Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+4°
Boom metrics
Общество11 сентября 2016 22:00

Отличники-невидимки: что мешает талантливым ребятам в школе

Почему способным ученикам не очень комфортно учиться
- Надо сорвать урок, чтобы привлечь внимание учителя?

- Надо сорвать урок, чтобы привлечь внимание учителя?

Фото: Евгения ГУСЕВА

Отличником в школе быть непросто: надо домашние задания делать на уровне, и на уроках штаны не просиживать, и с контрольными справляться. Однако последние исследования показывают: способные ребята могли бы добиваться куда большего результата, если бы... не учителя!

Доцент департамента экономики и финансов НИУ ВШЭ Марина Шеина опросила почти 300 учителей-предметников. И обнаружила: педагоги ориентируются на самых слабых учеников в классе, а отличники остаются невидимками. То есть учителя стараются подтянуть до среднего уровня двоечников и троечников. А более способные ребята в это время стоят на месте.

ХОРОШИСТЫ - ОПОРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ?

В ходе исследования педагогам предложили выбрать, какой класс лучший.

Класс «А»: 3 отличника, 9 хорошистов, 8 троечников, 0 двоечников.

Класс «Б»: 0 отличников, 17 хорошистов, 3 троечника, 0 двоечников.

Класс «В»: 8 отличников, 2 хорошиста, 9 троечников, 1 двоечник.

Учителя особо не колебались: конечно, самый лучший - класс «Б»! Несмотря на то что с пятерками там все плохо. А вот урожайный на отличников класс «В» оказался для педагогов полным аутсайдером.

Интересно, что преподавателям-естественнонаучникам - физикам, химикам, биологам и географам - наличие пятерок важнее, чем для их коллег. Почти треть из них отдали первенство классу «А», в котором отличники все же встречаются. А вот абсолютное большинство гуманитариев и математиков предпочли проголосовать за класс «Б» и хорошистов.

Кроме того, обнаружилось, что учителя с более высокой категорией внимательнее относятся к отличникам. А их менее квалифицированные коллеги куда больше пекутся о двойках.

ЗА ОТЛИЧНИКОВ НЕ ШТРАФУЮТ

В чем же причина такой близорукости? Кто знает, скольких Ломоносовых могли прозевать педагоги, бьющиеся над двоечниками?

- Такое положение дел логично, если «наказание» за неуспевающих учеников для педагога существенно более значимо, чем «премия» за отличников, если она вообще есть, - приводит одну из гипотез автор исследования Марина Шеина.

Вот и получается, что для талантливого ребенка в школе возникает стеклянный потолок. Учится - вот и ладно, ЕГЭ сдаст!

- Очевидно, что при таком раскладе невозможно обеспечить условия, при которых каждый без исключения ученик получил бы качественное образование, - приходит к выводу исследователь.

А между прочим, в новых Федеральных госстандартах образования черным по белому прописано: у нас индивидуальный подход, и каждому ребенку надо давать нагрузку и задания с учетом его возможностей. Правда, освоить такой подход смогли еще не все преподаватели. Переучиваться - дело небыстрое! Так что, если вы чувствуете, что вашему отличнику явно не хватает учительского внимания, возможно, стоит подумать о переходе в профильную школу.

КСТАТИ

Назубрить на айфон

Многие родители сами мотивируют детей учиться на отлично. И пользуются для этого старым добрым способом - деньгами! Ну или другими серьезными подарками.

- Среди родителей есть любители больших проектов: типа, если весь год будешь учиться без троек, поедем на средневековый фестиваль на острове Готланд, - рассказывает Анна Варга, эксперт по семейной психологии, доцент Департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ. - Им повезет, если их ребенок такой упорный и целе­устремленный, как они полагают.

Как правило, детям сложно планировать что-то на долгий срок. Мало ли что там за год произойдет, успею еще троек нахватать, так смысл учиться? Но и платить за каждую пятерку не стоит: в конце концов, хорошая учеба - это дело самого ребенка, а не родительского кошелька.

- Обычно ситуация выстраивается, как с королем и генералом в знаменитом «Маленьком принце» Антуана де Сент-Экзюпери: «Если я прикажу своему генералу полететь чайкой, а он не полетит, кто будет в этом виноват?» - объясняет эксперт. - Иными словами, условия получения воспитательных подарков должны быть реалистичными и адекватными возможностям конкретного ребенка.

С каким утверждением вы согласны?

С каким утверждением вы согласны?

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Долой классно-урочную систему. А вместо нее...

Александр МИЛКУС, редактор отдела образования «КП»

На днях я получил письмо от пожилого учителя английского языка Александра Хаджи.

Опытный педагог на восемнадцати страницах с примерами рассказывал, почему классно-урочная система, предложенная Яном Амосом Коменским в XVII веке, в XXI веке устарела и ее надо «сбросить с корабля истории».

Собственно, с автором послания никто из опытных педагогов не будет спорить. Конечно, далеко не лучшая идея - собрать в одном классе детей одного возраста и преподавать им предмет, стараясь поровну каждому донести знания. Есть психофизические различия, есть разные характеры. В конце концов, дети развиваются по-разному. А уж когда в классе и девочки, и мальчики... Да учителям в пору их полового созревания только и остается, что кричать караул. Девочки в те годы на голову выше мальчиков. И по росту, и по способностям (подробности)