Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+16°
Boom metrics
Общество12 сентября 2016 11:16

Долой классно-урочную систему. А вместо нее...

Не лучшая идея - собрать в одном классе детей одного возраста и преподавать им предмет, стараясь поровну каждому донести знания. Но есть ли разумная альтернатива?
А готовы ли школы конкурировать с электронными уроками?

А готовы ли школы конкурировать с электронными уроками?

Фото: Алексей БУЛАТОВ

На днях я получил письмо от пожилого учителя английского языка Александра Хаджи.

Опытный педагог на восемнадцати страницах с примерами рассказывал, почему классно-урочная система, предложенная Яном Амосом Коменским в XVII веке, в XXI веке устарела и ее надо «сбросить с корабля истории».

Собственно, с автором послания никто из опытных педагогов не будет спорить. Конечно, далеко не лучшая идея - собрать в одном классе детей одного возраста и преподавать им предмет, стараясь поровну каждому донести знания. Есть психофизические различия, есть разные характеры. В конце концов, дети развиваются по-разному. А уж когда в классе и девочки, и мальчики... Да учителям в пору их полового созревания только и остается, что кричать караул. Девочки в те годы на голову выше мальчиков. И по росту, и по способностям.

Да, за десятилетия учителя как-то приноровились к ноу-хау Коменского. Кто нашел, что называется, золотую середину - равняется на середнячков, выпуская из виду лидеров (сами справятся) и отстающих (неинтересно с ними). Кто заводит любимчиков-отличников и делает на них ставку. Кто во­зится с самыми слабыми, чтобы не портить картину успеваемости. В каждом из этих вариантов, естественно, есть слабое место. При должной заботе, внимании и развитии талантов способные или сверхспособные ребята могли бы пойти дальше, достичь тех высот, которых достойны. Но, вынужденные самостоятельно барахтаться в учебном материале, далеко не все они обладают достаточным трудолюбием и усердием, чтобы упрочить то, что дано богом. Скольких талантливых ученых, инженеров, врачей мы недосчитываемся? У меня был в школе друг, сидели за одной партой. В средней школе он влет решал самые сложные примеры. А в старшей школе ему это стало неинтересно. Он начал прогуливать занятия вместе с двоечниками. Поступил в вуз на слабый факультет. И потом всю жизнь настраивал охранные системы. А могла бы его судьба сложиться совсем по-иному.

Нужно индивидуальное образование, пишет Александр Хаджи. Каждому ученику или нескольким ученикам, примерно равным по способностям, - свой наставник. Это разумно и даст результат в ближайшее время.

Кто спорит? Вот в Финляндии способных учеников, а там считают, что это отклонение, также как и отстающих, выделяют в отдельные группы и с ними занимаются отдельные педагоги. Для того чтобы и те и другие не скучали на уроках, не портили общую картину. В этой стране (кстати, качество школьного образования здесь одно из самых высоких в мире) педагогический упор сделан на середнячков - на развитие их знаний и навыков. Особые школьники из этой страны не побеждают на международных предметных олимпиадах. Зато общий - средний уровень учеников гораздо выше, чем у нас в стране, где учитель как-то должен в течение 45 минут и материал рассказать, и всех своих разномастных подопечных увлечь.

И вот тут проблема, решить которую не в состоянии даже страна с самой сильной экономикой в мире: где взять такое количество индивидуальных наставников?

Тупик? К счастью, есть надежда, что нет. И именно в нашем веке. Появились электронные ресурсы и электронные наставники. В Сеть сейчас выкладывают уроки по всем предметам школьной программы, проведенные лучшими учителями страны. Неинтересно на уроке, обогнал одноклассников - учись дальше онлайн. В ближайшие год-два вся программа будет в интернете - с дополнительными и углубленными заданиями.

И вот тут возникнет главная проблема: а готовы ли школы конкурировать с электронными уроками? Готов ли обычный учитель волей-неволей конкурировать с коллегой из интернета? Смогут ли они адекватно оценивать и поддерживать тех ребят, которые (при поддержке родителей) пойдут вперед, не ориентируясь на середняков в классе? Смогут ли сдержать себя, когда окажется, что ученик подкованнее учителя? Оценки-то все равно будут ему ставить в родной школе. Не наткнется ли новшество, готовое наконец стряхнуть замшелую классно-урочную систему, с противодействием тех, кто (пусть и вынужденно) в этой системе работает и другого и знать не хочет?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Отличники-невидимки: что мешает талантливым ребятам в школе

Отличником в школе быть непросто: надо домашние задания делать на уровне, и на уроках штаны не просиживать, и с контрольными справляться. Однако последние исследования показывают: способные ребята могли бы добиваться куда большего результата, если бы... не учителя!

Доцент департамента экономики и финансов НИУ ВШЭ Марина Шеина опросила почти 300 учителей-предметников. И обнаружила: педагоги ориентируются на самых слабых учеников в классе, а отличники остаются невидимками. То есть учителя стараются подтянуть до среднего уровня двоечников и троечников. А более способные ребята в это время стоят на месте (подробности)