Премия Рунета-2020
Екатеринбург
+17°
Boom metrics
Общество14 февраля 2013 15:44

Депутат Павел Бажов устроил приемную у себя дома и запретил родным закрывать двери

Эх, нынешним бы депутатам-«сказочникам» брать пример с великого писателя.
Павел Бажов (слева) на заседаниях Верховного совета всегда садился рядом с председателем Свердловского облисполкома (в центре) и маршалом Жуковым (справа).

Павел Бажов (слева) на заседаниях Верховного совета всегда садился рядом с председателем Свердловского облисполкома (в центре) и маршалом Жуковым (справа).

Бажова мы все с детства знаем как автора замечательных сказов, собирателя мифов об уральской земле. Но кроме творчества и литературы, Павел Петрович был еще и политиком. Между прочим, государственного масштаба. 67 лет назад, 15 февраля 1946 года, сказочник Бажов получил мандат депутата Верховного Совета СССР. Корреспондент «Комсомолки» изучил архивы и поговорил с родными Павла Петровича о малоизвестной стороне жизни знаменитого уральского писателя.

Избиратели о Бажове: «А какой простецкий…Прямо нашинский старичок»

Свою карьеру депутата Бажов начал с предвыборной кампании. В начале января 1946 года работники Нижнесергинского металлургического завода выдвинули его кандидатом в депутаты Верховного Совета СССР. Баллотировался Павел Петрович по Красноуфимскому избирательному округу. И понеслось! Агитация, встречи с избирателями, выступления на радио… За него агитируют местные писатели и журналисты. В заголовках Павла Петровича называют «правильным патриотом», «верным сыном народа» и «мастером правдивого слова». Тем временем сказочник и сам вступает в борьбу за депутатское кресло. Он колесит по Уралу, встречается с избирателями в школах, артелях и на заводах.

«Дом культуры не мог вместить всех желающих увидеть своего кандидата-писателя. Те, кому посчастливилось протиснуться хотя бы к стенке в помещении, перешептывались: «А какой простецкий… Прямо нашинский старичок», - пишет в воспоминаниях журналист Андрей Мешавкин. В 40-е годы он работал в районной газете «Голос колхозника» и написал репортаж о приезде писателя в село Манчаж. - «Встреча была радостной, говорили много хвалебного. Скромный П. П. Бажов не любил славословия в свой адрес и в ответном слове сказал собравшимся: «Товарищи, люди добрые, надо еще проверить, каким я буду вашим слугой на деле… Мне же доверие оказываете, а меня же хвалите. Будто не я, а вы мне обязаны…» Но председателю райисполкома после встречи строго сказал: «Шутки шутками, а не все мне у вас понравилось, библиотека в хиленьком помещении ютится…»

Выборы прошли 10 февраля. Бажов прошел в депутаты. Павел Петрович получил депутатское удостоверение и красный нагрудный значок. К тому же ему выдали пропуск на сессии Верховного Совета - маленькую книжицу, в которой стояла подспись коменданта московского Кремля. Ниже подписи было указание, что писатель может входить через Спасские и Боровицкие ворота. Дорогу до Москвы Бажов не оплачивал. У него был специальный проездной для депутатов Верховного Совета. Он давал право бесплатного проезда по всем железнодорожным и водным путям СССР до следующих выборов. Бажов мог также бесплатно провезти с собой до 35 килограммов багажа и попросить место в спальном или мягком вагоне или каюте 1-го класса.

Отвечать посетителям «зайдите позже» никто не имел права

В новом статусе Бажов, как и раньше, жил по средствам, не то что некоторые нынешние депутаты. Семья его по-прежнему ютилась в маленьком деревянном домике на перекрестке улиц Большакова - Чапаева. Сейчас здесь находится музей писателя. Как депутат он занимал комнату в здании облисполкома на проспекте Ленина, 32 - сегодня там большое здание с множеством организаций. Официально Бажов вел прием каждый четверг с 12 до 15 часов дня. Чтобы люди об этом знали, он даже дал объявление в несколько газет. Неофициально же избиратели шли к нему прямо домой. Эх, нынешним бы депутатам-«сказочникам» брать пример с Павла Петровича.

Дочь Павла Петровича, Ариадна Павловна, сейчас живет в Москве. Ей 87 лет. Там же живет и внук писателя - 66-летний Никита Матвеевич. Раньше он был редактором, сейчас, выйдя на пенсию, также редактирует тексты по заказу. Сама Ариадна Павловна с журналистами не общается. И мы передали ей свои вопросы про деда-депутата через внука.

«Дом был всегда полон людей, - рассказала нам Ариадна Павловна. - Отказывать или говорить «зайдите позже» никто в доме права не имел. По этому поводу все домашние получили строгую и безапелляционную инструкцию: «всегда дома», «всегда можно видеть». Письменный стол отцу по-прежнему заменяла конторка, сделанная еще для деда Петра Васильевича сысертским мастером. Была она неказиста, но вместительна, не занимала много места, была покрыта черной клеенкой, под которую подсовывались письма, требующие самого срочного ответа».

А по ночам, когда поток желающих пробиться к депутату иссякал, Бажов садился писать свои замечательные сказы. На сон времени почти не оставалось. Писатель ложился спать под утро, но уже с семи утра в дверь начинали стучать его избиратели. Павлу Петровичу тогда было 67 лет. Чтобы читать, приходилось носить специальные очки. Но и в них ему было тяжело самому прочитать письма, которые ему несли люди. Секретарей в те времена депутаты не держали, поэтому Бажову помогали родные - жена Валентина Александровна и дочка Ариадна. Ариадне приходилось в такие моменты оставлять диссертацию и маленького сына.

«Зрение отца все больше слабело. Теперь он не мог прочесть даже собственную рукопись», - вспоминает Ариадна Павловна. - «Печатал только на машинке, а при чтении писем к депутату прибегал к помощи мамы или моей. Я в то время училась на факультете журналистики, а позднее в аспирантуре Уральского государственного университета и выполняла для отца секретарские обязанности - разбирала и готовила к отправке депутатскую почту. Нужно было прочесть отцу вслух два-три десятка писем, а потом по его указаниям подготовить проекты ответов»

Депутата Бажова просили даже вернуть мужей

«Председателю исполкома. Ко мне обратился мальчик Кузнецов из села Семинчи вашего района с довольно простой и в то же время трудной просьбой устроить его на учебу в Свердловске, подыскав ему квартиру. Положение мальчика, оставшегося старшим в семье, обязывает, чтоб к нему отнеслись с особым вниманием и осторожностью. Поэтому прошу вас найти время лично поинтересоваться на месте, почему ему вздумалось поступать именно в художественное училище, и какие у него материальные возможности для того, чтобы учится вне системы студенческих общежитий. П. Бажов»

Это письмо сейчас хранится в фонде Объединенного музея писателей Урала вместе с сотнями других из его переписки, которую он вел в качестве депутата. Ответ из райсовета пришел уже через неделю. Но обычно, чтобы сломить сопротивление, Бажову приходилось писать по несколько писем. Если ответ задерживался, он слал второе, а за ним третье, четвертое… Обычно к нему обращались по бытовым вопросам: мать восьмерых детей, один из которых погиб на войне, не получила награду, в колхоз нужно провести электричество, шахтерам не платят надбавку, старики не получают пенсию... Иногда получал совсем неожиданные просьбы о помощи.

Однажды 25-летняя девушка пожаловалась писателю на своего благоверного, который вдруг решил уйти к другой женщине, оставив ее одну с маленькой дочкой. Казалось бы, при чем тут депутат? Но Павел Петрович не оставил без внимания и это письмо.

«Пожалуй, даже лучше, что без задержки открылось непривлекательное лицо мужа, -пишет депутат девушке. – Хуже, если бы это затянулось. А что он недостойный человек, для меня нет сомнения. Какой же это мужчина, если он не может решительно выбрать одну из женщин? В лучшем случае размазня, в худшем - прохвост, прикрывающийся любовью к детям. Идти же вам есть куда... Хоть на запад. Хоть на восток. Меня лично более тянет последний, там все ново, и все требует рук и большой советской работы».

В 1947 году 68-летнего Бажова избирают депутатом Свердловского горсовета. Он успел поработать городским депутатом три года. В семьдесят лет у Павла Петровича нашли рак легких. Его тут же отправили лечиться в Москву, в Кремлевскую больницу. Через три недели после приезда в столицу уральского писателя и депутата не стало.

Редакция газеты "Комсомольская правда" благодарит Объединенный музей писателей Урала, а также библиотеку им. В.Г.Белинского за помощь в подготовке публикации.