Подлодка "Кашалот". Фото: кадр видео.
Субмарины при СССР не успели сдать в металлом
- Подводные лодки, скажу по-честности, нашли не сегодня – дорожку к ним уже давно проторили дайверы, - рассказывает «Комсомолке» заместитель председателя Севастопольского городского отделения Российского географического общества Сергей Шевченко, - но только сейчас проведены официальные исследования совместно с Черноморским флотом.
Подлодки Российского императорского флота «Кашалот», «Гагара», «Нарвал» и «Скат» затопили англичане при отступлении в 1919 году, чтобы они никому не достались.
Ученые смогли опознать лодки, благодаря тому, что у каждой из них есть свои характерные детали и особенности: среди субмарин, как и среди людей, двух совершено одинаковых не бывает.
- В 1923 году была создана ЭПРОН (Экспедиция подводных работ особого назначения) – эта государственная организация в СССР, занималась поиском, подъемом затонувших кораблей, которые потом резали на металлом, - объясняет исследователь, - но эти подлодки не смогли обнаружить. После того, как экспедиция закончила свое существование об этих субмарина все забыли, кроме дайверов. Хотя в конце прошлого 20 века, еще при Советском Союзе, один глубоководный аппарат проходил мимо и даже заснял одну из лодок.
Слой воды в 70-80 метров уберег находки от разграбления
Субмарины неплохо сохранились: англичане не ставили перед собой задачу разнести их в клочья - они просто затопили подлодки. Специальные взрыв-патроны причинили им незначительные повреждения - корпуса практически целые. Можно рассмотреть рубки, перископы, боевые орудия и различную оснастку.
На субмарине ""Кашалот" хорошо сохранилось боевое орудие. Фото: кадр видео.
- Вода, конечно, над подводными лодками за это время поработала, но они лежат на глубине 70-80 метров, куда можно опуститься только со специальным оборудованием, которое есть у немногих дайверов, - отмечает собеседник.
- Что-то на поверхность подняли?
- Нет, нет. Мы ничего не поднимали, а вот дайверы - может быть. Это не так-то технически просто: нужно оборудование и специально обученные водолазы, которые имеют опыт глубоководных работ, - рассказывает Сергей Шевченко.
А дальше что?
- Есть желание создать документальный фильм с рассказом об истории этих лодок, но все упирается в деньги, - делится планами Сергей Шевченко. – Ведь о затопленных подлодках мало кто знает, даже для многих севастопольцев – это откровение.
Подлодки изучают представители Севастопольского отделения Российского географического общества и Черноморского флота.
В тоже время ученый против идеи обозначать памятным знаком то место, где на дне Черного моря лежат субмарины:
- Я бы не хотел. Экипажа же на борту лодок не было. Погибших нет – хотя, конечно же, это кощунство, что «добрые» союзнички подорвали все наши лодки. Но пока о месте затопления знаем только мы да дайверы, которых можно по пальцам пересчитать. А если обозначить, то туда поплывут все кому не лень. Мало того, народ у нас безбашенный: захотят увидеть субмарины и те, кто не имеет специальной подготовки. Не дай Бог, что-нибудь произойдет с трагическим исходом!
Телеуправляемый аппарат Марлин-350 позволяет увидеть, то что происходит на больших глубинах. Фото: Севастопольское отделение РГО.
По мнению Сергея Шевченко, единственное, что стоит сделать - фициально зарегистрировать находки как военно-исторические объекты, чтобы никто не мог погружаться без разрешения ВМФ. Хоть какая-то да охрана.
…А В ЭТО ВРЕМЯ…
Нашли в Севастополе и самолет: обнаружили чисто случайно - "воткнулся" при падении в дно и торчит почти вертикально.
На дне Черного моря нашли самолет. Фото: кадр видео.
- Пока без комментариев. Находку еще только предстоит идентифицировать. Вот когда точно узнаем, тогда и предоставим информацию. Мы ведь отвечаем за свои слова, - наотрез отказался от комментария Сергей Шевченко.
СПРАВКА «КП»
Подлодки «Кашалот» и «Нарвал» и (1916 и 1915 год) строились на Невском заводе в Санкт-Петербурге, сборка в Николаеве: длина 70 метров, водоизмещение 994 тонны, экипаж -47 человек.
«Скат» - малая подводная лодка построена на Балтийском заводе в 1904 году: длина 33 метра, подводное водоизмещение - 170 тонн, экипаж - 25 человек.
Подлодка «Гагара» - построена в 1917 году отделением Балтийского завода в Николаеве: длина 68 метров, водоизмещение 780 тонн, экипаж - 33 человека.