Происшествия6 мая 2013 17:30

Кукурузник не дотянул до аэродрома, потому что на борту началась драка со стрельбой?

Корреспондент «КП» передает с места катастрофы Ан-2

Фото: Андрей ГОРБУНОВ

На севере Свердловской области - траур. В Серове в понедельник собрали родственников пассажиров пропавшего прошлым летом самолета Ан-2. Собрали, чтобы, наконец, официально признать: все 13 человек, которые были на борту, погибли.

Самолет искали тысячи людей, десятки самолетов и вертолетов прочесывали Свердловскую область вдоль и поперек. А кукурузник все это время находился под носом у спасателей - всего-то в восьми километрах от аэродрома Серова!

- Я помню, как этот район отрабатывался, - уверяет родственников начальник свердловской полиции Михаил Бородин. - Туда даже загоняли гусеничную технику. Болота… Буквально через месяц в этих местах уже невозможно будет ничего заметить. Вы пройдете в 20 метрах от обломков самолета и ничего не увидите - такая листва будет!.. И поисковые самолеты, если они не пролетят непосредственно над самим местом падения, тоже ничего не заметят.

Но родственники уже не слушали оправданий генерала. Их сегодня волнует только одно: что же случилось на борту самолета?!

ОБМАНЧИВАЯ КРАСОТА ПРИРОДЫ

В пятницу, 3 мая, на обломки пропавшего самолета наткнулись охотники. Напрямую от места падения Ан-2 до аэродрома порядка восьми километров. Если добираться до места крушения самолета по земле, то расстояние увеличивается до 12 километров. Виной тому - петляющая зигзагами проселочная дорога.

Мы едем туда на уазике». За окном - сплошной лесоповал. Сотни поваленных берез сложены в большущие поленницы. Неужели прошлым летом никто из рабочих не заметил падающий самолет?..

- Все, ребята, дальше нужно идти пешком! - виновато говорит наш водитель. Тут даже мой «вездеход» не проедет.

Мы заходим в чащу. К удивлению, лес оказывается не таким уж непролазным. Вокруг сосны и березы. Под ногами - свежий мох… Красота, природа! Хоть мангал ставь и шашлыки делай. Хотя потом ребята из МЧС рассказали, что эти пасторальные пейзажи очень обманчивы:

- Здесь находятся Катасьминские болота. Неудачно встанешь - и все, провалишься по самую макушку.

Мы стараемся избегать любых луж и прыгаем с кочки на кочку. Дорогу к месту крушения найти довольно легко. Полицейские отметили путь туда зазубринами на стволах деревьев. В результате роковое место мы находим вовсе не по обломкам, а по пылающему костру.

- Один наш провалился в болоте - сушился, - говорят спасатели. - К тому же холодно здесь. Вот и греемся.

Заметить обломки даже с очень близкого расстояния сложно. Выцветшая краска на искореженном металле сливается с окружающими кустами и деревьями. Рядом с Ан-2 - три обуглившихся сосны. Но самолет сгорел не весь.

- А это что за часть самолета? - интересуюсь у следователя, показывая на странную решетку непонятной формы.

- Крыло, - без интереса отвечает он.

Возле обломков очень много следователей. Тут же судмедэксперты ищут останки пассажиров и аккуратно складывают их в большие черные пакеты. Сверху подписывают: «Череп неопознанного человека, челюстная кость…» В понедельник останки отправили на исследование в Екатеринбург. По ДНК родственников эксперты установят личности погибших. Образцы крови ближайших родственников следователи взяли еще прошлым летом. Так что сейчас близким не придется еще раз сдавать анализы.

О том, когда Ан-2 вывезут из болота, пока не говорят. Не исключено, что его можно будет поднять только с помощью вертолета.

В БАКАХ ОСТАЛОСЬ ГОРЮЧЕЕ

Эксперты установили точно: Ан-2 упал, когда возвращался из нелегального «коммерческого» полета (пилот Хатип Кашапов до этого катал людей за 1000 рублей с носа). Большая компания «туристов» - 12 человек и пилот - вечером 11 июня отправились глазеть на закат и красоты северного Урала.

Следователи пока отрабатывают три причины: ошибка пилота, отказ техники и авария, произошедшая из-за погодных условий. Но вечером 11 июня стояла ясная безветренная погода. В тех края были белые ночи.

Некоторые эксперты предполагали, что на Ан-2 просто закончилось топливо, из-за этого он и упал. Но эта версия отпадает. Следователи обнаружили в уцелевших баках горючее.

Остается вариант с ошибкой пилота. Пилот Кашапов и сторож аэродрома Юрий Соболев (он тоже улетел на этом кукурузнике) отмечали День России. На аэродроме после исчезновения самолета нашли бутылки с остатками настойки и рюмки. Хатип Кашапов сел за штурвал пьяным.

В покореженной и разрушенной кабине Ан-2, помимо пилота, нашли еще два тела. Это противоречит нормам безопасности полета, там должен был быть только летчик. Скорее всего, один из этих двоих - сторож Соболев. Не исключено, что третьим может оказаться начальник местной ГИБДД Дмитрий Ушаков, который на правах силовика-руководителя решил дать Кашапову «дельные» советы по пилотированию. Тем более если и он был навеселе…

Но родственники погибших не верят в то, что легкий и надежный кукурузник мог вот так просто воткнуться в болото из-за подвыпившего пилота. Многие считают, что на борту что-то произошло. Например, пьяная драка - все-таки подвыпившие молодые мужчины, мало ли что взбредет им в голову. Возможно, не смогли договориться о маршруте прогулки. Не исключено также, что в самолете раздались выстрелы. Как минимум у двоих «туристов» могло быть с собой табельное оружие: у начальника ГИБДД Дмитрия Ушакова и у его подчиненного - инспектора Максима Маевского, который также полетел с ним.

Но следователи не относятся к этой версии серьезно:

- В материалах дела табельное оружие не значилось, - сообщил «КП» Михаил Халявин, заместитель руководителя Нижнетагильского следственного отдела на транспорте СКР.

Коллеги погибших вообще отрицают, что гаишники взяли на борт служебные пистолеты.

- Табельного оружия на борту самолета не могло быть в принципе, - объясняет Игорь Совчик, заместитель начальника МО МВД России «Серовский». - Оно находится у нас, потому что пропавшие полицейские были не при исполнении, они были на отдыхе. А табельное оружие выдается только на период несения службы. Когда наши сотрудники его получают и сдают, они делают запись в журнале. В остальное время табельное оружие хранится в специальной комнате.

Но как минимум один ствол на борту все-таки был: Дмитрий Ушаков никогда не расставался со своим травматическим пистолетом, взял его и в тот полет.

Расследование трагедии продолжается.

СКОРБНЫЙ СПИСОК ПОГИБШИХ

Кашапов Хатип Талгатович – 1962 г.р, пилот, житель г. Орска Оренбургской области.

Ушаков Дмитрий Александрович - 14.01.1975г.р., начальник ГИБДД Серова.

Маевский Максим Александрович - 17.02.1988 г.р., инспектор ГИБДД Серова.

Маевская Оксана Александровна –19.06.1989г.р., парикмахер.

Сафонов Антон Андреевич - 04.08.1981г.р., охранник.

Сафонова Юлия Васильевна - 22.10.1979г.р., лаборант поликлиники №1 в Серове.

Шаад Григорий Викторович - 30.01.1983 г.р., занимался ремонтом квартир.

Тренихин Евгений Васильевич - 06.07.1986 г.р., машинист-обходчик на Серовской ГРЭС.

Глинских Максим Владимирович - 1989 г.р., приехал из Екатеринбурга.

Соболев Юрий Сергеевич - 03.05.1945 г.р., сторож серовского аэродрома.

Чикишев Иван Викторович - 04.08.1986.г.р., занимался ремонтом квартир.

Гагарина Людмила Сергеевна - 1992 г.р., работала в супермаркете, жила в поселке Гари.

Баранов Денис Александрович - 14.01.1975г.р., машинист-обходчик турбин на Серовской ГРЭС.

6 НАИВНЫХ ВОПРОСОВ ПРО КРУШЕНИЕ КУКУРУЗНИКА

Могли ли самолет перенести в лес военные, сбившие его, чтобы замести следы?

Рядом с Серовом находится воинская часть. Долгое время родственники пассажиров Ан-2 склонялись к мысли, что самолет сбили военные, когда по ошибке приняли его за вражеское воздушное судно. А когда поняли, что натворили, замели следы. Поэтому Ан-2 и не могли найти. Теперь, когда обломки найдены, у любителей конспирологических заговоров появилась новая теория. Точнее, подтверждение своей же старой версии. Якобы ракетчики действительно сбили Ан-2, а теперь перевезли его в лес, чтобы все подумали, мол, самолет просто разбился. Но даже если не принимать во внимание тот факт, что у этой воинской части нет ракет ближнего боя, то есть они просто физически не могут сбить кукурузник, все-таки мало верится, что наши защитники Отечества пошли на такое катастрофически дорогое, почти невыполнимое, а главное криминальное дело. Вот и начальник ГУ МВД по Свердловской области Михаил Бородин называет эту версию бредом:

- Даже в покореженном виде самолет весит около 3 тонн. Мы уже вторые сутки не можем решить, как достать Ан-2 из болота, в том числе и из-за его габаритов. Чтобы незамеченным перетащить в лес воздушное судно, нужно быть как минимум Ахиллесом.

Мог ли Ан-2 развалиться в воздухе от старости?

Пропавшему кукурузнику уже 25 лет. А ведь в нашей стране существует нехорошая тенденция - воздушные суда разваливаются прямо в воздухе из-за того, что вышел летный стаж. Так почему же Ан-2 не мог развалиться прямо в воздухе из-за того, что износились детали? Но все-таки не мог. Во-первых, потому что судно проходило техосмотр незадолго до злополучного полета, и самолет был полностью исправен. Во-вторых, как заявило следствие, «обломки самолета лежат очень близко друг к другу на расстоянии 5 - 7 метров, из чего можно сделать вывод, что Ан-2 разлетелся на части от сильного удара».

Были ли на борту радиомаяк и черный ящик?

У каждого самолета есть радиомаяк, чтобы авианадзор всегда был в курсе, где находится то или иное воздушное судно. Но почему-то 11 июня, когда наш Ан-2 ушел в свой последний рейс, маяк не сработал. Не исключено, что пилот Хатип Кашапов намеренно выключил прибор, ведь полет был незапланированный и нелегальный. Пока радиомаяк среди обломков и вовсе не обнаружен. Впрочем, точно на этот вопрос ответят лишь специалисты Международного авиационного комитета, которые приедут в Серов вечером 7 мая.

Выпивали ли туристы в небе?

Пассажиры Ан-2 и пилот отмечали День России. На аэродроме после исчезновения самолета нашли бутылки с остатками алкоголя и рюмки. Среди обломков найдены лишь золотые колечки и сережки разбившихся пассажирок.

Почему самолет сгорел, а деревья вокруг нет?

Скорее всего, после крушения пожар был небольшим. По крайней мере, об этом красноречиво говорит тот факт, что в уцелевших баках самолета сохранились остатки горючего. Раз баки не взорвались, значит, пламя было не таким уж сильным. Но некоторые деревья все-таки пострадали от огня. Корреспондент «КП» лично видел три поваленных сосны, обуглившихся от пожара.

Почему никто не увидел пожар?

Самолет улетел в 10 вечера. А возвращался еще позже. Было уже темно. В это время Ан-2 еще никто не потерял. Поэтому даже если кто-то и заметил огонь (что не факт, ведь пожар был небольшим), то не придал этому значения, решив, что это горят торфяники. К тому же очень сложно представить человека, прогуливающемуся по Катисьминским болотам в полночь. Ну, а на следующее утро, когда началась поисковая операция, пожар уже в любом случае погас.

КОММЕНТАРИЙ СПАСАТЕЛЯ

«Пилот мог решить покуражиться перед пассажирами»

Александр Новоселов, спасатель 1 класса уральского регионального спасательного отряда. Он приписан к парашютно-десантной службе, поэтому летом прошлого года был одним из тех, кто с воздуха искал пропавший Ан-2. Искал, правда, на севере Пермского края. Он ответил на наши вопросы.

- Почему так долго не могли найти самолет, который разбился совсем недалеко от города?

- Местность для поисков очень сложная. Там глубокие болота, порой глубина доходит до двух метров. Сейчас болото еще не растаяло до конца. В этих болотах велись поиски вертолетами с воздуха. Их крейсерская скорость 150 км/ч. На этой скорости невозможно разглядеть мелкие обломки и детали. При таких поисках эффективна малая авиация, например мотопараплан. Его скорость 15 - 20 км/ч, он может практически зависать над каждым деревом. Но такая техника, насколько я знаю, в тех местах не применялась.

- Что могло произойти на борту? Почему самолет упал?

- Первая версия, которая мне кажется вероятной, это ошибка пилотирования. Пилот мог решить покуражиться перед пассажирами - показать фигуру высшего пилотажа, так называемую горку. Для этого самолет разгоняется, а ручку управления пилот резко тянет на себя. Но при этом, если самолет полностью загружен, как в нашем случае, пассажиры от такого маневра могут оказаться в хвосте. Это приводит к потере скорости, самолет начинает падать хвостом вниз, а потом разворачивается и падает носом. Чтобы выправить ситуацию, летчику требуется высота порядка 1000 метров. Им могло этой высоты не хватить. Либо все проще: возвращались вечером, темнело, приборов навигации у них могло не быть. Самолет зацепил верхушку дерева и рухнул на землю.

- Что еще могло привести к трагедии?

- В самолете очень мало места. Главная опасность может заключаться в том, что все оказались в хвосте. Для этого достаточно 5 - 6 человек. Тогда пилоту ручки штурвала не хватит, чтобы выровнять крен.

- Какие меры должны быть предприняты, чтобы эта страшная трагедия не повторилась?

- Сейчас все самолеты оснащают системой «компас». При крушении пилот нажимает кнопку и включается радиомаяк.

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Добровольный участник поисков:«Это место в штабе почему-то отметили как пройденное»

- Как только пропал Ан-2, я сразу же записался в волонтеры, - рассказал нам Сергей, один из поисковиков-добровольцев. - Могу сразу сказать, поисковые операции были организованы очень плохо. Кто-то честно ходил по болотам, а кто-то прогуливался по лесу, особенно не напрягаясь. Так, чтобы галочку поставить, показать себя героями. Ходили мы и в Катасьминские болота. Вглубь шли цепочкой. Точно могу сказать, то место, где нашли Ан-2, мы не прочесывали. Самолет, кстати лежит не в болоте, а в обыкновенном лесу. Там вполне нормальная местность - это только начало болот. Если бы мы там искали, Ан-2 давно бы уже нашли. Но это место отметили как пройденное.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:.photoGalleryIcon{ width:655px; background:#2b2e33; padding-top:7px; padding-bottom:7px; height:149px;} .photoGalleryIcon img{margin-left:7px;margin-bottom:7px;margin-top:7px;margin-bottom:7px;}.photoGalleryIcon a{display:block;color:#FFFFFF;text-align:center;font-size:16px;text-decoration:none;}.news{width:655px;height:110px;background:#2B2E33;padding-top:7px;}.news img{margin-left:7px;margin-right:7px;margin-bottom:7px;}.news a{display:block;color:#FFFFFF;text-align:left;font-size:16px;text-decoration:none;}

На Урале к месту падения самолета рубят просеку

То, что осталось от самолета, отправляют на экспертизу.

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Родители погибших на Ан-2: «Это не наши дети» [видео]

Семьи людей, погибших при крушении Ан-2, получат по миллиону рублей

В июне прошлого года губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев лично поднимался в небо над уральской тайгой, чтобы искать самолет.

Руководитель Уральского следственного управления на транспорте о найденном Ан-2: «Самолет упал в тот момент, когда шел на посадку»

Правоохранители уже собрали останки погибших людей на месте крушения Ан-2 и отправили их в лабораторию.

На месте крушения Ан-2 следователи нашли личные вещи погибших людей

Сейчас на месте авиакатастрофы работают следователи. Они пытаются понять восстановить картину произошедшего.

Родственники пропавших на АН-2 людей не верят, что самолет действительно нашли [видео]

Отец пропавшего на Аннушке Антона Сафонова Андрей узнал от журналистов, что Ан-2 нашли

Начальник свердловского ГУ МЧС - о найденном Ан-2: «Черные ящики не сработали» [аудио, эксклюзив]

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Охотники, нашедшие пропавший Ан-2: «От самолета остались только хвост, скелет крыльев и выхлопная труба… [фото с места крушения, видео]

Самолет Ан-2, пропавший почти год назад на севере Урала нашли охотники.

Смотрите фотогалерею: «Нашли самолет Ан-2, пропавший год назад в Свердловской области»