Премия Рунета-2020
Крым
+19°
Boom metrics
Общество21 мая 2017 13:17

В Севастополе исследуют «Прут», затопленный экипажем вместе с половиной минного запаса ЧФ

Минный заградитель затонул во время Первой мировой войны в 1914 году
Фото: Википедия

Фото: Википедия

Примерно в 8-ми км от Херсонесского маяка севастопольцы почтили память героев-земляков и установили мемориальную табличку на глубине 108 метров.

…А крест ушел под воду

Если бы не испытания глубоководных аппаратов, лежать бы этой братской могиле на траверсе мыса Херсонес еще очень долго.

Однако, одной из бесчисленных «иголок в стоге сена», разбросанных по дну Черного моря - минному заградителю «Прут» повезло!

Ученые-географы обнаружили на глубине 108 метров затонувший во время Первой мировой войны минзаг.

Из-за большой глубины место «падения» судна на дно несколько не соответствовало координатам, которые передал капитан «Прута», что и препятствовало успеху неоднократных его поисков.

И только, когда технические возможности были расширены - на экранах показалась якорная цепь, которая и привела к заросшему ракушками кораблю - нашли!

История этого минного заградителя трагическая.

Моряки, можно сказать, повторили подвиг матросов с крейсера «Варяг».

- В 1914 году командующий Черноморским флотом адмирал Эбергард по каким-то своим соображениям, под надуманным предлогом ожидания «Прута» (перед этим отправленного в Ялту за пехотинцами) отключил магнитное поле в Севастопольской бухте, которое защищало проход на внутренний рейд Севастополя. И хотя наши морские летчики флота, предупреждали, что на горизонте в пределах их зоны контроля, показался немецкий крейсер «Гебен» с двумя турецкими эсминцами - минное поле так и не было включено. На нашем минном заградителе «Прут» тогда находилась половина боевого запаса флота - 710 мин. Эбергард не нашел почему-то другого корабля для доставки десантников, кроме груженного минами «Прута», отправив его в Ялту, - рассказал «КП» заведующий авиационным отделом Севастопольского отделения РГО Василий Ятленко.

Капитан минзага также предупреждал о вероятной опасности нападения «Гебена», но…

В полночь корабль получает радиограмму возвращаться назад. Не дойдя до Ялты, судно разворачивается и на траверсе мыса Херсонес слышит канонаду.

Это «Гебен» вступает в бой. Время 6.45 утра.

Гебен

Гебен

Что делать в такой ситуации? Ведь ТТХ «Гебена» намного превышают возможности минного заградителя, а от командующего Черноморским флотом никаких распоряжений… Тишина!

- И тогда командир «Прута» Быков уже открытым текстом передает радиограмму со своими координатами и просьбой - дать в конце концов какое-то вразумительное указание в силу создавшейся обстановки. Но вместо Эбергарда ее принимает радист «Гебена», знавший русский язык и передает полученные координаты своему капитану, который и вывел крейсер на минный заградитель «Прут».

Когда эта махина показалась из тумана перед нашим кораблем, капитан минзага понял, что шансов выжить нет. И Быков отдал приказ открыть кингстоны, чтобы мины и корабль не достались врагу, - говорит Василий Ятленко.

Один снаряд «Гебена» весил 302 кило! Поэтому первым же взрывом капитана судна сбросило с мостика.

В то время на борту находился семидесятилетний старец-иеромонах Бугульминского монастыря Самарской губернии Антоний (Смирнов).

Когда спустили шлюпки и экипаж стал покидать обреченный корабль, священник спустился в каюту, надел рясу и поднялся на мостик, занял место капитана и благословлял матросов.

- На корабле должен быть капитан. И если нет светского, значит, будет духовный, - сказал священнослужитель, когда подошла последняя шлюпка и моряки призывали его спуститься.

Около 8.40 «Прут» встал вертикально и с развевающимся на сломанной мачте Андреевским флагом скрылся под водой...

Последнее, что увидели моряки с переполненного до опасности затонуть баркаса - это крест в руке священнослужителя, который вместе с ним и кораблем ушел под воду…

Старец-иеромонах Бугульминского монастыря Самарской губернии Антоний (Смирнов).

Старец-иеромонах Бугульминского монастыря Самарской губернии Антоний (Смирнов).

Офицеры, стоя - поднесли руки козырькам, отдавая честь благородному старцу.

Баркас в сопровождении катера и вельбота ушли под веслами по направлению к берегу и вскоре были встречены вышедшей из Балаклавы подводлодкой «Судак», которая передала их на госпитальное судно «Колхида».

Таким образом, в Севастополь вернулись три офицера и 199 человек команды. В турецкий плен попали: капитан 2 ранга Быков, старший лейтенант Лонткевич, мичман Архангельский, доктор Алешин, два кондуктора и 69 человек команды.

За свой подвиг отец Антоний 4 ноября 1914 года был посмертно удостоен ордена святого Георгия 4-й степени, став первым русским военным и единственным флотским священником, удостоенным за годы Первой мировой войны этой высокой воинской награды.

Статус воинского захоронения

Несмотря на то, что трагедия произошла в конце октября - священнослужители, военные и ученые на борту парусно-моторного судна «Орион» в сопровождении группы крейсерских яхт компании Black Sea Charter и буксира «Афалина» почтили память погибших матросов и священнослужителя в мае.

В Севастополе почтили память погибших матросов.

В Севастополе почтили память погибших матросов.

Фото: Анна САДОВНИКОВА

.

.

Фото: Анна САДОВНИКОВА

Был отслужен молебен, а на воду под салют выстрелов старинной мортиры спущены венки. Также с помощью телеуправляемых глубоководных аппаратов на корпус корабля была отправлена мемориальная табличка.

Члены экспедиции планируют поднять часть экспонатов с корабля и передать их в музей Черноморского флота Севастополя, а месту гибели корабля придать статус воинского захоронения с последующей его регистрацией.

- 29 октября запланирован масштабный крестный ход к месту гибели минного заградителя «Прут». Сейчас же мероприятие состоялось с целью привлечь внимание общественности к одному из примеров проявления того безоглядного служения своему Отечеству, что ставит подвиг капитана Быкова в один ряд с такими героями, как Казарский, Суворов, Нахимов и других славных сынов России! - рассказал Василий Ятленко.

Так как в районе гибели корабля находится более семисот мин, точные координаты судна обнародованы не будут. А героическому кораблю будет присвоен статус Братской могилы.

КОНКРЕТНО

В мероприятии участвовала Председатель Севастопольского регионального отделения Русского географического общества профессор Елена Воскресенская, а также представители: Института востоковедения РАН (Москва), Черноморского высшего военно-морского училища им. П.С.Нахимова, Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК), Спортивного центра (морской и физической подготовки г. Севастополь) ФАУ МО РФ ЦСКА, яхтсмены чартерной компании Black Sea Charter и священнослужители РПЦ.

СПРАВКА «КП»

«Прут» в то время являлся единственным большим минным заградителем Черноморского флота, способным единовременно брать на борт 750 мин новейших образцов в отличие от других, только переоборудованных для этих целей пароходов. Имел прекрасно подготовленный экипаж, состоявший из 9 офицеров, врача Алешина, иеромонаха Антония и 296-ти человек команды. Командовал кораблем капитан 2-го ранга Георгий Александрович Быков.