Премия Рунета-2020
Екатеринбург
-6°
Boom metrics
Общество3 января 2014 4:00

Как в дореволюционном и советском Екатеринбурге Новый год встречали

Корреспонденты «Комсомолки» изучили старинные газеты и узнали, о чем писали на зимние праздники в 19 веке [фото]

Жителям дореволюционного Екатеринбурга приходилось самим создавать себе праздничное настроение. Газеты и журналы тогда еще не завели привычку напоминать о грядущем торжестве. Например, сотрудники газеты «Екатеринбургская неделя» (кстати, самой первой из местных) накануне нового 1882-го года не написали ни одного новогоднего материала. Лишь спустя 13 дней после праздника у них вышла заметка под названием «Подарокъ городу на новый годъ», и она была, что удивительно, предельно циничной. Журналисты писали:

«Конецъ минувшаго года принесъ Екатеринбургу богатое наследiе. Умеръ безродный и бездетный купецъ Петровъ, оставившiй, по духовному завещанiю, все свое состоянiе на устройство въ нашемъ городе воспитательного дома. Лучшаго назначенiя, конечно, и нельзя было придумать наследству безроднаго. Разсказываютъ, что покойный собирался изменить свое завещанiе и такимъ образомъ лишить будущiй воспитательный домъ части средствъ, какiя теперь достались на его долю, но судьба распорядилась иначе – смерть помешала Петрову составить новую духовную. И слава Богу, что такъ случилось, такъ какъ легко можетъ статься, что новая духовная оказалась бы составленною съ такими же лазейками, съ какими оказалась вторая духовная купца Харитонова. Весь капиталъ, какой до сихъ поръ открытъ, простирается до суммы въ 300.000 р., включая векселя»

Далее в заметке журналисты продолжают радоваться тому, что накануне Нового года купец не успел переписать завещание, и размышляют, что неплохо было бы совместить родильный дом и воспитательный, чтобы новорожденные дети из одного сразу попадали в другой. В конце заметки задумываются писатели и о новом методе воспитания детишек:

«Прошло уже то время, когда считалось необходимымъ вскармливать детей грудью. Теперь многiя дети съ перваго дня рожденiя вскармливаются искусственно, следовательно, нетъ надобности прибегать къ той мере, къ какой по-неволе, из-за количества приносимыхъ детей, прибегаютъ воспитательные дома Петербургскiй и Московскiй къ отдаче детей на воспитанiе въ деревни»

Реклама в «Екатеринбургской неделе», вышедшей сразу после праздников, была довольно будничной: некий Башмаков с Кузнечной улицы продавал корову с теленком; тут же рядом дворник Николай предлагал зимнюю повозку за 38 рублей и дорожный возок за 50. По соседству говорилось о грядущем аукционе просроченных залогов и музыкальном вечере: «19-го Января въ зал Благороднаго собранiя будетъ данъ гг. любителями МУЗЫКАЛЬНЫЙ ВЕЧЕРЪ въ пользу бедныхъ воспитанницъ женской гимназiи. Билеты заблаговременно можно получать у начальницы гимназии».

В ДОРЕВОЛЮЦИОННОМ ЕКАТЕРИНБУРГЕ ЕЛИ МАНДАРИНЫ

Веселее на страницах екатеринбургской прессы стало только к началу XX века. 1 января 1903 года газета «Уральская жизнь» опубликовала целый разворот с большим заголовком «СЪ НОВЫМЪ ГОДОМЪ» и практически весь он был занят праздничной хроникой, а также новогодними стихами. К примеру, вот одно из них, подписанное женщиной-автором М. Любовъ:

«Новый годъ. Земля застыла Подъ покровомъ льда. Въ ночь угрюмо вьюга выла И царила тьма. И въ угрюмомъ завываньи, И въ тревожной тьме Чуялъ я – одно страданье На родной земле. Виделъ я рыданье, горе Виделъ жизнь въ нужде Заметалось ретивое Въ горе и тоске Неужели после стужи Не придетъ весна? Неужели не оставить Горе бедняка? Съ новымъ годомъ! Дайте руку! Выпьемъ за починъ Удаленья горя, муки Коренныхъ причинъ Выпьемъ, братья, за свободу Знанье, истину! Впередъ! Завтра дружно за работу: Счастливъ будетъ новый годъ!»

Дух новогоднего праздника был даже на страничке с рекламой. Так, одно из самых крупных объявлений гласило:

«Къ предстоящимъ праздникамъ! Лучшiе подарк. ВО ВНОВЬ ОТКРЫТОМЪ МАГАЗИНЕ».

Далее читатели могли узнать, что в доме Бабушкина на Покровском проспекте (ныне это улица Малышева, - прим.) можно купить ювелирные изделия заграничной работы с драгоценными камнями, а также часы местного производства. Здесь же рядом братья Агафуровы, открывшие на улице Вайнера первый в Екатеринбурге универсам, предлагали «большой выборъ елочныхъ украшенiй и коллекцiй от 1 р. 50 к. до 15 руб».

Любопытный факт, в 1903-м году во время новогодних праздников уральцы точно также, как и сейчас, лакомились мандаринами. В газете даже место выделили под объявление о завозе свежих цитрусовых в магазины на Главном проспекте.

Раздел хроники сообщал о новогодних елках, благотворительных и детских вечерах. Причем в одной из заметок печаталась телеграмма великого князя, последнего сына Николая I, в которой он поздравлял с Новым годом Уральское общество любителей естесствознания.

СОВЕТСКИЕ ДЕТИ ОБЪЯВИЛИ ВОЙНУ НОВОГОДНЕЙ ЕЛКЕ

С наступлением советской эпохи уральские газеты объявили войну новогодним праздникам. Елка с гирляндами приравнивалась к религиозному символу, а потому всячески вытравливалась из умов вместе с Новым годом. В декабре 1929-го года, например, вышло сразу несколько номеров местных газет с материалами, озаглавленными «Рождество не остановит станки уральских заводов» и «Вместо пьяного рождества – 2-й день индустриализации». А одна из заметок рассказывала о том, что на борьбу с праздником вышли даже воспитанники детского сада №3:

«Нам не надо елку. Вместо елки купите нам сани, лыжи и коньки», - цитировались в тексте слова, якобы из коллективного детского письма. Уже после праздников уральские газеты давали массу коротких заметок, сообщавших о том, кто из рабочих 31 декабря поработал лучше всех.

Но такая ситуация продолжалась не очень долго. Через три десятилетия люди уже спокойно праздновали Новый год. 31 декабря 1959 года газета «На смену!» рассказала о том, что в канун праздника над уралом пролетит третий советский спутник:

«В час, когда мы будем поздравлять друг друга с Новым годом, наш спутник совершит 8520 оборотов вокруг Земли. И это просто здорово, что в первые же часы второго года нашей семилетки мы увидим наш советский спутник. И мы непременно передадим через него, нашего посланца, самый сердечный новогодний привет всем простым людям всех стран мира, над которыми он пролетит в эту новогоднюю ночь».

А 31 декабря 1965 года первые полосы уральских газет уже целиком отдавались под праздничные статьи. Например, заметка «Подарки животноводов» сообщала, как можно сэкономить во время праздника. Отмечалось, что самое дешевое молоко дают Камышловские коровы, а самое дешевое мясо поступает на рынки из Ирбита. Поинтересовались журналисты и тем, как встретят новый 1966-й год корабли с именами городов Свердловской области. Ленинградские моряки тогда ответили:

«Старший из кораблей-уральцев «Алапаевск» в канун новогоднего праздника закончил рейс Канада – Балтика, доставив 7581 тонну груза. Недавно экипаж отметил пятилетие своего судна. За это время корабль прошел более 230 тысяч миль. Перевезено четверть милиона тонн грузов. План 1965 года выполнен на два с половиной месяца досрочно. В порту дружественной ГДР – Висмаре зажгут огни своей новогодней елки члены экипажа теплохода «Алапаевсклес», в голландском порту Роттердаме – моряки теплохода «Ирбитлес». Рейс Куба – Швеция на днях закончил корабль-великан «Красноуфимск». Вместе с докерами Гаваны отметят новогодний праздник моряки другого корабля-великана с уральским именем «Красноуральск».