Премия Рунета-2020
Екатеринбург
+28°
Boom metrics
Общество22 февраля 2018 6:50

Недостроенную телебашню в Екатеринбурге может спасти от сноса статус объекта культурного наследия

У экспертов есть 90 дней, чтобы дать заключение: является она таковой или нет
В УГМК отметили, что обратного пути уже в любом случае нет. Если башню не снести, то рано или поздно она рухнет сама.

В УГМК отметили, что обратного пути уже в любом случае нет. Если башню не снести, то рано или поздно она рухнет сама.

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Жители Екатеринбурга продолжают бороться за сохранение телебашни в центре города. Так, на днях общественная организация «Уральский хронотоп» направила в региональное управление госохраны заявление с просьбой включить уральский недострой в реестр объектов культурного наследия. Это бы сразу поставило крест на всех планах застройщиков по ее сносу.

– Я боюсь, что они просто откажут в рассмотрении заявления, на том основании, что башне якобы нет 40 лет, – отмечал Олег Букин, председатель правления «Уральского хронотопа». –Но мы считаем аргументированно, что ей есть 40 лет. Во-первых, решение о постройке башни в Свердловске принималось в Москве в конце 1970-х годов. Во-вторых, проектирование велось в начале 1970-х годов. Башни в Таллине и Вильнюсе, начатые к постройке в 1975 и 1974-м годах были возведены как раз по общему с башней в Свердловске проекту. Изменения, привязки для каждой из башен были, но основа была запроектирована в начале 1970-х.

Однако страхи защитников не оправдались. В госохране приняли заявление к рассмотрению, а значит, в ближайшие дни башню точно не снесут.

Строить башню начали в 1983 году, а прекратили в 1991-м.

Строить башню начали в 1983 году, а прекратили в 1991-м.

Фото: Алексей БУЛАТОВ

– Мы приняли заявления Олега Букина в работу, – рассказала «КП-Екатеринбург» Евгения Игнатова, начальник отдела правовой и организационной работы Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области. – Три экспертные организации будут изучать вопрос и дадут нам заключение, исходя из которого, мы примем решение – включать телебашню в реестр объектов культурного наследия, или же нет. В настоящий момент мы готовим уведомление для застройщика о том, что поступило обращение и у нас есть 90 дней для принятия решения по нему. Пока решение не принято, работы должны быть приостановлены.

Правда, отмечают в госохране, они еще не решили, куда именно следует отправить уведомление – в УГМК, которая владеет башней и землей вокруг нее, или же в компанию «Работы. Взрывные. Специальные», которая и проводит демонтаж. Заключение для госохраны будут делать три экспертные организации. Одна из них - екатеринбургский Центр по охране и использованию исторического и культурного наследия. Мы попросили их сотрудников объяснить, по каким критериям эксперты будут решать, относится башня к объектам культурного наследия или же нет.

Ранее в УГМК сообщали, что башню снесут не раньше марта.

Ранее в УГМК сообщали, что башню снесут не раньше марта.

– В законодательстве указано два главных критерия признания здания объектом культурного наследия. Во-первых, зданию должно быть не менее 40 лет. Во-вторых, оно должно представлять мемориальную ценность, – пояснил Леонид Генин, директор Центра. – Но от какого момента считать 40 лет? Вероятно после ввода объекта в эксплуатацию. Но башня – это недостроенный объект. А мемориальная ценность подразумевает, что в здании раньше жила историческая личность, представляющая интерес для жителей города, области или федерации. В Екатеринбурге, например, есть дом Бажова и дом Мамина-Сибиряка. Можно что-то такое сказать про башню? В любом случае, обращение от госохраны о проведении экспертизы к нам пока не поступило. Как только поступит, наши специалисты подробнее познакомятся с ситуацией и, возможно, съездят на объект. Тогда можно будет говорить точнее.

Добавим, что ранее в эфире радио «Комсомольская правда Екатеринбург» (92,3FM) начальник управления перспективных проектов УГМК-Холдинг Данил Крицкий рассказал, что спасти башни уже все равно никак не получится.

– Башня будет уничтожена в любом случае, – категорично заявил Данил Крицкий. – Многие слышали хлопки, доносившиеся изнутри башни две недели назад. Это был тест того вещества, которым будет произведен снос. Обратного пути нет, подготовка проведена. Осталось доработать детали, и произвести демонтаж. Никакие митинги брошенный объект не спасут.