Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Здоровье13 ноября 2018 19:00

Как диабетику получить инсулин и не умереть в очереди к врачу

Отвечаем на главные вопросы о выписке льготных рецептов и обеспечении лекарствами при хронических болезнях
По законодательству срок действия льготного рецепта — как для больных диабетом, так и другими заболеваниями, составляет на сегодня до 2 месяцев

По законодательству срок действия льготного рецепта — как для больных диабетом, так и другими заболеваниями, составляет на сегодня до 2 месяцев

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

В среду, 14 ноября, отмечается Всемирный день борьбы с диабетом. Как раз к этой дате подоспел скандал. Врач центральной райбольницы станицы Северская неподалеку от Краснодара отказалась выписать рецепт на льготный инсулин 28-летней пациентке Надежде Гречкиной. Девушка больна неизлечимым диабетом 1-го типа, при котором в организме вообще не вырабатывается инсулин, и уколы препарата жизненно необходимы. Но пациентка пришла не по записи, без талона, не стала ждать в очереди, и врач в грубой форме заявила, что рецепт не даст. Надежда успела снять это на смартфон. Видео вызвало взрыв возмущения в Интернете, главврач уволил терапевта, а управление Следственного комитета по Краснодарскому краю начало проверку. Чем бы она ни кончилась, у больных диабетом и их близких во всех регионах России остаются жалобы и наболевшие вопросы.

1. Почему людям с неизлечимой болезнью нужно ходить за рецептами каждый месяц?

- По законодательству срок действия льготного рецепта — как для больных диабетом, так и другими заболеваниями, составляет на сегодня до 2 месяцев, - поясняет председатель Национального агентства по безопасности пациентов и независимой медицинской экспертизе, доктор медицинских наук Алексей Старченко. - В то же время есть разъяснения Минздрава: если у пациента уважительные обстоятельства, то ему может быть выдан рецепт для обеспечения льготными лекарствами с запасом. Например, если пожилой человек уезжает жить на дачу в другой регион на несколько месяцев, то ему могут оформить рецепт с таким расчетом, чтобы он сразу получил препараты на 3 месяца.

Почему не выдавать сразу на год или три? Это не разумно с медицинской точки зрения. Люди с тяжелыми хроническими заболеваниями, к которым и относятся льготники, нуждаются в регулярном медицинском наблюдении и контроле. Визит за рецептом должен быть не просто формальностью, когда врач заполняет бланк, не глядя, а именно полноценным приемом. Нужно оценить состояние больного, динамику развития болезни, возможно, скорректировать дозы препарата с учетом изменений, побочных действий. В конце концов, может понадобиться замена препарата по медпоказаниям.

Ситуация может измениться, когда наша страна — как врачи, так и пациенты, массово перейдут на технологии телемедицины, считают специалисты. Тогда медики смогут оценивать состояние больного дистанционно — через защищенные каналы видеосвязи типа Скайпа, и живую явку к врачу могут сделать более редкой. Кстати, Минздрав готов на это, сроки действия рецептов постепенно увеличиваются, острой проблемы с этим в большинстве регионов сейчас все-таки нет, уверяет Алексей Старченко.

2. Обязательно ли ждать очереди к врачу, разве простую формальность не может выполнить медсестра?

- Нет, не может, потому что, как уже было сказано, это должна быть не формальность, а осмотр врача с последующей выпиской рецепта, - подчеркивает наш эксперт. - По сути, пациент с серьезными проблемами со здоровьем, которому положен дополнительный бесплатный прием доктора, отказывается от этой возможности. Да, возможно придется подождать в очереди. Но, на мой взгляд, разумнее акцентироваться не на проблеме «очередь на выписку рецепта», а на осознании, что вам положен важный для здоровья медосмотр.

От редакции: тут, конечно, встает во всей красе другая проблема — качество работы врачей в принципе, возможность полноценного медосмотра при зашкаливающем потоке пациентов...

3. Может ли случиться, что у доктора не окажется необходимых бланков? Они напересчет?

- Это глупость. Пациенты, больные диабетом, получают лекарства по обычным рецептам, - поясняет Алексей Старченко. - Если больного пытаются отшить, ссылаясь на нехватку бланков, нужно сразу обращаться в соответствующие инстанции (см. ниже «На заметку»).

4. Что делать пациенту, если он пропустил свою очередь или вообще не записался, но препарат нужен срочно?

- Возможны два варианта. Первый: человеку уже становится плохо, например, растет сахар в крови или критично падает. Нужно сразу сообщить об этом в регистратуре, и пациенту должны оказать неотложную помощь. Либо, если больной дома — вызвать Скорую. Но имейте в виду: ни врачи неотложки, ни бригада «03» рецепт не выпишут. Когда полегчает, все равно нужно будет записаться на прием либо, в крайнем случае, прийти «самотеком» (см. ниже).

Второй вариант — когда человек не в критичном состоянии. Тогда нужно ждать, пока пройдет очередь. В ней могут сидеть такие же диабетики или в еще худшем состоянии, которые записались своевременно. В конце концов, можно по-человечески попросить: пропустите, у меня маленький ребенок дома и т. п. Маловероятно, что люди не пропустят.

А вот врач обязан будет принять такого пациента, даже если закончится его смена, отмечает Старченко. Потому что сама профессия медика предполагает, что может потребоваться работать в том числе во внеслужебное время, если это нужно для спасения жизни и здоровья пациента. Студенты-медики оповещаются об этом и осознанно идут на такое самопожертвование, раз принимают присягу врача.

5. Как быть, если говорят, что льготного препарата нет?

- Чтобы лишний раз не тратить нервы и не ухудшать свое состояние здоровья, можно купить лекарство, сохранить чеки, и потом обратиться в страховую медицинскую компанию, выдавшую вам полис ОМС, - подсказывает Алексей Старченко.

Страховщики бесплатно помогут добиться компенсации от поликлиники или больницы. Если льготный препарат очень дорогой и у вас не хватает денег на самостоятельную покупку, звоните в страховую компанию сразу, чтобы они приняли меры. Это займет больше времени и, возможно, нервов, но, как правило, срабатывает, и лекарство находится.

НА ЗАМЕТКУ

Куда еще обращаться

- Если футболят с выпиской рецепта, хамят и т. д., можно сразу же отправляться с жалобой к главврачу или его замам — они отвечают за качественное оказание медпомощи.

- В каждом регионе есть «горячие» линии, как правило, круглосуточные, в органах здравоохранения — министерствах, департаментах, комитетах здравоохранения. Звоните туда.

- Не забывайте также про страховщиков по ОМС — они сейчас действительно активно занимаются защитой прав пациентов.