министр инвестиций. Зачем это все? По МФЦ, по ГАИ мы же справились, помните? Очень хорошая история. Теперь и знать не нужно, кто там начальник Обл ГАИ. Так же мы стремимся.

Второе наше направление касается импорта. Сейчас по нему правила игры меняются, вводятся пакетами санкции, начинают реагировать государства и некоторые предприниматели попадают в зависимость от не поставки тех или иных комплектующих, запчастей, оборудования. Тут мы считаем, что наступило время уральской инженерной школы, консолидации, совместной закупки. Мы сейчас работаем над тем, чтобы появилась возможность, работая с таможенными органами, кооперироваться и решать возникшие проблемы.

- В ковидные времена государство говорило о беспрецедентных мерах поддержки бизнеса. Многие из моих знакомых предпринимателей говорят, что не получили ни единой толики помощи.

- Так и есть. Тотально это не сделать.

- А вообще, бизнесу нужна помощь?

- У меня довольно радикальная позиция. Я считаю, что помощь необходима именно общесистемная и организационная, которой может воспользоваться любой. Но, опять же, надо учитывать, что эта поддержка ложится на плечи налогоплательщиков, поэтому нужен некий компромисс. Важно понимать, что если нам снижают тарифы по коммуналке, нужно понимать, что из-за перекрестного субсидирования, мы эту разницу заплатим за продукты питания, например.

- Что мы можем пожелать предпринимателям Урала? Чем заниматься? В какие направления смотреть?

- Я «топлю» за внутренний туризм. Время развивать это направление на родине, создавать туристические объекты, придумывать маршруты, изучать край. Мы сейчас проводим конкурс тур-продуктов и тур-маршрутов. Уже 250 идей. 75 команд собралось, которые сейчас с нами продолжают работать. К концу года они должны предоставить новое видение развития туризма, и я думаю, что это лучшее направление.