Госслужащих хотят лишить персональных водителей
Фото: Евгения ГУСЕВА
Раздумывая, на чем бы еще сэкономить, чиновники обратили внимание на самое дорогое — самих себя. Правительственная комисси по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов раздумывает, не отобрать ли у государевых мужей служебные авто, выдав взамен приложение агрегатора такси.
- Мы действительно подготовили предложения, чтобы рассмотреть возможность использования чиновниками такси. Почему бы и нет? - заявил первый вице-премьер Антон Силуанов. - Два года назад Министерство финансов пыталось оптимизировать таким образом расходы, но оказалось, что закупать автомобили и нанимать водителей дешевле. Сегодня же агрегаторы стали двигаться с точки зрения цен. Так что идея использовать такси для перевозок чиновников более конкурентноспособна.
По-настоящему большое начальство до желтых «Хендаев», судя по всему, не опустится. Комиссия готовится лишить «автотранспортного обслуживания с персональным закреплением» чиновников в статусе ниже руководителей структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти. То есть на привилегии министров никто не покушается. Это, в принципе, логично: люди они сведущие в государственных тайнах, могут и сболтнуть лишнего в телефонном разговоре по дороге.
Кстати, неприкосновенных топ-менеджеров не так уж мало. В Минфине, например, 26 департаментов, а в министерстве культуры — 12. В каждом свой шеф. А над ними еще заместители министра. У того же Силуанова их 11 человек, у Мединского — 5. К тому же речь идет только об отказе от персональных водителей, никто не мешает оставить несколько авто на департамент или отдел. Кому сейчас полагается персональная иномарка — секрет. На соответствующем документе гриф «Для служебного пользования».
- Все зависит от того, как этот процесс будет организован. Можно заявить, что чиновников пересадили на такси, а на самом деле заключить контракт с какой-нибудь фирмой, которая формально будем называться, скажем, «Таксомотор», а фактически это будут персональные авто, как раньше. Просто придумают маскировку, - сказал «КП» политолог Георгий Бовт. - Я лично не верю, что чиновники будут стоять на обочине, и вызывать через приложение в смартфоне «Яндекс.Такси» или «Uber».
Своих авто у министерств и ведомств и сейчас, как правило, нет. Обычно проводится тендер «на оказание услуг по автотранспортному обслуживанию», который выигрывает кому положено.
- Зачастую такие компании выставляют несусветные цены за свои услуги. Это касается не только машин, но и покупки билетов на самолеты, и бронирования гостиниц, - говорит Бовт.
Например, сотрудников Министерства иностранных дел возит ФГУП со звучным названием «Главное управление по обеспечению деятельности Министерства иностранных дел РФ». Только за 2-й квартал ведомство заплатило за поездки 147,3 миллиона рублей. Этих денег бы хватило, чтобы 40 раз доехать из Москвы во Владивостока и вернуться обратно на такси бизнес-класса.
Для компаний-агрегаторов такси министерства и ведомства с их бюджетами на поездки — лакомый кусок рынка. Поэтому они, наверняка, будут отчаянно бороться за госконтракты. А та самая комиссия по оптимизации расходов пока не определилась, как выбирать авто-партнеров: через систему Госзакупок, тендер или как-то еще.
ВОПРОС ДНЯ
А где еще можно сэкономить на чиновниках?
Виталий МИЛОНОВ, депутат Госдумы:
- Расходы на федеральных депутатов по некоторым позициям ниже, чем на региональных, у многих из которых постоянно закрепленные машины. Это надо убрать. И региональные нардепы летают на зарубежные семинары бизнес-классом, куда это годится?! Депутаты Госдумы тоже таким пользуются. Когда на Дальний Восток - с этим согласен, лететь долго, но лично я в Питер экономклассом летаю.
Юрий ЛОЗА, певец и композитор:
- Надо сокращать штат чиновников, который вырос в разы в этом веке, повысить их ответственность и усилить контроль, тогда не будут туда рваться коррупционеры и раздуваться надбавки.
Леонид ХОЛОД, бывший замминистра сельского хозяйства:
- Когда-то вице-премьер Борис Немцов пересаживал высоких чиновников на «Волги», но в 90-е и иномарок-то было не очень много. Есть материально-техническое обеспечение. Многие ведомства покупают для своих чиновников слишком дорогие телефоны и обстановку. Можно пореже списывать оргтехнику и мебель. И менять их по мере износа, а не каждый год.
А где еще можно сэкономить на чиновниках?
Фото: Екатерина МАРТИНОВИЧ
Михаил ШМАКОВ, глава Федерации независимых профсоюзов:
- Тут вопрос: надо или не надо? Пересаживали чиновников с госмашин на такси и на другие средства передвижения на моей памяти раз пять. А потом все возрождается. Если рационально, просчитано уже - это полезно. А если приведет к еще большим косвенным расходам, то это не нужно. Это не панацея от бед.
Александр ИОНОВ, президент «Антиглобалистского движения»:
- В России очень большой аппарат и в исполнительной, и в законодательной власти. На его функционирование тратятся слишком большие деньги. Экономия может начаться не только с личного транспорта, как в Якутске, где мэр отказался от такой привилегии. Сэкономить можно и с выделением слишком роскошных квартир для чиновников. Если ему положено жилье от государства, ну дайте не 250 метров, а 70 метров! И отказаться от корпоративов за миллионы.
Евгений РОЙЗМАН, экс-мэр Екатеринбурга:
- Огромные деньги тратятся на пиар губернаторов. На проведение разных вынужденных мероприятий, от которых никуда не деться, вроде Дня города. Будучи главой города, я не ходил в аэропортах через ВИП-зал. Мне не надо было организовывать встречи в аэропорту. И летал только экономклассом. Все это большая экономия.
Даниил, слушатель Радио «Комсомольская правда» (97,2 FM):
- Привязать их зарплаты к средней по стране. Скажем, две средние и не более. Сделают так, что в стране поднимутся зарплаты, тоже больше получат. Но экономия будет явная!
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
В новом году чиновников в Прикамье пересадят на такси
Пермских и иногородних агрегаторов пригласили поучаствовать в конкурсе (подробности)
Дорогие телефоны и мебель в кабинеты: на чем кроме авто могут сэкономить российские чиновники
Глава минфина Антон Силуанов предложил для того, чтобы оптимизировать расходы, чиновникам использовать не служебные авто, а такси. «КП» обратилась за комментарием к одному из бывших топ-чиновников Минсельхоза, Леониду Холоду (подробности)