Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Общество15 октября 2017 14:15

Кого и как убивает наша школа?

Послесловие к дискуссии про урок физкультуры и его жертв
В прошлом году на уроках физкультуры погибли 211 человек

В прошлом году на уроках физкультуры погибли 211 человек

Фото: Алексей БУЛАТОВ

- Так двести погибло?

- Или все-таки двести одиннадцать?

- А, может, всего сто?

Последние несколько дней четыре десятки журналистов газет, сайтов и радиостанций пытались докопаться – откуда министр образования и науки Ольги Васильева взяла трагические данные – в прошлом году на уроках физкультуры погибли 211 человек (так главная учительница страны заявила на встрече с депутатами в Совете Федерации).

Спорили о числе погибших. А вот о сути – почти никто.

Мне, честно говоря, абсолютно не важно – 211 погибших или «всего сто». Не важно и то, официальная ли это статистика или оценка экспертов Комитета по образованию Госдумы. Важно другое – каждый год в России гибнут дети. Гибнут методично и закономерно. Сорок их, восемьдесят или две сотни – не имеет в данном случае никакого значения.

Принципиально вот что: все знают причины, но НИКТО НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЕТ, ЧТОБЫ ИХ УСТРАНИТЬ!

Сейчас стараниями министра Ольги Васильевой тема всколыхнула страну, о ней некоторое время посудачили. И что? Опять все зарастет ряской?

Опасные ворота

Смотрите сами: одна из стандартных причин – детей калечат и убивают незакрепленные футбольные ворота. Каждый год минимум 10-12 случаев. Готовя эту колонку, я нашел статистику начала 2000-х: с 2001 по середину 2006 года в стране упавшими футбольными воротами было убито как минимум 35 подростков и 12 человек покалечено. Минимум потому что подсчитано лишь то, что попало в прессу. В начале 2010-х мы в «КП» писали об «эпидемии» смертей по той же причине. Помню трагедию, когда школьницу убило старое, треснувшее спортивное бревно, на котором тем не менее проводили занятия.

В 2017 году уже в прессу попали девять случаев.

Еще раз: каждый год мы теряем детей, которых убивают незакрепленные ворота и турники! Из-за банальной халатности взрослых, тупости, разгильдяйства. Вот скажите - нужно создавать в регионах специальные комиссии по проверке закрепленности ворот? Это же элементарная вещь – проверить как установлен спортинвентарь на площадке. Это же просто – вбить несколько массивных костылей в грунт. Каким идиотом нужно быть, чтобы не понимать – ворота, турники и прочие бревна – источник смертельной опасности. Но если статистика из года в год не меняется – значит идиоты у нас не лечатся.

Слишком быстро растут?

Мы знаем, что дети погибают под колесами автомобилей, выбегая из школы. Поэтому у образовательных учреждений ставят светофоры, кладут лежащих полицейских, устанавливают знаки, ограничивающие скорость.

Почему тогда аналогичных мер не принимают в самой школе?

Еще одна классическая причина – особенности физиологии подростков. По моим прикидкам – а я слежу за этой темой уже лет пятнадцать – в общем числе трагедий на физкультуре это составляет процентов 60, а то и 70. Летом ребята - в основном мальчики лет 13-15 – очень быстро растут. Такова особенность: дети прибавляют в это время года – свежие фрукты-овощи, солнце, свежий воздух, невысокие нагрузки. Природа «перерабатывает» каникулы в рост рук-ног, костей и прочего, что полагается в этом возрасте. Только не все органы растут синхронно. Очень часто кости вытягиваются, а внутренние органы – и в первую очередь сердце – за ростом не поспевают. В сентябре организм еще как-то справляется, а в октябре-ноябре нагрузки становятся непосильными. И подростки валятся на беговой дорожке, не выдержав элементарной стометровки. Были случаи, когда погибали ребята-спортсмены, тренировавшиеся с детства, зачисленные в команды. Потом вскрытие показывало – не выдержало сердце. И в школе разводят руками – а он никогда на сердце не жаловался.

И снова я повторяю: эта проблема врачам, специализирующимся на ранней юности, давно известна. Директор Института возрастной физиологии РАО Марьяна Безруких разве что не кричит о ней в своих выступлениях перед педагогами и медиками. Но дети продолжают умирать. По 50 человек в год если не больше (а это опять же те случаи, о которых становится известно) – почти два класса!

Казалось бы – провести в сентябре диспансеризацию в классах, где учатся подростки, сделав упор на изучение состояния сердца, соотнести быстрый рост организма с физическими возможностями, скорректировать нагрузку на уроке. Да хотя бы кардиограммы брать раз в неделю перед физкультурой. И сколько детей можно было бы спасти!

В Москве до недавнего времени была поликлиника, специализирующаяся на заболеваниях подросткового периода. Да, там врачи знали особенности молодого перестраивающегося организма и советовали, как поддержать форму в тот период, когда печень, почки, сердце, желудок еще не пришли в соответствие с изменившимися размерами тела. Я ходил в эту поликлинику с сыном и ему подсказали, как сберечь сердце в пору, когда новые штаны приходилось покупать каждые четыре месяца. Поликлинику закрыли.

Чем болеют школьники

Чем болеют школьники

Фото: Наиль ВАЛИУЛИН

Медсестер сократили

В советские годы в каждой школе был медицинский кабинет и медсестры, которые знали всех проблемных детей, их диагнозы и особенности. Женщины в белых халатах находились на своем рабочем месте от звонка до звонка. Они умудрялись поддерживать связи с районной детской поликлиникой, вели карту прививок. И положенные курсы повышения квалификации как-то успевали проходить.

В начале 2010-х во многих регионах решили медсестер и врачей (педиатры тоже бывали сотрудниками школ) перевести из штата образовательного учреждения в штат детской поликлиники. Вроде бы логично – ну кому правильнее руководить медперсоналом – главврачу поликлиники или директору школы? Но вышло так – в поликлиниках не хватает медсестер. И вместо школ они стали дежурить на приеме с участковым врачом или специалистами по месту основной работы. Во многих школах медсестры, как ясное солнышко, появлялись один-два дня в неделю. Если у ребенка идет из носа кровь или случается приступ эпилепсии, учителя вызывают скорую (сколько она еще ехать будет?). Медработника, который бы быстро и умело оказал первую помощь, рядом нет.

А в некоторых школах и детсадах медсестер просто сократили. (Впрочем, как и психологов, логопедов). Оптимизировали штат. Поставлена ведь задача повысить зарплату учителям и воспитателям. Про медсестер же речи не шло. А фонд заработной платы – он один на всех. «Лишние рты». Зато – потрясающая находка – за здоровье школьника стал отвечать учитель. Нужно же на кого-то ответственность возложить.

В школах зачастую даже классные руководители не знают о диагнозах детей, если родители не решатся о них рассказать. Поликлиника о состоянии здоровья детей информировать педагогов не должна.

Зачем учителям такая информация? Да хотя бы дозировать нагрузки на уроках.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, каждый пятый школьник к 9 классу страдает минимум одним хроническим заболеванием. А абсолютно здоровыми оканчивают школу не больше 2-3 процентов учеников. Вот и еще одна причина потенциальных смертей на физкультуре. Да и не только на ней.

С 1 января следующего года заработает приказ Минздрава "О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних". Врачи будут определять и сообщать школам к какой группе здоровья относится ученик. Это уже хоть что-то. Но я прочел весь документ. И вот что неожиданно: ни в 11, ни в 12, ни в 13, ни даже в 14 и в 16 лет в списке исследований, которые должны провести врачи, нет электрокардиограммы и анализа крови. Еще вопросы есть?

Всего-то…

Если мы хотим сохранить жизни и укрепить здоровье детей, нужно:

- серьезно и как можно скорее перестраивать школьную программу, снизив учебную нагрузку,

- организовать в школах дежурство квалифицированных врачей и медсестер,

- изменить систему диспансеризации, сосредоточившись на выявление болезней, проявляющихся в опасном подростковом возрасте,

- сделать доступным отдых в летних лагерях гораздо большему количеству учеников.

Ну и, конечно, закрепить, наконец, футбольные ворота.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

“Небоевые” потери в школе: откуда взялись 211 погибших на уроках физкультуры

“У нас 211 человек погибли в прошлом году на физкультуре”. Это фраза Ольги Васильевой наделала много шума. Министр образования и науки выступала в Совфеде. По словам Васильевой, "Персональная защита данных к чему привела — у нас нет медицинских карт, мы не знаем, чем болен ребенок".

Вы можете себе представить: 211 детей в течение года погибли в школах? Если убрать все выходные, каникулы и праздники, получается по ребенку в день. Просто пришли на урок физкультуры и умерли. Не верится? Нам тоже. Поэтому мы решили выяснить, что на самом деле имела ввиду министр (подробности)