Премия Рунета-2020
Екатеринбург
-2°
Boom metrics
Общество6 августа 2016 4:00

Уральский буддизм за тысячу рублей

Сколько стоит отстоять буддийский храм на Урале? [фото, видео]
Лама Докшит ведет самую бескровную осаду в истории

Лама Докшит ведет самую бескровную осаду в истории

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Буддийский монастырь на горе Качканар – больше не тихое уединенное место, где послушники обретают нирвану. Над священной обителью, которую более 20 лет назад построил ветеран афганской войны Михаил Санников, а ныне лама Докшит, навис экскаватор с длинным ковшом. Ну как навис – судебные приставы каждые два месяца требуют от буддийской общины снести их обитель. Говорят, построен храм незаконно, да и еще на месте месторождения титаномагниевых руд...

Сперва лама Докшит махал кулаками и грозился позвать на оборону родного места однополчан. Но теперь лишь просветленно улыбается и уверяет: «Монастырь не снесут!» Санников раскусил систему. У самого предприятия нет денег на снос общины, а за то, что лама отказывается сносить монастырь за свой счет, ему приходят только штрафы на 1 тысячу рублей после каждого постановления приставов. Журналисты «КП» отправились к уральским буддистам и своими глазами увидели, как проходит самая бескровная и дешевая осада в истории.

Буддисты выбрали для монастыря самую высокую гору Урала

Буддисты выбрали для монастыря самую высокую гору Урала

Фото: Алексей БУЛАТОВ

С ДОБЫТЧИКАМИ РУДЫ МЫ ПЬЕМ ЧАЙ

Не без труда преодолев семь километров тяжелого подъема, перед нами открывается целый город, построенный в восточном стиле. Проходим через арку, сразу же за ней - священные ступы, возле которых молятся члены общины. Нас гостеприимно подхватывают под руки и ведут в столовую. Оказывается, всех туристов в монастыре встречают чашкой горячего чая. Вслед за нами заходит и сам лама Докшит. При виде него послушники с готовностью встают, чтобы поклониться. Михаил Санников отвечает взаимностью. Чтобы подсластить горькую из-за добытчиков руды жизнь буддистов мы протягиваем ламе конфеты. Все они тут же отправляются к нему в тарелку. После, все садятся за стол.

Туристов в монастыре встречается буддистская арка, сразу за которой стоят знаменитые священные ступы

Туристов в монастыре встречается буддистская арка, сразу за которой стоят знаменитые священные ступы

Фото: Алексей БУЛАТОВ

- Это у вас оберег, - спрашиваем у ламы Докшита, указывая на устрашающую маску на стене.

- Бог войны, - простодушно отвечает Санников. – Буддистский символ.

- И как? Оберегает?

- Ну как видите, да, - хохочет лама.

- В последнее время, вам часто приходится воевать…

- Мы не воюем, мы здесь живем, - поправляет лама. – А органы местного самоуправления игнорируют наши просьбы о выделении земли с 98-ого года. Добывающий руду «ЕВРАЗ» здесь появился намного позже. У Департамента полезных ресурсов была тогда справка, что никаких полезных ископаемых здесь нет. А в горно-добывающей компании настаивают на том, что справка имеет срок давности.

Маска бога войны у ламы украшает столовую

Маска бога войны у ламы украшает столовую

Фото: Алексей БУЛАТОВ

После минутной паузы уральский лама и вовсе переходит на откровенный диалог, не забывая при этом с удовольствием отправлять в рот одну конфету за другой.

- На самом деле с КГОКом (дочернее предприятие «ЕВРАЗа», добывающего железную руду возле горы – Ред.) мы общаемся давно. По крайней мере, с предыдущими директорами у нас были хорошие личные отношения. Они к нам и на чай приходили. Но у них там директора меняются часто. Я уже массу пережил. Это как в «Золотом теленке». Помните, там старичок был - сиделец. Он говорил: «Я еще при Александре II «Освободителе» сидел!» И я вот тоже. И при том сидел, и при этом.

За чашкой чая лама с удовольствием рассказывает о том, как ему удается спасать монастырь

За чашкой чая лама с удовольствием рассказывает о том, как ему удается спасать монастырь

Фото: Алексей БУЛАТОВ

- А с сотрудниками КГОКа у вас какие отношения?

- Везде работают люди, - по-отечески улыбается лама. - Деловых отношений у нас нет, а на личном уровне я со всеми общаюсь нормально. К нам часто приходят в гости работяги, которые трудятся на этом предприятии. Пьем чай, разговариваем. Они очень нас поддерживают.

ТУРИСТЫ ПРИЕЗЖАЮТ ИЗ США, ФИЛИППИН И ИТАЛИИ

И все-таки между добытчиками руды и буддистами идет настоящая информационная война. Поэтому в слова ламы верится с трудом. Видя это, Михаил Санников продолжает объяснять.

- Все началось в 2012 году. Тогда на предприятии сменился директор. А следом к нам пожаловала прокуратура и департамент лесного хозяйства. Нас даже никто не оповестил. Хотя какой бешенный почтальон будет сюда подниматься? (Смеется) Непонятно одно. Почему здесь никогда ископаемых не было, а потом вдруг появились! Откуда? Эти земли, на которых мы находимся, относятся к категории С-2. Это территории, требующие дополнительной разведки. Здесь руда может и есть, но в таком количестве, что разработка не имеет никакого смысла. Это не покроет расходы. А мы все равно должны съехать!

Тут лама, резко встает и зовет нас на экскурсию. Шад Тчуп Линг – единственная на Урале обитель буддистов.

Уральский лама уже 21 год возводит буддистский комплекс Шад Тчуп Линг

Уральский лама уже 21 год возводит буддистский комплекс Шад Тчуп Линг

Фото: Алексей БУЛАТОВ

- У нас здесь все построено своими руками, - с гордостью рассказывает Санников. - Строительные материалы привозят члены нашей общины – это почти 200 человек, друзья и туристы. (выходим во двор, где трудятся послушники). Здесь строим спортзал (показывает на громоздкое сооружение). С помощью огня раскаляем скалу, камень трескается, мы его дробим. Чтобы доставлять сюда строительные материалы сделали автоматический подъемник. Электричество получаем с помощью солнечных батарей.

- А в дождь? - наивно интересуемся мы.

- Предлагаете сделать гидроэлектростанцию? Хорошая идея, - задумчиво проддолжает лама.

Монастырь Шад Тчуп Линг - огромный комплекс, в котором могут жить до 200 человек

Монастырь Шад Тчуп Линг - огромный комплекс, в котором могут жить до 200 человек

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Рядом с будущим спортзалом стоит банный комплекс со своим кладовыми и комнатами отдыха. Летом буддисты каждый день посещают парилку. За дровами ходят в лес. Но живые деревья не рубят, берут только те, которые уже лежат на земле.

- А здесь мы поставим шестиметровую статую Будды, - важничает лама. – Я сам ее лепил два месяца. Через полторы недели будет готова. Строительный сезон маленький, а хочется многое успеть. Нам неинтересно, что решат чиновники. Мы хотим сделать в этой жизни что-то полезное. А пока всех этих разрешений дождешься, можно и помереть.

Экскурсия по Шад Тчуп Линг длится час. Только за это время можно обойти все строения буддистов. Столовая, библиотека, детская, котельная, швейная комната, кладовки, гараж, мастерскую, чайный домик… перечислять можно долго. Особняком среди них стоят буддистские ступы. Всю территорию комплекса по периметру украшают разноцветные флажки, натянутые на веревку.

Стройматериалы на гору буддисты поднимают с помощью самодельной вагентки

Стройматериалы на гору буддисты поднимают с помощью самодельной вагентки

Фото: Алексей БУЛАТОВ

- Флажки обозначают соотношение с пространством, - просвещает лама. - Каждый цвет символизирует один из пяти элементов. Голубой – это вода, белый – пространство, зеленый - воздух, желтый – земля, красный - огонь. Ступы это вертикальная модель всего мироздания. Каждая часть символизирует первые элементы, как у флажков. Квадратная часть, например, внизу это земля. Кроме первоэлементов здесь есть еще буддийский символы. Четыре ступеньки – учение о четырех благородных истинах. Нам обязательно нужен доступ к ступам, когда община собирается отмечать уход в нирвану или день рождения Будды. Буддисты им поклоняются. Ступы переносу не подлежат. Это считается очень плохим поступком.

Рядом с нами священные строения с интересом осматривают пятеро туристов. Вход в Шад-Тчуп-Линг свободный. Поэтому гости бывают ежедневно. Послушники шутят в выходные в монастыре и вовсе «как в московском метро». Самим буддистам из-за этого приходится ходить в одинаковой форме, чтобы отличать своих.

Священные ступы в буддизме переносу не подлежат

Священные ступы в буддизме переносу не подлежат

Фото: Алексей БУЛАТОВ

- Мужчины у нас строят монастырь, женщины смотрят за огородом, - продолжает наш экскурсовод. – Мы ничего не покупаем. Продукты нам привозят туристы и друзья. Воду пьем дождевую и талую. Приезжие звонят, узнают, что нужно: стройматериалы, продукты. Просто поработать приезжают. Сочувствующих много. Люди узнают о сносе и приходят нас поддержать добрым словом. Когда эта история получила огласку, масштаб туристов увеличился. Раньше только Урал был, сейчас со всей России едут: Магадан, Ярославль. Даже с Белоруссии прут, Филиппин, США, Италии. Кто-то за рекламу платит, а мы нет.

ВСЯ ПЛАНЕТА МОЙ ДОМ, НО ГОРА КАЧКАНАР НРАВИТСЯ БОЛЬШЕ

После экскурсии лама делает паузу. В его глазах явно читается вопрос - понимаем ли мы что переехать буддистам невозможно?

- Я живу по конституции и конституцию не нарушаю, - вздыхает Михаил Санников. - Там сказано, что я имею право на определение местонахождения и местожительство. Я определился и живу! Если кто-то хочет что-то копать – пусть копают, я не мешаю.

Лама часто молится возле ступ

Лама часто молится возле ступ

Фото: Алексей БУЛАТОВ

- То есть вы действительно не думали о том, чтобы переехать?

- Ключевое слово – переезд. С 2014 года ни метра дороги не сделано, чтобы я смог переехать. Нет дороги - нет переезда – нет проблем. Будет дорога – буду переезжать. Туда-сюда. Куда хотите, хоть на Канарские острова. Правительство обещало сделать дорогу, но где она? Горняки говорят - это не наша забота. Так и не моя. Мне вообще тропинки хватает.

- А если серьезно построят дорогу, то вы уедете?

- Да никуда я не поеду! Хотя вся планета мой дом. Но это место мне нравится больше.

- А если все-таки техника сюда дойдет и монастырь начнут сносить?

- Я просто лягу на дорогу, - с вызовом говорит лама. - И буду очень тяжелым!

- Вы раньше говорили, что на защиту монастыря позовете своих сослуживцев?

- Пол-армии приедет! Шучу. Хотя если свиснуть, то приедут многие. Это военные в запасе. Пенсионером терять нечего! Но я думаю, что до этого дело не дойдет.

Лама в ближайшее время возведет шестиметрового Будду

Лама в ближайшее время возведет шестиметрового Будду

Фото: Алексей БУЛАТОВ

«МОНАСТЫРЬ – ЭТО ЮРИДИЧЕСКИЙ КАЗУС»

Пока Михаил Санников воюет внутренне, судебные приставы продолжают хладнокровно следовать букве закона. Последнее их решение – лама должен снести монастырь до 1 августа. Август наступил, но пока к буддистам идти никто не спешит.

- Суд – это вообще юридический казус, - с просветленной улыбкой заявляет лама. – Судья, когда пыталась огласить решение, сказала, что я при определенных условиях мог бы быть владельцем. Я говорю, так давайте определимся с условиями. Сделайте меня владельцем, и я буду отвечать. Она разводит руками – это юридический казус, я не могу этого сделать.

На гору лама забирается на самодельном квадроцикле

На гору лама забирается на самодельном квадроцикле

Фото: Алексей БУЛАТОВ

- Если вы не владелец, почему вас вызывают в суд?

- А больше некого. По крайней мере, я не отказываюсь от того, что я тут живу. Жить они мне не запретят, даже если в тюрьму посадят. Мне как практикующему буддисту, что плохого в тюрьме? Минимальная кормежка обеспечена. Так что я даже «за».

- А сколько штрафов вам выписали за отказ снести монастырь?

- Штук пять, наверное. Я их не платил и не буду. Плюс еще 400 рублей пошлина за суд. Я ее тоже отказался платить. Почему я за казус должен платить? Они еще раз назовут меня должником, я подам на них в суд. Обидно только, что я не могу подать в суд на суд. Но если все-таки найдется подрядчик, решивший снести монастырь, то я подам уже на него в суд за оскорбление чувств верующих и вандализм. Подам иск в этот же самый суд. И те представители Фемиды, которые искали этого подрядчика, сами его будут судить. Еще один юридический казус.

Лама намерен оставаться в монастыре до последнего

Лама намерен оставаться в монастыре до последнего

Фото: Алексей БУЛАТОВ

- А почему вы не заплатите штрафы?

- Я могу найти деньги и заплатить. Но я не буду этого делать. Потому что это неправильно.

- И за долгами не идут?

- А как? У меня нет ничего, даже зажигалка не моя.

- Могут имущество арестовать.

- У меня нет имущества!

Лама намерен оставаться в монастыре до последнего

Лама намерен оставаться в монастыре до последнего

Фото: Алексей БУЛАТОВ

- А как же часть зданий буддийского комплекса?

- Это не мои здания. Это здания общины. Владельцев здесь несколько сотен человек. Будут искать каждого и арестовывать? Ради бога. Они раньше судили нашу общину буддистов. Самое простое решение – это ликвидировать организацию. Не хотят, чтобы мы существовали законно, ладно уйдем в подполье. Тогда они решили – ладно найдем частное физическое лицо. На него в суд подадим. А я сейчас возьму и уезду. У меня прописка не свердловская, а пермская. Возьму, да перееду. Освобожу место. А суд пусть ищет пять тысяч человек, которые строили монастырь. Пусть они все разбирают.

Справившись с эмоциями, лама уже умиротворенно добавляет, что не оставит монастырь. А если и переедет, то «только с горой». За этим монастырем стоит труд тысячи людей. Это дом для сотни буддистов. А для самого ламы буддизм – это уже не просто успокоение, это образ и смысл жизни. Это понимают и судебные приставы. Каждый раз, принося извещение о сносе монастыря, они извиняются и садятся вместе с Михаилом Санниковым пить чай. Но никто ничем помочь ламе не может. Как говорит суд – это «юридический казус».