Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Экономика30 августа 2018 16:05

РЖД затевает очередную стройку века

Путейцы хотят проложить еще один 15-километровый железнодорожный тоннель на БАМе, но грузов для него не предвидится
РЖД построет на БАМе второй Северомуйский тоннель. ФОТО РЖД

РЖД построет на БАМе второй Северомуйский тоннель. ФОТО РЖД

Железнодорожное ведомство планирует построить на БАМе второй Северомуйский тоннель. Ныне действующий — однопутный. Поезда ходят с востока на запад и с запада на восток, пропуская друг друга. Технические детали нового строительства пока не оглашаются, но, очевидно - новый путь будет пробит параллельно прежнему. Его протяженность составит 15 км, а стоимость (опять же неофициально) оценивается в 100 млрд руб.

Первый тунель пробивали целую четверть века. Половина этого времени пришлась на последние, самые трудные 500 метров сложной породы. Наконец пробили — уже в 2003-м. Очевидно, это было делом принципа, а не экономической целесообразности. Сейчас по словам самого главы РЖД Белозерова, по тоннелю ходит всего 16 пар поездов в сутки. Это около 24 млн тонн в год. Новый тунель увеличит пропускную способность до 100 млн тонн в год. Но нужна ли она?

- В этих местах крайне тяжелые горно-геологические условия, - сказал КП директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. - Горы дышат и ходят - это вообще был инженерный подвиг, то что построили первый тоннель. Но было понятно, зачем это нужно. Это был защищенный дублер транссибирской магистрали — на случай обострения отношений с Китаем. Второй тоннель имел бы смысл, если бы действующие дороги не справлялись с потоком грузов. Но этого нет и не предвидится. Трансевразийские грузы идут мимо России, а даже если пойдут по нашей территории, оптимальнее модернизировать транссиб. Так что этот очередной мегапроект похож на попытку зарыть огромные деньги, точнее, их освоить. Как и еще один мегапроект — сахалинский мост. Такое ощущение, что после Крымского моста у кого-то закружилась то ли голова, то ли кошелек.

Впрочем, вполне возможно, что в РЖД и не рассчитывают на выделение громадных денег на строительство. Будут рады и маленькой доле на ТЭО.

- Обычно разработка проектов составляет до 10% от стоимости самого строительства, - говорит Делягин. - Это тоже бешеные деньги. Многие проекты только для того и разрабатываются, чтобы загрузить проектировщиков. Заранее зная, что в реальности строительства не будет.

Особенно странно такие проекты смотрятся на фоне разговоров о нехватке денег для пенсионеров.

- У этих людей для пенсионеров денег нет, а закапывать их в тоннели — деньги есть, - продолжил Делягин.

По его словам, предлагать такие проекты в нынешней экономической обстановке – большая ошибка.