Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Общество10 февраля 2018 22:00

Как поставить учителю "двойку"

Зачем вузы и школы вводят новую систему проверки качества обучения [опрос "КП"]
Анастасия КАМЕНСКАЯ
Многим педагогам непривычно и странно оказаться на месте оцениваемого, а не оценивающего.

Многим педагогам непривычно и странно оказаться на месте оцениваемого, а не оценивающего.

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Папа у Васи силен в математике – это мы знаем. Но если раньше Вася выезжал за счет родителя – «Папа решает, а Вася сдает» - то теперь, похоже, у Васи появилась возможность вообще не учиться, а просто ставить "двойку" учителю по нелюбимому предмету. Смешно?

На самом деле, ничего смешного. В западных вузах и школах уже давно существует такая система - студенческая оценка преподавания (она же - СОП). И вот эта мода добралась уже и до России, здравствуйте!

Далеко не все ее понимают и принимают.

Мы привыкли считать, что учитель – непогрешимый эталон. И школьники со студентами, и их родители, и сами носители знаний даже подумать не могли, что может быть по-другому. Как учить, всплеснет руками Марья Ивановна, если дети сомневаются в твоих знаниях и умении их донести до них? Но ведь и вправду - та же самая Марья Ивановна под бесконечным валом проверяемых тетрадок и отчетов могла попросту забыть третью причину нападения монголо-татар на Русь. Могла сорваться на ученика – день не задался. Могла просто не знать, как доходчиво рассказать новую тему. И школьникам приходится погружаться в Википедию, а студентам уточнять тему у параллельной группы, где ведет другой преподаватель.

И вот теперь в руки «неразумных» молодых людей дается СОП.

Те вузы и школы, где ее вводят, объясняют: она создана для того, чтобы улучшать обучение. Да, она учитывает точку зрения школьников/студентов. Но не всё отдано на откуп анархическому юношеству - окончательные выводы всё-таки делает руководство учебного заведения.

СОП - это большая анкета, которую раздают ребятам по окончании учебного года. И это не просто ответы на вопросы. На некоторые из них можно дать развернутый ответ, рассказав о преподавателе и его методах работы с аудиторией.

Первый - пошел

Первыми ввели СОП в НИУ Высшая школа экономики. За ней подтянулись другие вузы - в Томске, Новосибирске, Орле, Саранске, Питере. Потом система просочилась в средние учебные заведения. Опять же - через лицей при той же "Вышке". Сегодня у учащегося люда спрашивают мнение о преподавателях в десятках учебных заведений. В некоторых университетах без хороших оценок от студентов звания «Лучший преподаватель» не заработать.

Там, где к СОП уже привыкли, преподаватели соглашаются: польза есть. Учителям не удается «бронзоветь», школьники и студенты понимают, что тоже ответственны за процесс обучения. Для того, чтобы оценивать, как педагог преподает, нужно и самому понимать предмет.

Есть немало вузовских курсов, которые устаревают в течение нескольких лет. Если преподаватель не следит за изменениями, он просто не дает студентам актуальных знаний. Как по-другому заинтересовать преподавателя развиваться, если не давлением «снизу»?

- Главное, что студенческая оценка преподавания не стала пустой формальностью, поводом для отчетов, - считает Ярослав Кузьминов, ректор НИУ ВШЭ. – И другой важный момент: отличие СОП от других форм проверок в вузах – открытость. Очень важно, когда после обработки результатов каждый может посмотреть, как ученики оценили того или иного преподавателя.

Можно ли доверять детям?

СОП учит детей быть объективными. Так ведь хочется поставить пятерку «доброму» учителю, который не задает домашнюю работу. Но не все так просто – в анкете СОП есть уточняющие вопросы «Понятен ли был материал?», «Был ли открыт преподаватель для вопросов?». Шкала ответов - 1 до 10.

Возможна ли ситуация, когда все Васи, Пети и Алёны в классе договорятся поставить "двойки" строгому, требовательному учителю? Возможна. Но если мнение класса или группы очень сильно разойдется с репутацией преподавателя (а в школе и университете ведь в общем-то все знают, какой учитель чего стоит) – у администрации есть возможность «поработать» и с учениками, и с учителем. Ведь такие двойки говорят о серьезном конфликте, непонимании между классом и преподавателем. Может, учитель не смог найти контакт с ребятами. А, может, класс попался «тяжелый» - и нужна другая система преподавания.

В любом случае СОП дает возможность найти болевые точки, которые снижают качество обучения.

Кстати, участие в СОП в образовательных учреждениях, где ее ввели, обязательна для студентов и учеников. В "Вышке" вообще к ней настолько серьезно относятся, что после трех неучастий студента в заполнении анкет следует отчисление из вуза.

МНЕНИЕ "ПРОТИВ"

«Спасибо, что держали в ежовых руковицах!»

Надежда Федоровна Лисина, учитель истории и права:

- Мой преподавательский стаж – 41 год. И всегда было так, что дети у меня учились. Хорошо или плохо – зависит от них самих. И слезы были, конечно. Но зато потом как благодарили, когда какую-нибудь олимпиаду или конкурс выигрывали: «Спасибо, что держали нас в ежовых рукавицах». Идея с оцениванием учителей, конечно, хорошая. Но, как думаете, если бы меня оценивали, где бы я была? Уж явно не в школе. Они сначала жалуются, зато потом, взрослея, понимают, как важно было все то, что они получили в школе.

МНЕНИЕ "ЗА"

Татьяна Борисовна Никоркина, преподаватель английского языка:

- Понятно, что в чем-то российское образование сейчас отстает от западного. У нас слишком много бумажек, слишком высокая нагрузка, небольшая зарплата. Все это давит на преподавателей. Они уже не могут относиться к работе с былым запалом. Многие преподаватели пенсионного возраста, их методы работы с учениками скорее напоминают школу СССР. Все это сказывается на детях. Ребята мобильны – им легче один раз «погуглить», чем читать параграф в учебнике или искать перевод в словаре. И учителям нужно к этому приспосабливаться. Я была бы рада, если бы увидела отзыв о моей работе от учеников. Если он, конечно, будет объективным.

ОПРОС «КП»