2019-02-04T00:40:56+03:00

Современные драматурги требуют у театров миллионы, а платит за это зритель

В столичных судах скопились иски от авторов пьес, желающих увеличить свой гонорар, хотя они и так получают процент от проданных билетов
Поделиться:
Комментарии: comments33
В «Бенефисе» Владимир Этуш так ярко играл пожилую даму, что зритель валом валил на спектакль. Слева - актер Евгений Князев (Павел). Фото: Артем Геодакян/ТАССВ «Бенефисе» Владимир Этуш так ярко играл пожилую даму, что зритель валом валил на спектакль. Слева - актер Евгений Князев (Павел). Фото: Артем Геодакян/ТАСС
Изменить размер текста:

Два года в театре им.Вахтангова идет спектакль «Бенефис» по пьесе Надежды Птушкиной «Пока она умирала». Пьеса незатейливая, однако популярная. Ее многократно ставили на разных сценах и под разным названием. Олег Янковский снял по ней фильм «Приходи на меня посмотреть». Театральной публике сюжет хорошо известен. Тем не менее зритель все равно спешил на Арбат, потому что в главной роли — народный артист СССР, полный кавалер ордена за «Заслуги перед Отечеством», фронтовик и народный любимец 96-летний Владимир Абрамович Этуш. В этом спектакле он в роли пожилой Софьи Ивановны, женщины со следами былой красоты, которая сидит в инвалидном кресле за вязанием и мечтает устроить личную жизнь единственной дочери. Есть в ней и женское кокетство, и шарм. Участие Этуша, демонстрирующего исключительную острохарактерность, сделало спектакль хитом.

И вдруг драматург Надежда Птушкина решила успешный проект «зарубить». Сравнение с курицей, которая несет золотые яйца совершенно уместно, поскольку Надежда Михайловна с каждого показа получает хорошие авторские отчисления. Не будет спектакля — не будет денег. Тем не менее она подала иск в суд и требует отобрать у театра им.Вахтангова лицензию на ее пьесу.

Мы попросили директора театра Кирилла Крока объяснить, в чем причина конфликт? Начали издалека.

- В советское время авторское право жестко регулировалось Постановлением Правительства, где были четко прописаны финансовые условия, - говорит Кирилл Игоревич. - В авторское общество, театры перечисляли определенные проценты от продажи билетов с каждого показа. Например, если это была пьеса для детей, то авторский процент был выше, чем в пьесе для взрослых. Потом старая система рухнула. Россия подписала европейскую конвенцию о защите авторских прав. И сегодня как стороны договорятся по условиям и финансам, так тому и быть. Плюс, помимо авторского процента от проданных билетов, театры выплачивают единоразовую премию творцам за то, что разрешили пьесу к постановке. Некоторые авторы этим пользуются и выкручивают театру руки.

- Думаете, ваш судебный конфликт имеет не творческую, а финансовую подоплеку?

- Думаю, что Надежда Михайловна Птушкина захотела заработать «по максимуму», пока спектакль по ее пьесе так хорошо идет в нашем театре. Она почему-то решила, что мы пойдем на любые ее условия.

Помимо единовременной премии — около 300 тысяч рублей — театр выплачивал ей 10% с каждого проданного билета на спектакль. Допустим, вы купили билет за тысячу рублей, из этой суммы 100 рублей идет в карман госпоже Птушкиной, согласно заключенного с ней договора.

- Немало...

- Поскольку суммы были озвучены в открытом судебном заседании по инициативе представителя Надежды Михайловны, мы можем не скрывать, что за два года Надежда Михайловна получила от театра им. Вахтангова около 5,5 миллиона рублей. Это доход с продажи билетов. Плюс 300 тысяч рублей единоразовая премия. Даже с учетом того, что она должна была заплатить 13% налогов, сумма внушительная. Уверен: ни один российский драматический театр не платит такие большие авторские.

Но аппетит приходит во время еды. Вдруг Надежда Михайловна обнаружила, что мы сделали телеверсию спектакля. Хотя это «вдруг» очень сомнительно: есть переписка с ее дочерью Евгенией Ремизовой, которая представляет ее интересы, где мы известили о том, что заключили договор на съемку и показ спектакля на телеканале «Культура». Что плохого, если спектакль с Владимиром Абрамовичем Этушем навсегда останется на пленке? Телеканал заплатил театру 342 тысяч рублей и с них мы собирались перечислить те самые 10% Надежде Михайловне. Сначала она сказала: о,кей. Но потом передумала, посчитав, что для такого «всемирно известного автора», как она, это копеечная сумма. Не достойная ее таланта и популярности. Мы честно пытались втолковать ей, что телеканал «Культура» - это не Газпром. После этого Надежда Михайловна прислала к нам своего адвоката. При этом договор подписанный между автором и Театром, позволяет нам создать телеверсию спектакля. То-есть театр обладает всеми исключительными правами на спектакль и оповещение автора о съёмке было совершенно не обязательно, это, если хотите, дань уважения автору.

Мы не хотели судиться, по доброй воле предложили урегулировать конфликт, повысив Птушкиной процент авторских отчислений. А это еще дополнительно 40 тысяч в месяц. Но Надежда Михайловна выбрала суд.

- Что она требовала?

- Требует взыскать с театра 1 миллион 357 тысяч рублей и расторгнуть договор на постановку спектакля. Дескать, театр существенно переработал пьесу: изменил сюжет и реплики героев, «оглупил пьесу». Это она увидела по телевизору, когда спектакль шел на «Культуре» и ахнула. Но это неправда. Во-первых, в нашем договоре сказано, что театр имеет право на внесение дополнений в пьесу в виде - пролога, эпилога, интермедии по желанию режиссера спектакля. И название спектакля может отличаться от оригинала. И во-вторых, мы принесли в суд видео, фотографии, где счастливая и улыбающаяся Надежда Михайловна выходит на сцену после спектакля, а потом вместе с артистами на банкете отмечает премьеру. «Бенефис» больше года шел на сцене театра, все это время Надежда Михайловна получала авторские отчисления, и никакие «изменения сюжета» ее не смущали.

Две недели назад мы выиграли дело в Пресненском суде. Но Надежда Михайловна не успокоилась и подала апелляционную жалобу на решение суда.

Надежда Птушкина проиграла суд, но не успокоилась. Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Надежда Птушкина проиграла суд, но не успокоилась.Фото: GLOBAL LOOK PRESS

- А почему Российское авторское общество не помогает вам урегулировать конфликт? Это их обязанность, они получают комиссионные (до 15%) от авторских отчислений…

- РАО передало свои полномочия вновь созданному на рынке ООО «Театральный агент». С моей точки зрения, эта структура абсолютно бесполезная, как для авторов, так и для театров. Она не помогает урегулировать конфликты, а наоборот их раздувает.

- Подобные истории часто случается с современными творцами?

- К сожалению, случается. Похожее «недоразумение» было с писателем Григорием Кановичем. У нас идет спектакль по его роману «Улыбнись нам, Господи». Когда мы повезли спектакль на гастроли в Америку, на что Канович дал устное согласие, один из его сыновей вдруг подал на театр им.Вахтангова в суд. Он посчитал, что мы обманули его отца — слишком маленькое авторское вознаграждение перечислили после показов в Америке, по сравнению с тем, сколько билетов было продано на спектакли в Америке. Суд театр выиграл. Гонорар театру заплатили американские партнеры, на которых легли большие расходы за организацию гастролей. Но история вышла некрасивая...

- Так может, ну их, этих современных авторов. Достаточно Чехова, Островского, Булгакова...

- Не все современные авторы алчные. Сейчас мы готовим премьеры по пьесе Нины Садур и она счастлива уже этим. Никаких требований по поводу премии Нина Николаевна не выдвигает.

Авторские финансовые «капризы» наших творцов сказывается на цене билета. За все платит зритель в конечном итоге.

ЕЩЕ БЫЛ СЛУЧАЙ

Недавно в Театре музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой была отмена премьеры спектакля по произведениям композитора Валерия Гаврилина. Почему? Вдова композитора выступила против выхода постановки, у нее возникли художественные разногласия с режиссером.

Для театра это большая проблема. Труд, бюджетные деньги - все насмарку. Но, с другой стороны, театр должен был заранее правильно оформить авторские права на использование произведения, чтобы не было ЧП накануне премьеры.

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также