Премия Рунета-2020
Екатеринбург
+10°
Boom metrics
Звезды3 мая 2015 8:52

Плисецкая едва не забросила карьеру балерины из-за эвакуации в Свердловск

Рискуя жизнью, будущая прима сбежала с Урала в Москву
Майя Плисецкая

Майя Плисецкая

Фото: Николай ЕФИМОВИЧ

2 мая 2015 года скончалась легенда балета Майя Плисецкая. Великая балерина умерла от сердечного приступа в одной из клиник Германии. Немногие знают, что в 1941-1942 годах будущая прима Большого театра жила в эвакуации в Свердловске и целый год не имела возможности стоять у станка.

16-летняя Плисецкая и ее семья оказалась в Свердловске из-за слухов, что сюда эвакуируют Большой театр и балетное училище, где занималась Майя.

- Нам удалось выехать из Москвы в конце сентября, задолго - по счету тех дней - до панического 17 октября 1941 года, когда немцы уже вплотную подошли к Москве. И путешествие поездом, и житье в Свердловске были сплошными мытарствами. Но так мучилась вся страна, и я не ропщу, - вспоминала великая балерина в своей книге "Я, Майя Плисецкая".

Рахиль Мессерер-Плисецкая вместе с Майей и двумя ее братьями разместились в тесной трехкомнатной квартире инженера Падучева. Помимо них там ютились еще десять человек. Несмотря на бытовые трудности, домочадцы жили дружно и как могли поддерживали друг друга.

Матери Плисецкой с превеликим трудом удалось найти работу - она устроилась регистраторшей в поликлинику. Майя на всю жизнь запомнила, как мать из своего деревянного некрашеного регистраторского окошечка давала ей "стратегические" команды, в какую очередь встать и какой талон продовольственной карточки следует «отоварить».

Фото: Наталия НЕЧАЕВА

- Очереди были за всем. Без исключения. Люди стояли, стояли, стояли, отпрашивались уйти ненадолго, возвращались, вновь стояли, судачили, жалобились, тревожились на перекличках. Писали номера на руках, слюнявя огрызок химического карандаша. Отмыть цифру не удавалось неделями. Что-что, а химический карандаш делали отменно едким. Цифры разных очередей путались на ладони — какая вчерашняя, какая теперешняя, - рассказывала Плисецкая в своей автобиографии.

Одна из таких очередей Майе запомнилась особенно. В один из летних жарких деньков во двор свердловского продуктового магазина привезли ящики с яблоками. Фрукты были плохонькие - недозрелые, маленькие, кособокие. Но яблок в Свердловске не видали с начала войны, поэтому за ними тут же выстроилась многокилометровая очередь. Майе удалось встать в ее начало, но яблок ей все равно не досталось - закончились.

- Никогда больше в жизни мне так не хотелось съесть яблоко. Каких я только не перевидала потом лакомых сортов. Но тех свердловских, «военных» яблок я забыть не могу, - рассказывала в своей книге Плисецкая.

Но не только очереди ждали юную Плисецкую в военном Свердловске. Майя, которая целый год не могла заниматься любимым балетом, отводила душу в театрах. Она посещала местный театр оперы и балета (из постановок Майе запомнились опера итальянца Джакомо Мейербера «Гугеноты» и редкий балет советского композитора Бориса Асафьева «Суламифь») и свердловскую оперетту, о которой впоследствии отзывалась, как о лучшей в Советском Союзе. В оперетте Майю пленил кальмановский репертуар — «Сильва», «Марица»…

Фото: Людмила СТРИЖНОВА-ВЫСОТСКАЯ

- Вы спросите, как я попадала в театр. Опять же понурая очередь и — самый дешевый билет на галерку. А билеты были дешевые баснословно. Да и до самого недавнего времени билет в первом ряду партера Большого театра стоил лишь 3 рубля 50 копеек. Это при том, что килограмм помидоров в те же дни на рынке — 10–15 рублей. Вот и выбирай. Съесть салат из рыночных помидоров — или четыре раза сходить в Большой. В Свердловске я выбирала пищу духовную, - признавалась балерина в своей книге "Я, Майя Плисецкая".

Плисецкая жила в Свердловске целый год и очень страдала. Майя понимала: еще год без занятий и с балетом придется распрощаться.

- Большой эвакуировали в Куйбышев, а балетную школу в маленький городишко Васильсурск на Волге. Эта нечаянная промашка мне обошлась втридорога, - рассказывала Майя Михайловна.

Когда Плисецкая выяснила, что часть учеников осталась в столице, и занятия в училище продолжаются, она засобиралась в Москву. Девушка рисковала всем, ведь у нее не было специального пропуска и в столицу она отправилась нелегально. Майе каким-то чудом удалось достать билет на поезд (помог шахматист Рохлин, муж балерины Валентины Лопухиной) и остаться незамеченной.

- Весь путь я решала, сойти ли перед Москвой на последней остановке и дальше идти пешком? Или сыграть ва-банк — в многолюдье вокзала скорее проскочишь? Повторю, пропуска на въезд в Москву у меня не было. Решила рискнуть. И выиграла. Пристроившись к хромому старцу и поднеся его саквояж, чему он сердечно обрадовался, подыграв мне со всей искренностью, я проскользнула через военный патруль у дверей вокзала. Роль подростка при старом инвалиде мне удалась на славу, - писала Плисецкая в своей автобиографии.

Фото: Николай ЕФИМОВИЧ

С этого путешествия из Свердловска в Москву, длившегося пять суток, началась звездная карьера великой балерины. Кстати, во многих энциклопедиях и справочниках сообщается, что именно в Свердловске Майя Плисецкая впервые станцевала знаменитого "Умирающего лебедя". Но сама балерина в своей автобиографии не упоминает об этом ни слова. Плисецкая пишет, что первые "бисы" за "лебедя" она получила в Москве, когда уже работала в кордебалете Большого театра

- Для того чтобы не разучиться танцевать, я стала брать много концертов и «обтанцевала» все концертные и клубные сцены Москвы. А публика была замечательная. Плохо одетая, «отоваривавшаяся», евшая по карточкам, недоумытая, но жадная до малейшего проявления искусства, шедшего с убогой доморощенной сцены. В этих концертах и были мои первые «бисы» Лебедя, - рассказывала легенда мирового балета.

ПРОДОЛЖАЯ ТЕМУ

Майя Плисецкая: "Очень счастлива, что сейчас уже не танцую и живу жизнью мужа"

Это интервью мы записывали к её дню рождения... Послушайте, что она рассказала радио "Комсомольская правда" о жизни в Германии и своей жизни с Родионом Щедриным.