Премия Рунета-2020
Екатеринбург
+6°
Boom metrics
Общество25 апреля 2018 17:00

Проехать по Екатеринбургу за копейки: высаживают ли из общественного транспорта тех, кто пытается расплатиться мелочью?

После громкой истории о том, как ребенка высадили за то что он хотел расплатиться мелкими монетками, "Комсомолка" проверила уральских кондукторов
Ребенка никто не стал высаживать из общественного транспорта

Ребенка никто не стал высаживать из общественного транспорта

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Сегодня Свердловскую область облетела новость о том, что кондуктор высадил школьника из автобуса из-за того, что тот хотел расплатиться мелочью. "Комсомолка" решила проверить: неужели человека и впрямь могут высадить из общественного транспорта просто из-за того, что у него "неудобные" деньги? Корреспонденты "КП" поменяли рубли на копейки и отправились покорять общественный транспорт Екатеринбурга.

"ОСТАВЬТЕ СЕБЕ НА ХЛЕБУШЕК"

В ближайшем киоске меняю несколько десятков рублей на мелочь и становлюсь счастливой обладательницей огромной горсти монет по 5, 10 и 50 копеек.Пытаюсь отсчитать 28 рублей на проезд, приговаривая:

- Десять рублей и десять копеек, десять рублей и двадцать копеек…

На середине счета сбиваюсь, тихо ругаюсь и начинаю сначала. Эх, видела бы меня сейчас моя учительница по математике! Отложить нужную сумму удается только с четвертого раза. Заранее сочувствую кондукторам, которые посадят к себе горе-пассажира, то есть меня.

Сажусь в троллейбус и начинаю медленно доставать десятикопеечные монеты, попутно пересчитывая их. Кондуктор - интеллигентная женщина лет пятидесяти, пару секунд оценивающе смотрит на меня, наклоняется и вкрадчиво говорит:

- Оставьте их себе на хлебушек, я все равно не возьму.

Не успеваю возмутиться и заявить, что копейки - тоже деньги, а я вообще-то приличный человек, как кондуктор уплывает в другую часть салона, к более платежеспособным пассажирам. Решаю во что бы то ни стало расплатиться за проезд, но через две остановки понимаю: мне в жизни не сосчитать эти копейки. Краснею и, сгорая со стыда, выскакиваю из троллейбуса со смешанным чувством униженности, оскорбленности и благодарности. Все-таки кондуктор так меня и не выгнала!

Теперь на очереди трамвай. Он, к несчастью, почти пустой - все внимание кондуктора приковано ко мне. Под ее тяжелым взглядом, как под прицелом ружья, достаю из сумки увесистый кошелек, и начинаю считать монетки. Кондуктор тяжело выдыхает. Атмосфера накаляется. За окном проносятся остановки.

- Конечная, - цедит кондуктор, которая не произнесла до этого ни слова.

- Ой, - спохватываюсь я и, извиняясь, выскакиваю из трамвая. Чтобы хоть как-то оправдаться, на ходу озвучиваю заготовленную легенду: - Мне просто самой мелочью сдали, а других денег нет. Вот и приходится с мелочевкой возиться.

- Не извиняйтесь, - холодно летит мне в спину. - Идите уже.

Во всех видах транспорта нас пожалели

Во всех видах транспорта нас пожалели

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Плюс кондуктору - и она меня не выгнала. Мужественно ждала и надеялась, что я все-таки справлюсь с горой мелочи. А может, просто не захотела связываться со взрослым человеком?

"ДЕНЬГИ ИЗ КОПИЛОЧКИ"

Решено - надо привлечь к эксперименту ребенка! Выбор падает на дочку фотографа “Комсомолки” - Веронику. Ника подходит к делу очень серьезно: достает копилку, выгребает оттуда всю мелочь и пересыпает ее в кошелек. Ну, держитесь!

На остановке расходимся в разные стороны и делаем вид, что не знакомы. Первоклашка заходит вперед меня и с самым невинным видом садится у окна, мечтательно разглядывая заснеженный апрельский Екатеринбург.

- Девочка, у тебя есть билет? - кондуктор подходит к Нике, намекая, что нужно заплатить.

- Нет, - довольно протягивает девочка. - Но у меня есть денежки.

Школьница раскрывает кошелек и методично начинает пересчитывать на ладошке монетки.

Мы с моей маленькой помощнице Никой проверили кондуктором Екатеринбурга на добродушие

Мы с моей маленькой помощнице Никой проверили кондуктором Екатеринбурга на добродушие

Фото: Алексей БУЛАТОВ

- Откуда у тебя это? - отмирает кондуктор, отведя взгляд от детского кошелечка, полного российских “золотых дублонов”.

- Из копилочки, - широко улыбается Ника.

- Оставь себе, - кондуктор похлопывает девочку по плечу и старается побыстрее уйти в другую часть салона, забыв про полкило десятикопеечных, как про страшный сон.

Но из транспорта не выгоняет. Плюсик!

"Я ТАКИЕ ДЕНЬГИ НЕ БЕРУ!"

Кондуктора упорно не берут мои копеечки и меня начинает мучить совесть. Нехорошо это как-то - пользоваться человеческой добротой. Пора бы и заплатить. Может, если я разбавлю копейки рублями, у меня наконец-то возьмут деньги?

Захожу в маршрутку. Водитель так лихо колесит по уральским дорогам, что удержаться за поручень в толпе и одновременно посчитать деньги просто нереально. Копейки сыпятся из рук, соседи по маршрутке смотрят на меня с нотками жалости и презрения, а кондуктор терпеливо ждет. Через три остановки его терпение кончается:

- Вы эти копейки не собирайте, я их все равно не возьму. Вы-то где столько набрали?!

- В автобусе сдали, - вдохновенно сочиняю я.

- Ну народ! - возмущается кондуктор. - Я бы такими никогда не сдал. И не беру эти копейки, куда их потом девать? Бывает у меня бабушки принесут этих монет, так я им говорю: давайте рубли, сколько есть. А копейки у вас в магазине возьмут - купите себе хлеба, молока.

Я, слушая кондуктора, не теряю надежды отсчитать нужную сумму, но в итоге сдаюсь и высыпаю ему в руку все содержимое кошелька.

- Давайте так, - вздыхает он. - Это вам, а это мне.

Себе он оставляет рубли и 50-копеечные монеты, а мне отдает все, что меньше. Эх, никак мне не избавиться от этой мелочи. Пора выходить, а то и так уже пятую остановку еду.

- Больше не берите, когда вам сдают такую мелочь! - напутствует кондуктор. - Пусть в банк сдают!

- Не буду, - обещаю я, с легким сердцем выскакивая из маршрутки. Тут хоть заплатила!

Осталось только проверить, возьмут ли деньги у меня в метро. Там-то - хочешь, не хочешь, а без билета не пройдешь. Металлический турникет это вам не добрый кондуктор - из жалости не пропустит.

Только в метро у нас приняли все деньги

Только в метро у нас приняли все деньги

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Собираю оставшуюся мелочь - похоже, женщине в кассе метро везет меньше всех. Она принимает от меня целую гору копеек. Но терпеливо молчит, лишь пару раз бросив на меня красноречивый взгляд, мол: с паперти, что ли, пришла? Женщина сгребает все деньги в кучку и начинает ловкими привычными движениями их пересчитывать.

- Держите жетон, - торжественно оглашает она.

Я с радостью хватаю блестящий начищенный жетончик - мое первое за день законное право на проезд! Ни разу меня не выставили из общественного транспорта с позором - каждый раз кондукторы входили в положение и позволяли проехать сколько нужно. Так что, скорее всего, в истории с мальчиком, которого выгнали из автобуса, роль сыграл человеческий фактор - большая часть кондукторов в Екатеринбурге готова войти в положение и пойти навстречу.

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА:

- Центральным банком РФ определены государственные денежные знаки, и в их число входят в том числе и "копеечные" монеты, - поясняет юрист Александр Шумилов. - А значит они должны использоваться наравне с рублями или крупными купюрами. Кондуктор не имеет права высадить из автобуса пассажира, у которого есть деньги, даже если все его деньги - монетки по 1 копейке. Если кондуктор все-таки отказывается считать деньги и высаживает пассажира, необходимо зафиксировать это, например, с помощью видеокамеры, и подать в суд. Но не на самого кондуктора, а на перевозчика, который был обязан доставить вас в пункт назначения, но не сделал этого.