- Митька, а с тобой лучше играть, чем с компьютером! Ты так здорово говоришь: «А-а-а!»
Фото: Дарья МИТРОФАНОВА
Вы давно видели, чтобы дети на улице играли в резиночку, в классики? Или взмыленные носились, изображая то казаков, то разбойников? А ведь если ребенок не умеет играть в реале, это весьма опасно для его будущего. Чем? Об этом и о том, чем опасно увлечение детей компьютерами, мы поговорили с семейным и детским психологом Татьяной СЕМЕНКО.
О вреде механических собачек
- Татьяна Григорьевна, роботизированное какое-то детство у наших детей. Вот зайди в детский магазин - там то кукла слезы льет, то плюшевая собачка сама с собой играет: гавкает, прыгает...
- Я читала, что уже выпускают кукол, которые умеют загорать: у них на солнце проступают веснушки! Но такие игрушки точно не развивают креативность, умение моделировать ситуацию. Вот, допустим, живой щенок может утащить носок, залезть под диван - и ребенок будет думать, как его выманить. То ли вкусняшку предложить, то ли под диван за ним полезть. А щенок-робот запрограммирован и предсказуем. С такой игрушкой ребенок уже не учится управлять ситуацией.
Дети сейчас просто вырастают на гаджетах. Играют, общаются, приобретая круг знакомых в интернете. А ведь там - весьма идеализированное представление о жизни. Например, о том, какой должна быть внешность девушки. Это как некогда популярные куклы Барби. Они тоже задавали стандарт «прекрасного».
«Ненавижу мать за то, что не похожа на Барби»
Как-то одна мама привела на прием свою дочь 15 лет. Отношения очень плохие у них были. Девушка говорила прямым текстом: «Я свою мать ненавижу за то, что она маленького роста и приземистая. И я такая же! А когда буду старше, то еще вес наберу и не смогу быть высокой и стройной!» Вот настолько прочно ей в голову был заложен типаж «красоты». Играла она, к слову, в детстве только в Барби.
Похожий стандарт закладывается в голову детей сейчас в интернете. Это видно по соцсетям: многие девушки на одно лицо: прооперировались, губки уточкой, скулы, грудь накачана... В сети есть масса групп, в которых худеют. А потом ко мне приводят анорексичных девочек, которые долго соревновались, кто лучше сбросил вес. Там искаженное представление о реальности.
Виртуальность не учит проигрывать
- Говорят, есть еще одна опасность: когда совсем маленькие дети погружаются в гаджеты, они совсем не учатся играть в компании.
- Да, и это особенно заметно у мальчиков. Сидят себе на диванчиках, их не интересует ни спорт, ни мальчишеские взаимоотношения... И когда такой парень сталкивается с вызовом со стороны другого подростка, он не справляется, потому что не адаптирован. Он же привык решать проблемы одним кликом!
Чтобы в реальном мире самоутвердиться, надо учиться, заниматься спортом, быть интересным собеседником. Но это затратно, и дети идут путем наименьшего сопротивления. В компьютере проще самоутверждаться. Можно кого-то унизить комментариями в соцсетях, например. Можно каждый день побеждать дракона на экране...
Физический контакт с миром ребенку очень важен, ему надо видеть результат своих действий. Учиться выигрывать, проигрывать, договариваться. Любить, наконец. Вот тот же щенок. Живого можно погладить, а он оближет тебя в благодарность, то есть даст обратную связь. Это же совсем другая отдача, чем от робота. Робота нельзя погладить! А ребенку нужен тактильный контакт, тепло прикосновения.
- Зачем?
- Тактильные контакты развивают способность открываться миру. Если человек сидит в своем коконе, он не понимает, что такое быть открытым, что такое не бояться. Те, кто проводит большую часть жизни у гаджетов, не хотят потом взаимодействовать с миром: им это кажется опасным.
Подключайтесь к миру ребенка
- Психологи говорят, что зависимость от гаджета формируется у детей уже в 3 - 4 года, и если его отобрать - наблюдаются истерики, депрессии...
- Увы, родители бьют тревогу поздновато - когда ребенок идет в школу. Тут и выясняется, что гаджеты мешают учебе. Ему, видите ли, надо заниматься своими играми. Потому что игра для него - источник положительных эмоций. Это сродни наркотику: усилий не надо - взял дозу (сыграл в игру) и получил кайф.
- А может, просто дети сегодня другие? И не нужны им примитивные мячики и пирамидки, а нужны современные технологии прямо с пеленок?
- Эволюция так не скачет, огромных различий между детьми и родителями нет. Гаджеты нужны, но родителям надо следить за процессом и управлять им. А они заняты заработком. В 90-е тоже много работали, только в приоритете было выживание. А теперь - успешность. Детям и в 90-е, и сейчас уделяют маловато внимания. Родителю нужно самому включиться в игру, придумывать задания, чтобы ребенок не был пассивным наблюдателем. И, конечно, стимулировать детей играть вместе на улице. В игре у них формируется внутренний мир, без которого не состоится полноценная личность.
КОНКРЕТНО
От пирамидок до конструкторов
Подбираем игрушки по возрасту
1 год. Пластмассовые пирамидки из 3 - 4 составляющих колец разного цвета. Развивают интеллект ребенка.
2 года. Мягкие, пушистые игрушки, с которыми уютно обниматься. Соответствуют стремлению малыша все познать через осязание.
3 года. Простые конструкторы без мелких деталей. Малыши собирают их, испытывая удовольствие от того, что из странных кусочков получается фигурка.
4 - 5 лет. Ролевая игра (дочки-матери, в магазин, в доктора, детский сад) становится основным видом деятельности ребенка. Развивает креативное мышление.
6 лет. Дети любят создавать подарки (доска для кухни, салфетки, рисунки). Ребенок горд, что делает кому-то приятное. Это желание надо всячески поощрять!
ЗВОНОК ПО ПОВОДУ
Электроника не заменит жизнь
- То, что занятия с компьютером не восполняют всех функций, которые выполняет игра в реальности, - это факт, - говорит Наталья Матушкина, младший научный сотрудник Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек Московского психолого-педагогического института. - В сюжетной игре ребенок исполняет какую-то роль - родителя, доктора, продавца, - и ему важно, кто он сейчас. В планшете же его внимание направлено на игру с предметом. Его не надо изображать.
Говорить, что компьютерные игры - зло, не хочется. Мы только хотим, чтобы взрослые были критичны: следили, сколько времени ребенок играет в компьютер, где (нельзя, в частности, делать это в транспорте: тряска увеличивает нагрузку на глаза, которую и так дает экран), что это за игра, что там происходит. И помнить: гаджет не может заменить живую деятельность!
ПРОГНОЗ ПСИХОЛОГА
Путь в неудачники
Если ребенка не направлять, оставив его наедине с электронными игрушками, то:
1. Креативность у него не разовьется. И во взрослой жизни его ждет вечная роль исполнителя. У некреативного человека меньше возможностей построить карьеру.
2. Он не научится управлять жизненными ситуациями, адаптация к реальности нарушается. Если человек редко бывал на улице, там для него - неизвестный и враждебный мир. Поэтому, повзрослев, он предпочитает туда и не высовываться. Есть такие обозначения: «диванный психолог», «диванный воин».
3. Ребенок начнет набирать вес. Дети сегодня физически менее развиты, чем их родители в детстве. Но ведь это внешний вид неудачника!