Премия Рунета-2020
Екатеринбург
-8°
Boom metrics
Происшествия24 сентября 2013 8:05

Заключение авиационного комитета: Ан-2 разбился под Серовом, потому что пилот был пьян

Место второго пилота занял собутыльник летчика - сторож Юрий Соболев [фото, видео]
Эксперты выяснили, что пилот Хатип Кашапов сел за штурвал пьяным.

Эксперты выяснили, что пилот Хатип Кашапов сел за штурвал пьяным.

Межгосударственный авиационный комитет медленно, но верно завершает свое расследование причин крушения кукурузника, который почти год провел в статусе самолета-призрака. Напомним, биплан улетел с аэродрома Серова 11 июня 2012 года. Орский пилот Хатип Кашапов, которого наняли для мониторинга лесных пожаров, несанкционированно поднял в воздух свою стальную птицу с 12 пассажирами на борту. Среди желающих посмотреть уральские красоты на закате оказался и начальник серовской ГИБДД Дмитрий Ушаков, а также его подчиненный Максим Маевский.

Обгоревший самолет нашли лишь спустя 11 месяцев – в мае 2013 года – в 10 километрах от города. Никто из находившихся на борту не выжил.

Фото: Алексей БУЛАТОВ

- Кукурузник пролетел не больше восьми километров, в воздухе он провел всего несколько минут, - восстанавливали весной картину рокового полета эксперты. - Самолет задел левым крылом крепкую сосну. Удар оказался настолько сильным, что дерево переломилось пополам. Ствол сломался на высоте около 23 метров. Следовательно, именно на этой высоте и летел Ан-2.

То, что пилот Хатип Кашапов летал слишком низко, на допросах у следователей еще прошлым летом подтверждали «туристы», которые катались на этом Ан-2 накануне трагедии.

- Когда Ан-2 столкнулся с деревом, его под острым углом 60 градусов бросило на землю, - объясняли «КП» следователи. - Самолет оказался на земле в перевернутом виде - вверх шасси. Пожар, вспыхнувший из-за разлива топлива, ускорил разрушение воздушного лайнера. Не исключено, что в момент удара о дерево пассажиры упали со своих мест, и их швырнуло в сторону кабины пилота.

Через пару месяцев выяснилось, что самолет еще и заправлен некачественным топливом.

- Наши специалисты изъяли на месте катастрофы образцы топлива из центрального бака АН-2 и образцы масла из цилиндров двигателя, - делились с нами выводами в уральском следственном управлении на транспорте. – Физико-химические экспертизы показали, что Ан-2 был заправлен сильно видоизмененным автомобильным бензином, который можно было использовать исключительно во время полетов по мониторингу лесных пожаров. Именно для этих целей начальник Хатипа Кашапова и выдавал ему топливо. Но для перевозки людей бензин 95-й марки использовать однозначно нельзя. Даже в законодательстве сказано, что пассажирские полеты нужно совершать исключительно на авиационном топливе. На нем самолет лучше справляется с нагрузками.

Мало того, что горючее оказалось не той марки, эксперты еще и обнаружили в нем всевозможные примеси.

- В топливе обнаружено превышение концентрации фактических смол и нехарактерно высокое для бензина значение плотности, - рассказывали эксперты. - Также специалисты нашли в горючем механические примеси, которые могли помешать нормальной эксплуатации воздушного судна.

Двигатель завелся, и, как говорится в докладе МАК, около 23.00 - примерно за 15 минут до захода солнца - самолет взлетел в условиях надвигающихся сумерек. Пилот заложил вираж на небольшой высоте над аэродромом и улетел в неизвестном направлении. Техник направился к зданию аэропорта, а ему навстречу уже шел второй пилот Ан-2 с телефоном в руке - он пытался позвонить напарнику.

«Мы решили дождаться возвращения самолета, а когда тот не вернулся через 30 минут, то поняли, что что-то не так», - приводятся в отчете экспертов слова техника. Начальству они рассказали о случившемся только через 1,5 часа после вылета. Ответ был коротким: «Жгите костры». Всю ночь сотрудники аэродрома ждали самолет, но он так и не вернулся. Второй пилот пытался дозвониться на мобильный телефон напарника, но тот был недоступен.

Эксперты высказали претензии в адрес должностных лиц ООО «АВИА-ЗОВ», в котором работали пилоты. По мнению специалистов МАК, они нарушили авиационные правила, которые требуют начинать поисково-спасательную операцию через пять минут после потери связи с воздушным судном. Информация о незапланированном вылете Ан-2 дошла до директора ООО «АВИА-ЗОВ» только через полтора часа, а до полиции Екатеринбурга - через 8,5 часа. За это время место крушения кукурузника теоретически можно было обнаружить по зареву от пожара.

Фото: Андрей ГОРБУНОВ

Но все-таки окончательную точку в расследовании причин крушения Ан-2 должен был поставить межгосударственный авиационный комитет. На днях представитель МАК передал заключение ведомства уральскому следственному комитету на транспорте.

- В документах МАК сказано, что пилот Хатип Кашапов во время выполнения полета вероятно находился в состоянии алкогольного опьянения. Он летел на высоте значительно ниже безопасной, что привело к столкновению с деревом и дальнейшему столкновению с землей, - пояснила «КП» старший помощник руководителя Уральского следственного управления на транспорте по организационным вопросам Ирина Саркисян. -

Схема падения Ан-2, составленная специалистами МАК

Схема падения Ан-2, составленная специалистами МАК

Известно, что следователи нашли на аэродроме графин с настойкой, несколько рюмок и пластиковую «полторашку» пива. Таким образом, подтверждается версия, что пилот Хатип Кашапов вечером 11 июня выпивал вместе со сторожем аэродрома Юрием Соболевым. Об этом говорится и в заключении авиационного комитета:

По показаниям бортмеханика Сагндыка Таубекова, командир воздушного судна днем употреблял спиртные напитки и перед полетом «был уже изрядно выпимши». Согласно протоколу опроса техника самолета, пилот днем со сторожем аэропорта после 15 часов местного времени «стали употреблять какую-то настойку или самогон из графина». Около 8 часов вечера в аэропорт пришли 2 молодых человека, которые попросили капитана воздушного судна прокатить их на самолете. После подошли еще 8 человек. В итоге в самолет село 12 пассажиров, включая сторожа, который занял место второго пилота. После закрытия входной двери самолета командир судна стал запускать двигатель, но обе попытки были неудачными, из чего техник сделал вывод, «что КВС находится в неадекватном состоянии». Со слов техника, КВС попросил его оказать помощь в запуске двигателя.

- Я поднялся на борт и увидел, что Хатип Талгатович ведет себя неуверенно, - объяснял сотрудникам МАК бортмеханик Сагындык Таубеков. – Тогда я незаметно частично перекрыл стоп-кран, что исключает пуск двигателя. После трех неудачных попыток запустить мотор командир понял, что я вожу его за нос. Кашапов увидел, что я держу стоп-кран. Тогда он ударил меня по руке и сказал мне нецензурно: «иди отсюда». И я покинул самолет.

Хатип Талгатович всегда любил выпить

Хатип Талгатович всегда любил выпить

По информации техника, когда он был в самолете, то слышал, что пассажиры высказывали желание лететь в сторону Уральских гор. После выполнения взлета самолет выполнил вираж на низкой высоте над аэродромом и затем продолжил полет на малой высоте в юго-западном направлении над густой лесистой местностью.

- Самолет взлетел неровно. Но, по-моему, это произошло не из-за перегруза, а из-за неуверенных действий пилота, - приводят прямую речь бортмеханика специалисты МАК. – Причем Ан-2 задел верхушки кустов, которые растут вдоль взлетно-посадочной полосы. Самолет взлетел не по прямой, а по небольшой дуге вправо. Затем борт выполнил круг над аэродромом и краем леса, после чего ушел вдоль трассы по направлению к Екатеринбургу.

- После взлета самолета я отправился к аэропорту, - отчитывался перед экспертами из авиационного комитета Таубеков. – Мне на встречу попался второй пилот. Он спросил: что происходит? Я ему все рассказал. Мы решили дождаться возвращения командира. Но когда тот не вернулся через 30 минут, поняли, что что-то не так, и позвонили директору авиа-фирмы.

Дальше сотрудники МАК восстанавливают картину собственно крушения:

Выполняя полет на предельно малой высоте над лесным массивом, командир воздушного судна, находясь, вероятно, в состоянии алкогольного опьянения, мог не заметить возникшее впереди высокое дерево. Скорее всего, осмотрительность и контроль за высотой полета у летчика были заторможены. Столкновение произошло левой полукоробкой крыльев. Нижнее крыло получило серьезные повреждения и разрушилось. Судя по расположению фрагментов самолета, Ан-2 столкнулся с землей сначала левым крылом, а затем носовой частью. На самолете был установлен бортовой самописец «АД-2» с бумажным носителем, регистрирующий только высоту и время полета. Прибор сгорел при пожаре.

В начале октября продолжится расследование уголовного дела по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного судна, повлекшего по неосторожности смерть более двух лиц».

Фрагмент заключительного отчета Межгосударственного авиационного комитета Фото: Межгосударственный авиационный комитет

Фрагмент заключительного отчета Межгосударственного авиационного комитета Фото: Межгосударственный авиационный комитет

Фрагмент заключительного отчета Межгосударственного авиационного комитета

Фрагмент заключительного отчета Межгосударственного авиационного комитета

Межгосударственный авиационный комитет пять месяцев готовили свой отчет

Межгосударственный авиационный комитет пять месяцев готовили свой отчет

Смотрите фотогалерею: С места крушения Ан-2 поднимают останки самолета