Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Общество23 октября 2017 22:00

Мы на пожаре опасности не боимся, мы ее оцениваем

Есть профессии рабочие, есть офисные, а есть опасные
Источник:kp.ru
Сергей Петин «белому воротничку» менеджера предпочел форму огнеборца. Фото: Пресс-служба МЧС России

Сергей Петин «белому воротничку» менеджера предпочел форму огнеборца. Фото: Пресс-служба МЧС России

Судьба заместителя начальника 1-й пожарной части 1-го отряда федеральной противопожарной службы по Костромской области Сергея Петина могла сложиться совсем по-другому, если бы он, окончив торгово-экономический колледж, стал работать по специальности. Но он пошел в пожарные и уже пятнадцать лет вместе со своими коллегами борется с огнем и спасает человеческие жизни.

Профессию выбираешь, как любимую жену

- Сергей, когда я смотрю по телевизору, как пожарные сражаются с бушующим огнем, заходят в горящие здания, у меня возникает только один вопрос: неужели вам не страшно?

- Мы в своей работе опасности не боимся, мы ее оцениваем. Причем это не простая оценка, а оперативная. И не только ситуации, происходящей на пожаре, но и своих возможностей и профессиональных навыков. Например, благодаря грамотной оценке обстановки и своевременным действиям начальника караула некоторые пожары удается потушить на первых стадиях.

- Вы помните свой первый пожар?

- Первый пожар или первый осознанный пожар - разные понятия. Подготовка пожарного продолжается от трех до шести месяцев после получения специального образования. Как сказал один из моих первых преподавателей по пожарной тактике, подполковник в отставке Юрий Грачев, теория без практики слаба, а практика без теории слепа. На первый пожар человек приезжает и работает от пожарной машины до разветвления, то есть просто помогает, к самостоятельному тушению огня и на высоту он не допускается. И только когда выходит приказ о его допуске к самостоятельной работе, он начинает действовать наравне со всеми.

- Не было мыслей заняться более простой и менее опасной работой?

- Нет. Профессию выбираешь, как любимую жену, один раз и навсегда, и, если пришел служить, то у тебя есть определенный долг перед Родиной. Как только у меня стало что-то получаться, я захотел совершенствоваться в профессии. Сейчас, например, учусь в Воронежском институте Государственной противопожарной службы. Конечно, на первом этапе тяжело, но физические нагрузки человек просто должен преодолеть. Нужно найти в себе ресурс и заново мобилизоваться, так как пожаров за сутки может быть не один и не два. Когда весной начинаются палы травы и сжигание мусора, бывает и по 28 выездов.

- Многие новички не выдерживают таких нагрузок?

- На моей памяти такое случалось крайне редко. В основном те, кто приходит, так и остаются служить. Здесь не бывает, как в гражданских профессиях: поработал, не понравилось, перешел на другое место. Если нашел себя в профессии, то становишься частью пожарной охраны. Коллектив у нас сплоченный, для работы в команде это необходимо.

О ПУСТЫХ ЦИСТЕРНАХ И ДРУГИХ МИФАХ

- Когда вы стали пожарным, много мифов о профессии развеяли?

- Я тогда не знал никаких мифов и анекдотов о пожарных, даже ни разу не видел, как они работают. Это сейчас от населения приходится слышать, что мы на пожар ездим без воды. Был случай: открытым огнем горел частный жилой дом на большой площади. Начни мы тушить водой из цистерны, двух с половиной тонн явно было бы недостаточно до прибытия дополнительных сил. В пожарной тактике есть такой прием: если источник воды, в данном случае пожарный гидрант, находится от места пожара не дальше 50 м, боевое развертывание проводится прямо с него. Этим моментально обеспечивается бесперебойная подача воды. Поскольку пожар уже развился, мы так и сделали. А для обывателя это как выглядит? Приехали пожарные, полезли в колодец, значит, у них в цистерне нет воды. Когда происходило боевое развертывание, я услышал в наш адрес пару таких нелицеприятных выкриков.

- Вас это не обижает?

- Реагировать на подобное просто нет времени. Самое главное - мы выполнили свою задачу. Люди, находясь в стрессе, впадают в апатию или, наоборот, становятся излишне агрессивными, не контролируют, что говорят. Мы, профессионалы, понимаем это и никогда не обижаемся.

- Получается, пожарный - не самая благодарная профессия?

- Часто человек, переживший стресс, просто не способен узнать своего спасителя. Да и пожарные, как правило, все на одно лицо - в маске, в боевой одежде, лицо измазано сажей. Один мой коллега рассказал случай. В День пожарной охраны во время смотра техники на центральной площади города к нему подошла молодая женщина с мальчиком пяти-шести лет. Оказалось, несколько лет назад на пожаре огнеборец спас ее с сыном при помощи автолестницы, установленной к окну, и она узнала спасителя, подошла его поблагодарить. Слышать такие слова пожарному - выше всяких наград.

- Вы награждены правительственной медалью «За спасение погибавших». Где себя проявили?

- В феврале 2008 года в городском лицее, в кабинете физики, произошел пожар. Здание старое, с пустотными деревянными перекрытиями, поэтому огонь и дым быстро распространялись по помещениям. Школьников эвакуировали, однако учащиеся одного из классов оказались отрезаны от выхода. Мы оперативно спасли 18 школьников и их учителя через окно по трехколенной лестнице. Потом я отправился на поиски девочки, которая, по словам учителя, отпросилась выйти и не вернулась в класс. К счастью, все закончилось хорошо. Девочка нашлась. Вместе с другими учениками она покинула здание во время эвакуации.

Вообще я считаю, что у нас все, кто подольше поработал, достойны боевых наград. Здесь нет трусов, все выполняют свои обязанности четко и быстро.