Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Звезды16 октября 2018 23:04

Ляпнем по истории

Сериал про Светлану Аллилуеву начался с ошибок по небрежности
В фильме Светлана Аллилуева (Виктория Романенко) читает лекцию по истории и допускает школьные ошибки. Фото: Первый канал

В фильме Светлана Аллилуева (Виктория Романенко) читает лекцию по истории и допускает школьные ошибки. Фото: Первый канал

Человек, снимающий исторический сериал, обязан обзавестись каской и защитным костюмом из кожи бегемота. То, что знатоки тончайших исторических деталей садятся у экрана с карандашом и блокнотом, - факт хоть и необъяснимый, но зафиксированный мировой наукой. А значит, реки упреков с градом хамства автору кино гарантированы.

И тут уж не спрятать, ни ошибок в тоне цвета околыша на фуражке, ни в оформлении номеров домов, ни в типах консервных банок на столе. Костюмеры после таких наблюдений массово отъезжают в Кисловодск для восстановления нервов, а режиссеры, поглаживая хипстерские бороды, парируют «мы снимали человеческую историю, переживания, а не исторический фильм». Так происходит после лент про царей, полководцев, революцию и даже перестройку...

Но совершенно на другом уровне находится оте-чественная индустрия фильмов про Сталина. Они ежегодно появляются в огромных количествах. И тут уж грех ошибаться, так как реквизит, скорее всего, перетекает из одного сериала в другой. Все отлично с лампасами, блестяще с телефонами, аккуратно с женскими платьями и школьной формой. «Победы» и «ЗИСы» правильных модификаций медленно двигаются в кадре, чтобы все видели, все точно в мельчайших деталях.

Лучше всего в фильмах про Сталина почему-то получается Хрущев. Натуральный, как живой...

Фильм «Светлана», без-условно, честь Сталинианы не уронил. Костюмерам и администраторам премию наверняка выписали. Но вот веру еще нужно заработать. Не только костюмами и кастингом, но и сценарием, и режиссерскими ходами, и динамикой. С динамикой самая большая беда. Вот упал Сталин (в прекрасно сшитом френче, в аутентичном белье, в реальном кабинете на Ближней даче). И лежит. Мучительно. Несколько минут лежит. И вроде уже самые недогадливые зрители начинают потихонечку осознавать: плохо Сталину, и можно бы продолжать действие, а он все лежит...

С режиссерскими находками тоже не очень вышло. Вот Светлана читает лекцию по истории в университете (Светлане в это время 27, и она, хоть и окончила исторический факультет, защищалась по филологии и едва ли читала лекции по истории, но это уже для парней с карандашами и блокнотами). И произносит речь о том, что март - плохой месяц для правителей России. Иван Грозный, мол, умер в марте 1554 года, Павел Первый - в марте 1799 года. И студенты слушают с благоговением. При том, что Грозный умер в 1584-м, а Павел - в 1801-м. И эти не самые мудреные факты преподают еще в школе. Мелочь?

Ну вот нет. Интересно, на каком уровне прорабатывался сценарий, если даже элементарной фактологической проверки не провели? Ну и как, скажите, верить всему остальному в фильме, если даже по верхам прошлись небрежно? И какой уровень погруженности в историю у авторов, если после монтажей, озвучек, презентаций и прогонов никто на это даже внимания не обратил?