Фото: Юлия ПЫХАЛОВА
Это государственные итоговые контрольные работы за год и, можно сказать, за весь период начальной школы. Научат ли они чему-нибудь нас, взрослых?
Результатами хочется поделиться. И провести небольшой, но впечатляющий анализ заданий и их оценки. Для наглядности мы взяли ВПР по математике. Все-таки, как говорится, царица всех наук. На ее примере многое станет понятно и насчет уровня преподавания, и насчет нынешней проверки знаний по всем остальным предметам тоже.
Итак, состоит проверочная работа из 11 заданий, из которых:
4 задания - простенькие текстовые задачки, которые решаются в одно, два, максимум - в четыре действия;
3 задания - решаемые в уме примеры;
1 элементарное геометрическое задание - посчитать по клеточкам периметр и площадь прямоугольника;
3 задания с «подвывертом» - вроде бы на проверку логического мышления.
Проверочная пишется за 45 минут и оценивается в 18 баллов.
Современная система оценивания - это отдельный разговор. За каждое из 11 заданий начисляется 1 или 2 балла в зависимости от сложности.
Наиболее «сложные» задания ВПР оцениваются в 2 балла, но оставляют стойкое недоумение: неужели на простую арифметику стоило тратить 4 года жизни?
Причем пятерку по этой 18-балльной системе получают все, кто набрал от 13 до 18 очков. Другими словами, можно сделать 5 (!) ошибок в самых элементарных заданиях и все равно получить отличную отметку! Можно не выполнить два условно сложных и одно простое - и все равно получишь пятерку! Шикарная система для очковтирательства! «Ваш ребенок, наш ученик, наша школа - все мы пятерочники, все молодцы!»
Родители довольны, учителя перекрестились, чиновники успокоены... И никто особенно не задумывается, что эта контрольная составлена для детей с задержкой развития, да еще и пять ошибок разрешено сделать и при этом стать отличником.
Единственная трудность - приспособиться к примитиву
- В Русской классической школе (РКШ), где я преподаю математику уже 8 лет, ребята набрали 17 и 18 баллов, то есть выполнили государственные требования, взяв самую высокую планку, - рассказывает разработчик математического блока Русской классической школы Елизавета Михайловна Нифонтова. - Правда, при этом они иногда «зависали» над каким-нибудь заданием. Но не потому, что оно казалось им сложным. Они не могли поверить, что им нужно просто посчитать 26 + 38, и ВСЁ! И это по завершении 4-го класса! Или, что, допустим, нужно просто выписать цифры из таблицы, ничего не считая. Да ведь так не бывает... Иногда кто-то из учеников спрашивал: можно ли сразу записать ответ в задаче? Настолько те задачки оказались просты по сравнению с теми, которые мы обычно решаем в течение года по нашей программе и по нашим учебникам. Это программы и учебники, по которым учились советские школьники в середине XX века, в период наивысшего расцвета отечественной школы. И учились они намного успешнее, чем их сверстники во всем остальном мире. Мы, конечно, немного адаптировали содержание самих задач к современной действительности, но методика осталась неизменной. Словом, нашим ребятам пришлось помаяться, приспосабливаясь к непривычному примитиву. Это была единственная трудность...
Пятерка пятерке рознь
...А то, что в РКШ реальные, а не липовые отличники и хорошисты, стало окончательно ясно, когда эта школа провела свои собственные годовые контрольные работы.
Для того чтобы не быть голословными, мы сделали детальное сопоставление этих двух форм проверки знаний - Всероссийской проверочной работы 2017 года (вариант 13) и годовых контрольных работ, которые писали все четвероклассники в СССР в 50-е годы от Хабаровска до Калининграда и которые успешно написали четвероклассники РКШ в 2017 году.
Смотрите сами, дорогие читатели, сравнивайте, анализируйте, делитесь с нами вашими наблюдениями и выводами.
Из переписки родителей
Ника Родионова:
«Как маму меня удручает то, что не просто «тяжелая артиллерия», а все, абсолютно все силы и ресурсы последней четверти уходят на банальное натаскивание при подготовке к этим самым ВПР. Я по долгу службы общаюсь с учителями и родителями из разных школ - везде картина одинакова. А ради чего?»
Екатерина Лоснова:
«И начинается это «натаскивание» уже с первого класса. Детей мучают бесконечными тестами по всем предметам вместо того, чтобы учить мыслить. Школьников еще и стращают этими диагностиками и ВПР так, что многие испытывают настоящий стресс. Мы учимся дома. Мой старший сын в этом году окончил 4-й класс. Ездили писать ВПР в школу. Накануне посмотрели только, какие могут быть задания. В итоге сын с легкостью все написал. А уровень действительно там очень низкий. Неужели к концу начальной школы ребенка научили считать только в пределах ста?! Мы уже три месяца занимаемся по учебникам РКШ. И я вижу результаты. А самое главное - появился интерес к знаниям, который полностью пропал за три года обучения в школе».