Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
Общество30 ноября 2018 16:08

Год назад в России была объявлена экологическая кампания «Порви с пакетом»

Сегодня в России меняется модель потребления: многие покупатели и магазины отказываются от использования пакетов из полиэтилена
Александр ИВАННИКОВ, руководитель проекта «Ноль отходов» российского отделения GreenPeace России.

Александр ИВАННИКОВ, руководитель проекта «Ноль отходов» российского отделения GreenPeace России.

- Год назад в России была объявлена экологическая кампания «Порви с пакетом», которая затронула и простое население по всей стране, и крупнейших ретейлеров, и частных предпринимателей, и промышленников, и законодателей. По-другому и быть не могло. Проблема пластикового загрязнения планеты стоит чрезвыча­йно остро, и просто жизненно необходимо всем вместе предпринимать конкретные и как можно более эффективные меры по охране окружающей среды.

Полиэтиленовый пакет - наиболее ходовой и продаваемый товар в мире. Он по делу служит от силы 15 минут, а разлагается в природе в течение 100 - 200 лет.

В России используется 26,5 миллиарда пластиковых пакетов в год. Это 5% от мирового потребления.

Причем назревшую глобальную экологическую проблему не решат ни биоразлагаемые пакеты, ни бумажные, на производство которых стремительно уходили бы лесные массивы. Дело в том, что в процессе их разложения выделяется ядовитый метан, стремительно меняющий климат на Земле.

В некоторых странах применение пластиковых пакетов регулируется законом. Однако неравнодушное общество вполне способно самостоятельно влиять на этот процесс, что и доказала организованная нами акция.

В настоящий момент уже можно назвать некоторые и весьма значительные результаты общественной кампании «Порви с пакетом».

Во-первых, к требованиям Greenpeace отказаться от одноразовых пластиковых пакетов, обращенным в адрес крупнейших ретейлеров, присоединились более 115 тысяч человек из разных регионов РФ.

Во-вторых, на предложение Greenpeace сократить использование одноразовой упаковки для товаров откликнулись четыре крупнейших российских ретейлера («Ашан», «Спар Миддл Волга», «ВкусВилл», «Азбука Вкуса») и фермерский кооператив LavkaLavka.

По данным исследований «ВкусВилла» на март - апрель 2018 года, торговая сеть до 40% снизила оборот употребления пакетов, а «Азбука Вкуса» в том же апреле подсчитала: в год компания реализовывала до 70 миллионов пакетов, что равно 840 тоннам одноразового (!) пластика. С октября по ноябрь текущего года оборот полиэтиленовых пакетов сократился на 65% - упав с 7 до 2,5 миллиона штук. В переводе на тонны - это 54 тонны плохо разлагаемого мусора (1 - 2 больших грузовика).

В-третьих, торговая сеть «Азбука Вкуса» публично обнародовала не только планы по сокращению пакетов, но и впервые в истории российского ретейла взяла на себя обязательства о поэтапном сокращении одноразовой пластиковой тары и упаковки.

Факт: наблюдается общее сокращение рынка полиэтилена на 7,8% (читай - 140 тысяч тонн). Эти данные предоставило ведущее нефтегазохимическое агентство CREON-Energy «...Впервые за много лет рынок просел, причиной чему послужило сокращение производства и потребления пакетов, напрямую связанное с появившимися экологическими трендами, заданными «Гринпис».

Кроме того, по прогнозам одного из крупнейших производителей одноразовых пластиковых пакетов в России (ООО «ПФ Дар») относительно увеличения на российском рынке доли многоразовых сумок, в ближайшие три года она вырастет на 20% за счет популяризации данного продукта среди населения.

А еще по признанию крупнейшей ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), многие предприниматели готовы взять на себя обязательство отказаться от пластиковых пакетов. А многие уже так и сделали.

В контексте результатов кампании «Порви с пакетом» комитет по культуре Ленинградской области вынес распоряжение об использовании одноразовых пластиковых пакетов и посуды во время культурно-массовых мероприятий региона.

Сегодня мы ожидаем большей реакции на наши инициативы от ретейлера Х5 Retail Group, который во многом задает на рынке правила игры. Таким мощным торговым структурам невозможно оставаться на периферии подобных акций. Сейчас в сущности происходит изменение модели потребления и закладываются основы для решения проблемы мусоропереработки.

Александр ИВАННИКОВ, руководитель проекта «Ноль отходов» российского отделения GreenPeace России.