2016-08-24T03:46:56+03:00

«Пассаж» сровняли с землей, несмотря на обещания сохранить историческую часть

«Комсомолка» выяснила, что на самом деле происходит с архитектурным памятником в центре Екатеринбурга
Поделиться:
Комментарии: comments9
Олегу Букину остается только разводить руками при виде этой печальной картины в центре Екатеринбурга.Олегу Букину остается только разводить руками при виде этой печальной картины в центре Екатеринбурга.Фото: Алексей БУЛАТОВ
Изменить размер текста:

Недавно мы решили узнать наверняка, что все-таки скрывается за высоким синим забором на улице Вайнера в столице Урала. Там, где, два месяца назад огородившись от любопытных взглядов всех недовольных, до сих пор активно работают строители.

Напомним,(читайте материал: Какой разгром, какой «Пассаж»!) в начале весны в Екатеринбурге разразился скандал по поводу сноса памятника архитектуры на Вайнера. Застройщики, решив построить на месте неказистого с виду здания современный торговый центр, праздничным утром 8 Марта начали крушить стены. Общественность города взбунтовалась: почему никто не спросил мнения горожан?! А специалисты-архитекторы в голос говорили: «Пассаж» - это уникальный памятник архитектуры!». «Здание наше, что хотим, то и делаем» - заявили поначалу бизнесмены-застройщики. Однако вскоре, вняв голосу народа, пообещали: уникальные фасады «Пассажа» будут сохранены…

Сейчас из-за высокого забора мы видим лишь маленький кусочек фасада, выходящего на Банковский переулок. С него на железных прутьях свисают куски бетона, а через дыры и разбитые окна видно внутренние помещения. Чтобы заглянуть за забор, мы забрались на балкон соседнего дома. Договорились с руководством одного из магазинов на улице Вайнера. С собой «на просмотр» мы пригласили председателя Свердловского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Олега Букина.

КАК УНИЧТОЖАЛИ ЗДАНИЕ

И вот вид с балкона: кусочек здания, который виден из-за забора, -это единственное, что осталось от исторического памятника. А вокруг этого устоявшего обломка даже руин не осталось. Одни ямы, полные воды, и горы разрытой земли. Вокруг снуют рабочие, а экскаваторы продолжают копать землю ковшом.

- А где то, что обещали сохранить!? - изумились мы.

- Да, от фасада, выходившего на сквер, вообще ничего не осталось, - вздыхает Олег Букин. - Его разрушили экскаватором еще в начале марта, в самом начале так называемой реконструкции. Тогда все городские СМИ цитировали обещания властей и застройщиков о том, что все будет сохранено. А в этом время уничтожался фасад.

Олег безнадежно смотрит сверху на пропасть, в которую канул «Пассаж», и рассказывает:

- Может быть, на первый взгляд «Пассаж» выглядел скучновато, как обычный кусок серого бетона. Но это уникальное здание! «Пассаж» строился на стыке эпох. Архитекторы соединили несколько совершенно разных стилей. Как подлинный памятник истории и архитектуры, он отражал те противоречия, которые были на тот момент в нашей стране. Так, в нем можно было увидеть черты рационального модерна: западный фасад, выходивший на Вайнера, - бедный и маловыразительный, выполненный из камня и стекла. А загубленная часть здания, переходившая на переулок Театральный, которая была сплошь остеклена, - это начало конструктивизма. Есть и элементы классики: особые рамы в окнах. Все это мы потеряли. Ведь здания как такового больше нет. Да, застройщики уверяют, что сохранили и вывезли фрагменты на склад. Правда, я лично их не видел. Но даже если фасады восстановят, памятника уже не будет.

- Почему? - пытаемся разобраться мы. - Перевезут сохраненные фрагменты обратно - и вся уникальность сохранится.

- Нет, новое здание по проекту будет шире. Останется лишь несколько метров уцелевшего фасада, то есть то, что мы сейчас видим. А оставшиеся фрагменты воткнут куда попало. И единого памятника архитектуры уже не будет. По конвенции о сохранении культурного наследия Европы, запрещается перемещать полностью или частично любой находящийся под государственной охраной памятник. Важно отстоять «Пассаж» сейчас. Государство просто обязано вмешаться в ситуацию и заставить восстановить здание в прежнем виде. «Пассаж» - это некий ключ к городу. Если мы проиграем битву за «Пассаж», коммерсанты-застройщики получат этот самый ключ и будут делать с городом то, что считают нужным, не прислушиваясь к мнению горожан.

«В БУДУЩЕМ ВОССТАНОВИМ»

Мы попросили нынешних владельцев здания прокомментировать эту ситуацию и показать нам фрагменты «Пассажа». Но бизнесмены в этом «Комсомолке» отказали.

- Вы про нас плохо напишете! - заявил корреспонденту «КП» Илья Клюжин, начальник отдела по связям с общественностью общества «Малышева, 73», которое занимается реконструкцией «Пассажа». - Мы покажем их другому изданию…

Впрочем, в разгар скандала, в марте, представители этой фирмы рассказывали «Комсомолке», как планируют «реконструировать» и расширить памятник архитектуры.

- В документе об охране, где описано, что именно надо сохранить, не было пунктов по пространственному объему, - объясняет Илья Филиппов, адвокат общества «Малышева-73». - Поэтому мы имеем право в рамках приспособления объекта под современное использование провести его реконструкцию. Сохранить нужно только три фасада и внутренние элементы декора. Проект предусматривает это. Все, что нужно, демонтировано, промаркировано и увезено на склад. В будущем все это восстановят.

Бизнесмены не скрывают, что через два года на месте старого «Пассажа» будет стоять очередной торгово-развлекательный центр. Количество торговых площадей в Екатеринбурге с его появлением увеличится еще на 64,5 тысячи квадратных метров. Внутри здания, сделанного из железа и стекла, будет стандартный набор любого ТРЦ. А именно: магазины для среднего класса, кинотеатр, супермаркет и подземная парковка на 450 мест. Сквер, который сейчас «съеден» стройплощадкой, по уверениям застройщиков, плавно перетечет с улицы прямо внутрь здания. Также появятся подземные переходы, связывающие новый «Пассаж» со зданием ЦУМа. По уверениям бизнесменов, когда в Екатеринбурге построят новую ветку метро, выход со станции будет вести пассажиров прямо внутрь ТРЦ.

«Комсомолка» будет следить за дальнейшей судьбой остатков «Пассажа».

КОММЕНТАРИЙ МИНИСТЕРСТВА

«Разрешение перемещать памятник есть!»

- Ничего противоречащего закону здесь нет, - объяснил «Комсомолке» Юрий КУРАШОВ, начальник управления государственной охраны объектов культурного наследия Минкульта Свердловской области. - В полномочиях Министерства культуры России есть право разрешить перемещение памятника. Однако это не перемещение, так как адрес объекта не меняется. Фрагменты фасадов, а также все сохраненные элементы внутреннего декора будут находиться по тому же адресу, что и раньше, а именно, ул. Вайнера, 9.

Институт ОММ повторит судьбу памятника архитектуры?

Городские власти планируют перестроить его под офисный центр.

Сейчас под вопросом судьба еще одного памятника архитектуры Екатеринбурга: чиновники собираются перенести Институт охраны материнства и младенчества с улицы Репина в Академический микрорайон. Сам институт от этого переезда только выиграет: лучшим в Свердловской области специалистам, акушерам и гинекологам предоставят новое просторное здание. А вот судьба старого здания возле площади Коммунаров пока неясна. Городские власти планируют сделать там офисный центр. А поскольку нынешний вид здания и современные офисы несовместимы, то ОММ будут реконструировать. Несколько месяцев назад городские чиновники вообще планировали снести здание и построить новое. Но потом было принято решение о реконструкции.

Конкретного бизнес-плана реконструкции пока нет. Вот официальный ответ из мэрии на депутатский запрос: «Проектом планировки предлагается реконструкция существующего комплекса зданий по адресу: ул. Репина, 1, с увеличением этажности северного крыла центрального здания и изменением функционального назначения на административно-офисный комплекс». Что стоит за словом «реконструкция», нам теперь хорошо известно по судьбе «Пассажа».

- Уверен, что здание снесут, как и «Пассаж»! - заявил депутат Закособрания Андрей Альшевских. - Оказывается, нет никаких документов, утверждающих, что это памятник, то есть на данный момент здание ОММ не попадает под государственную защиту. Теперь нужно добиваться, чтобы было принято постановление областного правительства, которое бы включило институт ОММ в число охраняемых памятников архитектуры.

- Здание ОММ - исторический объект, который нельзя потерять, - комментирует ситуацию архитектор Эдуард Кубенский. - Его строили в тридцатых годах прошлого века, оно выполнено в стиле конструктивизма и является памятником архитектуры.

Что еще в Екатеринбурге построил Константин Бабыкин

Здание «Пассажа» было создано по проекту архитектора Константина Трофимовича Бабыкина. Родом из Пермской губернии, в 1907 году он приехал в Екатеринбург, чтобы работать здесь архитектором. До революции выполнял заказы купцов - строил для них дома. Так, на отрезке улицы Вайнера от Куйбышева и до Ленина половина всех старинных зданий - его рук дело. Они построены из кирпича, поэтому вы с легкостью отличите, какие именно дома спроектированы им. Также по проектам Константина Бабыкина в Екатеринбурге построены:

Железнодорожный вокзал. В 1907 году Бабыкин приезжает в Екатеринбург, чтобы построить здесь здание нового вокзала. Архитектору тогда было всего 27 лет. Стройка длилась три года. Сначала здание было одноэтажным. Второй этаж добавили уже в советское время.

Главный корпус УПИ. Во второй половине 1920-х его назначили руководителем проектного бюро организации «Уралвтузстрой». Ее создали специально для того, чтобы построить здания Уральского политехнического института.

Свердловская филармония. В 1913 году в Екатеринбурге был объявлен конкурс на лучший проект для Делового клуба. Константин Бабыкин занял первое место. Строительство клуба, ставшего потом филармонией, растянулось на десять лет. Его закончили в 1927 году.

Театр оперы и балета. В 1910 году Константин Бабыкин добился того, чтобы здание строилось на железобетонной основе, чем немало удивило строителей. Им было внове работать со столь необычным строительным материалом. Удивил он их еще больше, когда стал проверять кирпичную кладку на прочность, ударяя по ней своей тростью. Сегодня здания театра - визитная карточка уральской столицы!

Здание картинной галереи Музея изобразительных искусств. В 1912 году екатеринбургский купец Бардыгин решил построить собственный мануфактурный магазин. До революции Константин Бабыкин часто выполнял заказы купцов. Выполнил и в этот раз - подготовил проект. В 1936 году внутри была развернута экспозиция вновь образованной Свердловской галереи.

Управление Свердловской железной дороги. В 1919 году управление Пермской железной дороги перенесли в Екатеринбург. Бабыкину поручили спроектировать для него здание, которое построили через пять лет. Оно выдержано в духе рационального неоклассицизма.

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также