Премия Рунета-2020
Екатеринбург
0°
Boom metrics
Общество22 мая 2015 7:00

О том, как автор «Алых парусов» бежал с уральской каторги

Писатель Александр Грин был в наших краях дважды. Первый раз по собственной воле. Второй раз принудительно.
Фото: Туринский краеведческий музей

Фото: Туринский краеведческий музей

В КОМПАНИИ БЕГЛОГО КАТОРЖНИКА

В 20 лет Александр Грин грезил приключениями. Мечтал о далеких морях и океанах, о загадочных странах и несметных сокровищах. В поисках последних он и отправился на Урал, покинув отцовский дом в Вятке.

«Там я мечтал разыскать клад, найти самородок пуда в полтора, - писал в воспоминаниях Александр Грин. - Отец дал мне три рубля. На мне были старые валенки, подшитые кожей, черные ластиковые штаны, старая бумазейная рубашка, красная, с черными крапинками, теплый пиджак из верблюжьей шерсти, подбитый беличьим мехом, и шапка из бараньего меха. Я ничего не нес и ни на что не надеялся».

Пешком по пыльным дорогам, а то и на поезде, если посчастливиться проскочить «зайцем», Александр Грин добрался до уральских земель. Здесь он устроился на золотые прииски разнорабочим. Молодой парень трудился с утра до поздней ночи. Но за свои старания получал лишь по 60 копеек ежедневно. Вскоре тяжелый, низкооплачиваемый труд стал для Грина невыносим и он, так и не найдя золотого самородка, отправился в Кушву, чтобы устроиться на завод. Компанию в пути ему составил старик-разнорабочий с приисков, который оказался беглым каторжником.

Первый раз на Урал Александр Грин отправился, чтобы найти золотой самородок. Фото: Кушвинский краеведческий музей

Первый раз на Урал Александр Грин отправился, чтобы найти золотой самородок. Фото: Кушвинский краеведческий музей

«На первом же ночлеге у одинокой женщины с тремя детьми этот благодушный, благообразный старичок, лежа со мной вечером на полатях, предложил мне убить хозяйку, детей и ограбить избу, - вспоминал Александр Грин. - Бандит, видимо, думал, что у хозяйки есть деньги. Но он предложил сделать это дня через два, вернувшись к деревне окольным путем. За всю ночь золотой дым вылетел из моей головы. Утром, взяв котомки, мы вышли от ничего не подозревающей женщины, которая дала нам на дорогу яиц и хлеба. Отойдя немного от деревни, я в упор заявил Матвею, что никуда с ним не пойду, так как быть в компании с негодяем и убийцей мне отвратно. Наматерившись взаимно, мы расстались. Он побрел вперед, а я вернулся и предостерег женщину, чтобы она не пускала снова этого Матвея ночевать. Слушая меня, она была бела, как ее полотенца, и заголосила, что тотчас побежит к уряднику».

НЕЗВАННЫЙ КОСОЛАПЫЙ

Путешествуя все также пешком, Александр Грин прибыл в Кушву.

- После Пашийских приисков он устроился на железные рудники у горы Благодать, - рассказала Зинаида Нестерова, главный хранитель фондов Кушвинского музея.

Чтобы получить работу, Грину пришлось отдать нанимателю свой паспорт. Взамен ему выдали рубль задатка и нары в рабочей казарме. Просеивая лопатой древесный уголь, Грин зарабатывал по 75 копеек в день.

«Однажды несколько человек из нашего помещения чем-то кровно обидели во время стряпни у плиты молоденькую татарку, жену рослого и очень сильного молодого татарина, - вспоминал Александр Грин. - Этот красавец татарин, бледный от ярости, ворвался к нам, когда все сидели за общим столом, за чаем, и завертел тяжелой табуреткой над головой. Он кричал только одно: «Убью! Убью! Убью!» Хотя было тут человек пятнадцать здоровых мужиков, сразу стало ясно, что сопротивление этому одному невозможно. Все побледнели, пригнулись. Я встал и, взяв татарина за руки, сказал: «Брось, Абдул, ты видишь, что они дураки». Он посмотрел на меня столь жутким взглядом, что я мысленно попрощался с жизнью, но, глубоко вздохнув, бросил табурет в угол, и орудие разлетелось на куски».

Со своей первой женой Верой (слева вместе с Грином) писатель познакомился в тюрьме Санкти-Петербурга. Сердобольная девушка носила передачки заключенным.

Со своей первой женой Верой (слева вместе с Грином) писатель познакомился в тюрьме Санкти-Петербурга. Сердобольная девушка носила передачки заключенным.

Спустя время Грину наскучил и древесный уголь. В поисках больших денег он перевелся на вырубку леса. Старожилы уверяли, что если не жалеть себя, то за четыре дня можно заработать аж до тридцати рублей! Правда, для этого ежедневно надо было сдавать по кубометру древесины. У Грина же на заготовку такого количества дров уходила целая неделя! Да и помимо прочего, в лесу будущего писателя постоянно подстерегали опасности. Так, однажды сквозь бурелом к нему подкрался огромный медведь.

«Способность к ориентации - самое слабое мое место, - признавался Александр Грин. - Вероятно, этой бездарности я обязан одной встрече с медведем, от сопения которого за моей спиной избавился только тем, что последовал совету - притвориться работающим около дерева и не обращать на «Михаила» никакого внимания. Сбившись, я попал в чащу, а за мной, слабо взревнув, побежал этот самый «Михаил». Стерпев естественную панику, я встал около толстого кедра и начал обтесывать его топором. Медведь долго стоял сзади меня, сопя и фыркая, но не тронул, затем медленно обошел дерево и, видя, что я точно работаю, сшиб лапой тонкий гнилой пень. Вдруг, к облегчению моему, послышались голоса рубщиков с соседнего участка, и медведь убежал, а я долго затем сидел, откуриваясь махоркой».

В первый раз Александр Грин приехал на Урал в поисках золотого самородка, а второй – уже будучи в ссылке, в Туринске. Фото: Туринский краеведческий музей

В первый раз Александр Грин приехал на Урал в поисках золотого самородка, а второй – уже будучи в ссылке, в Туринске. Фото: Туринский краеведческий музей

В ТЮРЬМЕ МЕЧТАЛ О ПАСПОРТЕ И ВОДКЕ

В 1902 году Александру Грину надоела его полуголодная жизнь на Урале, и он поступил на службу в 213-й Оровайский резервный пехотный батальон, расквартированный в Пензе. Однополчане заразили его революционными идеями и, присоединившись к эсерам, Грин стал пропагандистом. Он ездил по городам и селам, склоняя людей на сторону партии, пока в 1903 году его не арестовали в Севастополе. Спустя два года Грина выпустили по амнистии, но затем снова задержали.

- В мае 1906 года Грин был арестован в Петербурге как эсеровский агитатор и сослан на четыре года под надзор полиции с водворением в Туринске. Маленький городок был местом, куда на протяжении двухсот лет отправляли всех государственных преступников, - рассказали сотрудники музея «Литературная жизнь Урала XX века».

По пути в Туринск, Александр Грин стал подумывать о побеге. Подложный паспорт, необходимый ему на этот случай, он получил в Тюмени возле пересыльной тюрьмы. Документ ему передал революционер Наум Быховский, ожидавший высылки за границу.

Из туринска Александр Грин сбежал, напоив городовых. Фото: Туринский краеведческий музей

Из туринска Александр Грин сбежал, напоив городовых. Фото: Туринский краеведческий музей

«Живя там, он (Быховский) часто ходил к пересыльной тюрьме встречать эшелоны ссыльных, посмотреть, не пришел ли кто-нибудь из знакомых, - писала в мемуарах Вера Абрамова-Калицкая, первая жена Александра Грина. - В одном из этапов он увидел Гриневского и спросил, не нуждается ли тот в чем-нибудь. Александр Степанович ответил: «Принеси денег, паспорт и водки». Наум Яковлевич доставил ему паспорт и двадцать пять рублей».

В Туринской ссылке Александр Грин прожил всего несколько дней, после чего взялся за осуществление своего плана. Узнав, что местные полицейские имеют слабость к горячительным напиткам, Грин с несколькими товарищами предложил им «обмыть» новоселье. Они чокались за царя, за процветание Отечества, за доблестных стражей порядка… Дело шло за полночь, а гулянка все продолжалась и продолжалась, пока сторожевые, наконец, не заснули. После этого Грин вместе с другими заключенными бежал из города.

- Купив лодку, Гриневский спустился по реке до Тюмени и сел на поезд, пока полиция искала его в Ирбите, - рассказали сотрудники туринского Музея декабристов. - Позже исправник доносил губернатору: «Административно-ссыльные политические дворяне скрылись благодаря скоплению в Туринске 70 поднадзорных и ввиду незначительно количества городовых».

Вернувшись с подложным паспортом в Санкт-Петербург, Грин спрятался у своей будущей жены. А вскоре написал свой первый рассказ «Заслуга рядового Пантелеева», который и открыл ему дорогу в литературу...

Последняя прижизненная фотография Александра Грина. Фото: Кушвинский краеведческий музей

Последняя прижизненная фотография Александра Грина. Фото: Кушвинский краеведческий музей