Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Наука15 января 2018 17:37

Дайвер Клим Колосов: "Атлантиде самое место в акватории Азорских островов"

Исполняется полвека с того момента, как СССР свернули свою знаменитую программу “Ихтиандр” по заселению людьми подводного пространства
Мы поговорили с известным дайвером Климом Колосовым

Мы поговорили с известным дайвером Климом Колосовым

В этом году мы отмечаем печальное событие. 50 лет со дня завершения нашего великого подводного эксперимента — строительства подводных домов «Ихтиандр». Когда-то в шестидесятые освоение пучины морской и океанической считалось не менее важной миссией, чем освоение космоса. Наши подводники, почти как космонавты, жили по нескольку дней на “Ихтиандре” — подводной станции, представляющей собой что-то вроде МКС. Сегодня о великой эпохе исследования дна напоминает разве что кино. 18 января на экранах стартует «Формула воды» Гильермо дель Торо. Фильм о любви женщины и подводного чудовища отсылает нас в шестидесятые. Не только разгар холодной войны, но и короткую, но великую эпоху подводных открытий.

А что сейчас творится на дне? Мы поговорили об этом с известным дайвером Климом Колосовым.

— Клим, всего лишь пятьдесят лет назад со всех утюгов неслось, что освоение дна не менее важно, чем освоение Космоса. Кусто пробил тему с подводными жилищами на манер МКС. А что сейчас?

— Подводный дом старика Кусто Precontinent II тихо обрастает кораллами у берегов Судана. Отечественные программы – о них и сказать нечего, они так давно свёрнуты и не существует даже ни одной цветной фотографии. Последний из могикан – подводный хабитат Aquarius у берегов Флориды. Ему больше тридцати лет, и его пару раз собирались закрыть, ветераны еле отстояли. Так что космонавтов на сегодня в мире больше, чем акванавтов.

Дайвер Клим Колосов

Дайвер Клим Колосов

Фото: Фото автора.

— Часто повторяют, будто дно океана изучено менее подробно, чем поверхность Марса или Луны.

- Вернее будет сказать, что оно менее детально рассмотрено. Понятно же, что лунные моря и кратеры можно в спокойной обстановке изучать на расстоянии, глядя в окуляр и попивая чай. А чтобы визуально обследовать дно, к нему надо приблизиться. Спуски же на большие глубины носят лишь точечный характер. Вот если взять высоту Эвереста и перевернуть от уровня моря в глубь, то получится, что глубже девяти тысяч метров под водой побывало меньше людей, чем высадилось на Луне.

А ведь площадь Мирового океана – она в 10 раз больше лунной поверхности. И в два с половиной раза больше площади поверхности Марса. Так что здесь не только трудности разглядывания и ощупывания – здесь ещё и масштаб.

— А может, чем готовить экспедиции на Марс, лучше заняться возрождением обитаемых подводных домов?

— Для научных целей базу на дне нужно строить. Вот как МКС – только под водой. Но давайте всё же не сталкивать лбами океан и космос. По старшинству среди античных божеств Нептун точно главнее Марса, и точка. И финские, например, боевые пловцы приносят традиционную клятву не богу войны, а богу подводного мира, владыке океанов. Это довольно забавная сцена: они стоят в кальсонах прямо в полосе прибоя, только что окунулись в холоднющие волны – и повторяют за бывалым офицером: о, великий и ужасный Нептун, прими нас, ну и так далее. Но это отдельная история.

— Ваши подводные коллеги из Разведывательно-водолазной команды постоянно что-то новое находят на Балтике. Относительно недавно нашли даже деревянный петровский линкор «Лефорт». Много ли исторических артефактов осталось на дне?

— По некоторым консенсусным оценкам, только на Балтике десятки, если не сотни тысяч затонувших судов: дайверы называют их рэками (от англ. wreck - "место кораблекрушения", "развалина" - Ред.). Причём большие участки акватории только-только открываются для изучения. Пример – Албания. Первая более-менее подробная подводная экспедиция работает там всего около года. До сих пор в Греции между десятками островов ещё лежат нетронутые артефакты. Ну а про полумифические золотые галеоны на Карибах, кажется, слышали все.

Наши подводники, почти как космонавты, жили по нескольку дней на “Ихтиандре”

Наши подводники, почти как космонавты, жили по нескольку дней на “Ихтиандре”

Фото: ТАСС

Под самым носом, в египетской Александрии в конце прошлого века нашли статуи и "архитектурные излишества" в отличной сохранности. И это далеко не единственный затопленный город: в Китае, например, под водой проходит даже участок Великой стены. Есть и более близкая история: две мировые войны обильно усеяли морское дно железом, и обнаружение каждого такого корабля, каждой подлодки – это обретение имён пропавших без вести моряков. Дно до сих пор хранит память веков. Что и говорить, даже в североамериканских Великих озёрах, которые едва лет триста как освоены, и то несколько тысяч затонувших плавсредств!

Фото: Клим Колосов

Фото: Клим Колосов

— В сети то и дело пишут про таинственные стеклянные пирамиды на Бермудах, найденную Атлантиду или попытки найти Китеж-град в Светлояре. Что из интернет-находок правда?

— Подводные сюрпризы нередко бывают: искали одно, нашли другое. Известнейший пример – Антикитерский механизм, он поднят больше сотни лет с античного рэка, случайно обнаруженного на небольшой глубине. Ничего подобного этому устройству не находили ни до, ни после: по наиболее стройной версии, это машина для вычисления астрономических явлений, затмений, фаз Луны. Не исключено, что древнегреческий гений построил такой образец в одном экземпляре, понёс показать коллегам-академикам, но Посейдон эту дерзость пресёк, и внедрение изобретения пришлось отложить лет на пятьсот, когда в Европе снова научились по-умному соединять шестерёнки и отсчитывать время оборотами стрелок...

Водолазы продолжают поиски Атлантиды. Последние широко обнародованные тут изыскания – это пирамидообразные формации в акватории Азорских островов. Наверное, там Атлантиде самое место.

Вполне реальное единственное в своём роде подводное явление: на севере Исландии в одном из холодных фьордов одиноко поднимается с пятидесятиметровой глубины и почти доходит до поверхности каменный столб, из которого в нескольких точках бьют горячие струи. Нигде в мире даже приблизительно нет такого явления природы.

Подводный дом старика Кусто Precontinent II тихо обрастает кораллами у берегов Судана

Подводный дом старика Кусто Precontinent II тихо обрастает кораллами у берегов Судана

Фото: EAST NEWS

Или вот из недавнего: в позапрошлом году одна дайверша ныряла себе спокойно на Маршалловых островах – и вдруг ей метрах на сорока глубины открылось целое поле, уставленное вполне целыми военными самолётами самых разных марок. Они отнюдь не были сбиты в бою! Насчитали их несколько десятков, штурмовики, бомбардировщики, истребители. Выяснилось, что в этом самом месте авианосцы, направлявшиеся по окончании войны домой в Штаты с атолла Кваджалейн, избавлялись от ненужного более материала: отслужившие своё машины, которым в мирное время не нашлось бы работы, просто спихивали за борт. Простой расчёт: везти эти эскадрильи обратно и содержать из потом в ангарах – неоправданно дорого. Сбросили – и забыли на 70 лет. А сегодня это кладбище самолётов – одно из новейших подводных чудес, и там пока мало кто бывал.

Фото: Клим Колосов

Фото: Клим Колосов

— Представляю, сколько вреда нанесло такое кладбище экологии дна...

— И вы не правы. Если кладбища корректно подготовлены, вреда как раз нет, одна польза! Подготовка предусматривает в том числе и слив технологических жидкостей, удаление быстрокорродирующего цветмета, расширение проходов. В мире есть госпрограммы искусственных рифов, то есть искусственных рэков, когда списанное судно ставят в подходящей точке на дно, чтоб его потом обжили морские обитатели. Потому что им для жизни нужна именно твёрдая поверхность: кому-то горизонтальная, кому-то вертикальная, а кому-то и отрицательна, то есть как бы потолок. И жизнь на таком рэке расцветает: кораллы, полипы, моллюски, нерестилища рыб. А потом море съедает железо, и всё. Чемпионы мира по таким нарочно затопленным судам – Мальта, там их под два десятка, и это в дополнение к имеющимся военным рэкам обеих мировых войн. Вот совсем недавнее событие – в Иордании, в Акабе: торжественно вывезли и затопили целый транспортный самолёт Геркулес. Теперь это отличный туристический аттракцион для ныряльщиков – а через пару лет он весь зарастёт кораллами и станет настоящим рифом.

Фото: Клим Колосов

Фото: Клим Колосов

— Команда Кусто во время проживания в подводном доме подружилась с любопытной барракудой. Она отиралась возле жилища подводников и хотела с ними дружить. А много ли сюрпризов преподносит флора и фауна дна современным исследователям?

- Вот есть картина художника Ярошенко «Всюду жизнь» – и этот лозунг всякий раз вспоминают, когда живые организмы вдруг отыскиваются в самых неприспособленных, казалось бы, местах. Кажется, уже в учебники вошло: так называемые чёрные курильщики, глубинные грязевые вулканы, где под давлением двести атмосфер хлещет четырёхсотградусный кипяток – именно они населены теми микроорганизмами, которые могли быть общим предком всего живого на планете. То есть вот в ближней перспективе мы вроде бы от обезьяны, а чуть глубже – от существ, которые никогда не видели ни солнца, ни воздуха, и брали жизненную энергию из кипящего подводного жерла. Что до животных покрупнее – то буквально каждое глубоководное погружение документирует невиданных тварей: моллюсков, рыб. Но открытия регулярно случаются и в другом масштабе: на севере индонезийского острова Сулавеси есть небольшой пролив Лембех, он по акватории примерно как Нева в черте Петербурга, но это мировая столица подводной макрофотографии, и каждый год пополняется перечень вновь обнаруженных там существ сантиметрового и миллиметрового роста.

— Кстати, что за чудище жрет корабли в Бермудском треугольнике?

– Среди отчасти фантастических гипотез о том, как могли бесследно сгинуть целые самолёты и суда, вполне убедительно звучит предположение про высвобождение газообразного метана из донных гидратов. Когда такой пузырь добирается до поверхности, он раздувается до огромных размеров, а когда лопается, то под невезучим кораблём вдруг буквально проваливается на несколько десятков метров вода, и в эту яму он мгновенно проваливается, не успев подать никакого сигнала. То же самое и с низколетящим аэропланом: крылья опираются на воздух, а воздух вдруг как будто отключают. Метан-то почти вдвое легче, такого никакой летательный аппарат не выдержит, упадёт моментально! Пузырь лопнул – и всё, круги на воде, никаких следов, концы в воду. Недавние невесть откуда взявшиеся круглые воронки-кратеры на богатом природным газом Ямале – явление, судя о всему, той же природы. Гидраты эти – это соединение метана с водой, не химическое, а так называемое супрамолекулярное, а устойчивы гидраты при высоком давлении и низкой температуре. Эти условия есть и в приполярных океанских глубинах, и на суше в вечной мерзлоте. А метан – это парниковый газ куда сильнее углекислого! И если глобальное изменение климата нарушит этот режим вечного хранения гидратов – то лучше даже не думать, что будет.

- Я читала страшную статью про то, что обнажение дна может привести к распространению страшных болезней. В пример приводилась наша секретная база в Аральском море, где проводили испытания смертельно опасных вирусов.

- Обнажение дна – это как с живого существа содрать кожу. И убитый человеком Арал – кричащий пример. Причём, проблема там даже и не с секретной базой, а с тем, что на дне оседали удобрения, принесённые реками, а когда дно стало пустыней, ветер стал разносить эту пыль по округе, люди дышали и страдали. И загубленных жизней не вернуть. Кто ответит за это? Да, нынче, к счастью, Арал вроде бы идёт на поправку – по крайней мере, частично. Вода снова прибывает – и вскоре, может быть, будет и аральская рыба, и аральский дайвинг. Но вот пример более близкий. В позапрошлом году в Париже планово сливали воду из канала Сен-Мартен – это оживлённая городская артерия, которая раз в несколько лет нуждается в генеральной уборке. И вот это целое шоу. Сперва закрыли шлюзы. Потом приспустили воду – и вручную отловили всю рыбу, её набралось несколько десятков тонн. Рыбу вывезли в другие водоёмы. А потом русло совсем осушили. И о ужас: чего там только не нашли! Эти картинки много где публиковались. Неаккуратные эти парижане какие-то, мягко говоря. Несколько месяцев выгребали мусор, кучу денег потратили. Зачем же так захламлять дно? А это всего-то километр длины и двадцать метров ширины. Вообще же есть дайверская традиция – день очистки водоёмов, у нас он обычно в начале июня, в других широтах в другие даты, но суть дела та же: дайверы выходят коллективно на акваторию и собирают со дна мусор.

— Существуют ли новые кусто в вашей сфере?

- Есть подводные светила и подводные авторитеты – в каждой узкой области свой главный спец. Есть авторитетный исследователь флоридских пещер Джарод Джаблонски. Есть дайверы-рекордсмены Паскаль Бернабе и Ахмед Габр. Есть чемпионы спортивного фридайвинга: Уильям Трубридж, Герберт Ницш, Алексей Молчанов. А некоторые рекорды безвременно ушедшей Натальи Молчановой до сих пор не побиты. Есть женщина-акванавт Сильвия Эрл, есть именитые подводные фотографы Амос Нахум, Майкл Оу, Дэвид Дубиле, Пол Никлен. Кстати, многие из знаменитых дайверов будут выступать 1 февраля на Moscow Dive Show, выставке для “подводных людей”. Но при этом надо понимать, что ни один из просветителей сухопутного человечества ни разу не Кусто. Он и поныне главная подводная знаменитость. Кого ни спроси, все узнали про дайвинг, подводный мир благодаря фильмам Кусто. Он был первопроходец, открыл и испробовал кучу всего, сделал за нас, нынешних, все мыслимые ошибки, и его не следует судить по стандартам сегодняшнего дня. Второго такого восторженного и бесстрашного пионера нет и будет.

СПРАВКА КП

Клим Колосов, дайвер, главный редактор журнала “Предельная глубина”, фотограф, член Королевского Географического общества. Погружался под воду в Арктике, на Шпицбергене, в Гренландии, в Исландии, фотографировал подводные пирамиды на японском острове Йонагуни и был единственным отечественным участником Антарктической миссии Элизиум к вековому юбилею экспедиции сэра Эрнеста Шеклтона.