Премия Рунета-2020
Северный Кавказ
+16°
Boom metrics
Общество28 сентября 2021 14:00

«На второй день назвали дурой»: ставропольская учительница откровенно рассказала о работе в начальной школе

Но все проблемы с детьми и зарплатами меркнут на фоне «бюрократического ада»
Учительница рассказала о том, что на самом деле происходит в школе.

Учительница рассказала о том, что на самом деле происходит в школе.

Фото: Николай ОБЕРЕМЧЕНКО

В Ставрополе в этом году за парты сели около 7 тысяч первоклашек - на тысячу больше, чем в прошлом. У учителей начальных классов сейчас самая жаркая пора: знакомство с первоклашками и их родителями, а также период адаптации, который, по словам педагогов со стажем, проходит в том числе и учитель с новым классом.

О том, как работается учителю начальных классов в обычной школе, в беседе с «КП-Ставрополь» откровенно рассказала педагог Ольга Ивановна (имя изменено. - Прим. ред.). Наша собеседница согласилась разговаривать на условии анонимности, так как уверена - сказанное ею вряд ли понравится как директору школы, так и вышестоящему руководству.

Ольга Ивановна начала свою педагогическую деятельность 12 лет назад, окончив педагогический вуз в краевой столице по специальности «учитель русского языка и литературы». В школе молодому специалисту сразу предложили взять самых маленьких, а уже потом, набравшись опыта, уйти в учителя-предметники.

- В предметники я так и не ушла, прикипела к малышам, - делится Ольга Ивановна. - В школе я тогда отработала чуть больше года, потом ушла в декрет.

Работа занимает все время педагога.

Работа занимает все время педагога.

Фото: Николай ОБЕРЕМЧЕНКО

Вернулась в систему образования Ольга Ивановна только в этом году. Уже в статусе многодетной мамы.

- Дождалась, когда младшенький дорастет до школы, и решила вернуться на работу, - поясняет учительница. - Набрала первоклашек. В классе у меня 28 деток. И хоть приказ о зачислении на работу датирован 1 сентября, фактически работа началась с середины августа.

Ольга Ивановна говорит, что, принимая решение о выходе на работу, понимала, что о таких понятиях, как «личное время» и «личное пространство», можно забыть.

- Уже с августа пришлось ходить в школу, готовиться к приемке класса, формировать списки учеников, собирать необходимую информацию о семьях ребят для паспорта класса и делать еще кучу рутинной работы, - говорит педагог.

ДЛЯ ГАЛОЧКИ...

Бумажная работа, которая сваливается с первых дней на каждого педагога, по мнению самих учителей, по большому счету никому не нужна и делается для «галочки».

- Бумажной работы столько - не передать. Каждое утро начинается с отчетности, - говорит педагог. - На первом уроке я должна передать данные завучу о количестве детей, о причинах отсутствия, приложить справки, если таковые имеются, отметить отсутствующих в журнале, потом подать записку в столовую о количестве учеников, а уже после - приступить к уроку. Считай, треть первого урока я трачу на писанину. А в конце дня надо заполнить электронный журнал и СМС-дневник. При этом бумажные аналоги никто не отменял.

Помимо основной ежедневной отчетности, учителям часто поступают срочные задания «сверху».

- Мы постоянно что-то сообщаем «наверх». Порой дело доходит до абсурда. Например, вечером в нерабочее время тебя просят составить тот или иной отчет, а утром выясняется, что все поменялось и нужны другие данные. Или с утра «прилетает» срочное задание - провести, например, какой-то внеклассный урок по определенной теме. Причем сегодня и с отчетностью. Ты должен не просто сориентироваться, как подать тему, но и посидеть над отчетом. А когда сидеть? У тебя 28 неадаптированных малышей, за каждым из которых нужен глаз да глаз!

Найти общий язык с детьми получается не сразу.

Найти общий язык с детьми получается не сразу.

Фото: Олег УКЛАДОВ

Всю ненужную писанину учителя называют «бюрократическим адом», который отнимает драгоценное время, которое можно было бы потратить на более качественную подготовку материалов к уроку и на общение с учениками.

Отчетность входит в обязанности учителя и дополнительно не поощряется. Дополнительная безоплатная нагрузка никого не удивляет.

- В школах многое делается учителями из позиций «надо» и «больше некому», - говорит Ольга Ивановна. - У меня сейчас две ставки. Первая - учитель, вторая - воспитатель. Я еще месяц буду замещать воспитателя продленной группы. При этом зарплату я получу не в два оклада, так как за совместительство высчитывается какой-то процент. О моем желании руководство не спрашивало, просто сказали «надо», пока не найдут человека на должность.

РАБОТЫ МНОГО, ДЕНЕГ МАЛО

Помимо основных задач, учителя выполняют массу других обязанностей, но доходы педагогов выше не становятся. Ольга Ивановна говорит, что больше чем на 20 тысяч начинающему учителю рассчитывать не приходится.

- Ставка, проверка тетрадей, классное руководство, дополнительные часы - тысяч 18 - 20 я получу, - говорит учительница 1 «А». - Есть еще доплата за педагогический стаж и категорию, но у меня нет категории. Моя коллега с 15-летним стажем получает чуть больше - 28 - 29 тысяч рублей.

Больших денег в школе не заработать.

Больших денег в школе не заработать.

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Многие начинающие учителя не выдерживают нагрузки и, получив за все свои старания скромную по сегодняшним меркам зарплату, уходят в допобразование.

- Заниматься репетиторством или вести кружок в центре допобразования сейчас выгоднее. Денег больше, нервотрепки меньше. Пришел домой и забыл о работе. Поэтому и бегут из школ учителя, - считает педагог. - Остаются в школе те, кому не нужно думать о деньгах, кого может, например, муж обеспечить, и те, кто не готов к переменам. Таких, кстати, большинство. В школе стабильный заработок, пусть и небольшой. А к частникам идти страшно.

ДЕТИ РАЗУЧИЛИСЬ ДРУЖИТЬ

Ольга Ивановна говорит, что в идеальном мире идеального учителя царят тишина на уроках, мир и уважение к педагогу. Но идеального мира не существует. В реальности узнать детей, пришедших в первых класс, удается в лучшем случае через месяц обучения.

- Сентябрь - это самый сложный месяц. Новый режим для детей, адаптация, сбор нужной информации в бумажной и электронной форме - СНИЛСы, полисы, свидетельства о рождении, справки с места работ родителей и прочее, - сетует учитель. - Наладить коммуникацию с детьми и родителями быстро невозможно. - Я, думаю, что только в октябре смогу начать полноценно знакомиться с детьми.

По словам педагога, ученики 2021 года сильно отличаются от учеников образца 10-летней давности. Родители, впрочем, тоже.

- Раньше как было? Первый учитель - эталон во всем. А сейчас? Меня вот «дурой» (только матом. - Прим. ред.) ученица назвала на второй день занятий. Не понравилось малышке замечание, что нельзя бить кулаком соседа по парте, - грустно смеется Ольга Ивановна. - Вернувшись в школу, первое, что бросилось в глаза, - дети разучились ладить между собой. Еще 10 лет назад перемены были шумными и веселыми, сейчас - напряженные и тревожные. Дети, привыкшие дома играть в игры на телефоне или планшете, разучились контактировать с другими детьми. Дерутся, ругаются, не стесняются в выражениях.

Первоклашкам предстоит долгий период адаптации.

Первоклашкам предстоит долгий период адаптации.

Фото: Алексей ФОКИН (фото)

При этом, как отмечает педагог, родители не видят в этом проблемы. Мол, мой ребенок особенный, он не такой. Крайним всегда остается учитель, который не смог найти должный подход к чаду.

- Сами же родители позволяют себе и хамство, и грубость, - жалуется Ольга Ивановна. - С кого ребенку брать хороший пример? Профессия учителя обесценена во всех смыслах: нет ни денег, ни уважения. Хоть наизнанку вывернись.

МЕНЯТЬ НУЖНО СИСТЕМУ!

Ольга Ивановна уверена, для того чтобы не было текучки кадров в школах, а качество образования повысилось, нужно менять всю систему.

- В министерствах кто сидит? Правильно, чиновники. Люди, далекие от образовательного процесса как такового. В кабинетах - имитация бурной деятельности: сдайте отчет по открытым урокам, сдайте отчет по уроку мужества, сдайте отчет о посещаемости-успеваемости-качеству, сдайте отчет по проведению проверочных работ - городских-региональных-всероссийских, и еще десятки отчетов каждый день. На основании этих отчетов люди в других кабинетах создают другие отчеты и так далее. В конечном итоге кому нужны эти бумажки? Да никому! Пока учителя занимаются формальной писаниной, дети страдают от дефицита внимания и недополученных знаний, а учителя, уставшие от отчетности, не в состоянии качественно готовиться к урокам.

Педагог говорит, что все это понимают, но ничего не меняется. Нагоняй от «управы» или, того хуже, минобра, никто получать не хочет.

- Замкнутый круг какой-то, работать некогда! Можно же подходить к вопросу здраво и сократить количество бумажной работы. Советское образование считалось лучшим в мире, так как в то время у учителей было время учить детей!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

В Дагестане дети учатся до ночи, хотя государство давало миллиарды на борьбу с третьей сменой в школах

В cеле Новый Хушет родители учеников школы №6 требуют разобраться с тем, что четвероклассников заставляют ходить на уроки в третью смену. На собрании одна из матерей высказалась, что они не желают рисковать жизнями и здоровьем детей (подробнее).

«Плакала и понимала, что больше так не могу»: откровение красноярской учительницы, сбежавшей из обычной школы

«Да не волнуйтесь вы, Анастасия Сергеевна! Провели урок, прошло 40 минут и слава Богу! Не обращайте внимания на них, не переделать уже ничего» - утешала меня классный руководитель 7Г класса гимназии, в которой я работала второй месяц. А я сидела со стаканом воды, в который сердобольные коллеги уже накапали «Корвалол». Я впервые плакала на работе. От бессилья, от отчаяния, от осознания, что мне с ними изо дня в день быть и жить, а я не могу. Но не дети стали причиной моего ухода (подробнее).