Общественный транспорт Свердловской области остро нуждается в кондукторах.
Фото: Алексей БУЛАТОВ
Так, трамвайно-троллейбусному управлению, к примеру, Екатеринбурга нужно порядка трехсот человек, а у автобусного управления некомплект составляет 123 человека.
Фото: Алексей БУЛАТОВ
ВАКАНСИИ ЕСТЬ ВСЕГДА
Общественный транспорт Свердловской области остро нуждается в кондукторах. Причем речь идет не о частных транспортных компаниях, а о муниципальных. Так, трамвайно-троллейбусному управлению, к примеру, Екатеринбурга нужно порядка трехсот человек, а у автобусного управления некомплект составляет 123 человека.
– Связано это с достаточно нелегкими условиями труда, – рассказала Ирина Никитенко, заместитель генерального директора ЕМУП «МОАП». – Представьте себе рабочий день кондуктора: он начинается в 06.00 и продолжается на протяжении 11 часов, если мы говорим о 1,5 часовой рабочей смене. Но бывают и односменные расписания. А бывает, что кондукторы выходят во вторую смену.
Другая причина нехватки рабочих рук связана с тем, что всю вторую половину XX века роль кондуктора в общественном транспорте исполняли автоматические устройства и компостеры, подразумевающие, что пассажиры будут оплачивать проезд самостоятельно. Позже от этой идеи отказались, так как многие устройства было легко обмануть. На смену аппарату снова пришел человек, однако закрыть потребность целиком предприятиям так и не удалось. Поэтому теперь они с удовольствием принимают на работу не только жителей Екатеринбурга, но других городов.
– На сегодняшний день 90% работников ЕМУП «МОАП» не являются жителями Екатеринбурга. Это мигранты, выходцы из соседних регионов и городов Свердловской области, – добавила Ирина Никитенко.
Работа тяжелая, хотя по специальной оценке условий труда, эта профессия уже не считается содержащей вредные факторы, за которые можно было бы получить дополнительные отпуска.
Фото: Алексей БУЛАТОВ
ЗАРПЛАТА – СДЕЛЬНАЯ
Первые кондукторы в Екатеринбурге появились 73 года назад. На работу в ту пору брали в основном мужчин. Женщинам технологическую новинку, да и выручку с продажи билетов тогда еще почему- то боялись доверить. Кроме того пассажиры бывало, отказывались платить (как и сейчас, в общем-то), да еще буянили, поэтому приходилось применять силу.
– Если посадка прошла успешно, кондуктор звоночком подавал сигнал водителю, что можно отправляться. Если надо задержаться – он подавал два звонка. Экстренная ситуация – это уже три звонка, – пояснил Алексей Медведев, заведующий музеем Трамвайно-Троллейбусного управления. – Работа у первых кондукторов была тяжелая. Из-за отсутствия печек они мерзли. И если первые водители клали себе под ноги нагретый на станции кирпич, чтобы согреться, то у кондуктора ничего такого не было. Приходилось теплее одеваться.
Сейчас условия гораздо мягче, чем десятилетия назад. Работа по-прежнему тяжелая, хотя по специальной оценке условий труда, эта профессия уже не считается содержащей вредные факторы, за которые можно было бы получить дополнительные отпуска.
– Обратиться за трудоустройством на должность кондуктора в автобус имеет право любой гражданин, причем не только Российской Федерации, но и иностранного государства с соблюдением соответствующих требований, – объяснила Ирина Никитенко. – Возрастного ценза у нас нет. Главное требование – это соответствие состояния здоровья тем показателям, которые нужны. Работать у нас можно начиная с 18 лет. Зарплата кондуктора сдельная. Есть план по сбору выручки, есть показатели, из которых она формируется. Средняя заработная плата на норму рабочего времени составляет сегодня 22 тысячи рублей.
Работа кондуктором – прекрасный вариант для жителей области, которые временно оказались без занятости.
Фото: Алексей БУЛАТОВ
ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ МЕСТО В ОБЩЕЖИТИИ
В ТТУ правила несколько другие. Здесь работать кондуктором в трамвае могут молодые люди, начиная с 18 лет, а в троллейбусе – только с 21-го.
– Работа кондуктором является наиболее востребованной профессией на нашем предприятии. Условия предоставляются достаточно нормальные, – рассказал Александр Серебренников, заместитель генерального директора ЕМУП «ТТУ». – Во-первых, уровень заработной платы средний – в пределах 16,5 тысяч рублей. Иногородним работникам мы однозначно предоставляем общежитие. Питание у нас по месту работы и с учетом тех доплат, которые осуществляет предприятие, получается не очень дорогим. Есть свой санаторий, чтобы подлечиться. На каждой конечной станции можно отдохнуть, перекусить или посетить медика.
Таким образом, работа кондуктором – прекрасный вариант для жителей области, которые временно оказались без занятости.