2017-01-24T17:13:08+03:00

Тур выходного дня: буддийский монастырь в Качканаре

Журналисты "КП" объездили весь Средний Урал в поисках самых живописных мест. Теперь мы точно знаем, куда отправиться.
В восьми километрах от города Качканара, посередине Свердловской области, на высоте 885 метров, стоит монастырь Шад Тчуп Линг.В восьми километрах от города Качканара, посередине Свердловской области, на высоте 885 метров, стоит монастырь Шад Тчуп Линг.Фото: Алексей БУЛАТОВ
Изменить размер текста:

В восьми километрах от города Качканара, посередине Свердловской области, на высоте 885 метров, стоит монастырь Шад Тчуп Линг. Буддийская обитель на Урале - уже само по себе необычно. Но не меньшая «достопримечательность», чем собственно монастырь, - это его 54-летний основатель Михаил Санников.

Дзен мужчина познал далеко не сразу. Потомственный военный (отец и дед - офицеры разведвойск), он окончил школу КГБ и в 1981 году отправился в Афганистан. Дослужился до командира диверсионно-разведывательной группы. Сослуживцы до сих пор вспоминают его меткость. Главной задачей их отряда было уничтожать караваны с оружием, которые шли к моджахедам из Пакистана. Снайперская винтовка Санникова не знала ни одного промаха. А дальше случился срыв. Сам Михаил наотрез отказывается вспоминать об этом, но его ученики наперебой рассказывают:

- Однажды он навел прицел на лошадь, нагруженную оружием. Ничего нового. Он много лет этим занимался. Нужно было всего лишь спустить курок и выстрелить лошади в голову. Но тут Санников увидел в прицел, как животное плачет. Из глаз лошади текли слезы. И он не смог выстрелить.

За невыполненный приказ Михаила разжаловали. А он был этому только рад. От одного старого афганца проштрафившийся военный узнал про буддизм, про самоограничения, про достижение нирваны, а также про то, что причиной страдания людей являются они сами. И, вернувшись на родину, он отправился вовсе не домой, а в Бурятию - в крупнейший отечественный буддийский центр. После семи лет практик Санников получил имя лама Санье Тензин Докшит. А затем наставники отправили бывшего военного возводить новый монастырь.

Последователи Санникова уверяют, что место (вершина горы Качканар) привиделось учителям во время медитации. Но есть куда более рациональная версия: на западе России уже был один буддийский храм - в Петербурге, на востоке - храмы буддийской Бурятии, а вот посередине, на Урале, - пусто. Так и возникла идея строительства монастыря на одной из самых высоких точек уральских гор.

- Когда лама Докшит в 1995 году первый раз забрался на вершину, здесь не было ничего. Только камни, - с придыханием говорят послушники. - Первым делом он построил здесь хижину. Один! Периодически спускался в город, чтобы заработать на еду. Слухи о ламе быстро поползли по окрестностям. И скоро у него появились помощники…

Добраться до Шад Тчуп Линг не так уж сложно при наличии своей машины. Доезжаем на автомобиле до поселка Косья (расстояние от Екатеринбурга до него - 270 километров). Там от местной школы по проторенной дороге идем до подножия горы Качканар. А дальше только вверх. Пусть вас не пугает долгая пешая прогулка. Поднимающийся от подножья теплый воздух, встретившись наверху с холодными ветрами, покрывает все деревья здесь белоснежным инеем. Так что живописные пейзажи не дадут заскучать до самого монастыря.

Сейчас Шад Тчуп Линг - это уже далеко не просто хижина, а целый жилой комплекс. Здесь есть и баня, и столовая, и даже библиотека. Санникова мы застаем в столовой. Коротко стриженный, в кофте цвета хаки. Классического дресс-кода буддийских монахов нет и в помине. Лама быстро бросает на нас взгляд и возвращается к вороху бумаг, которые изучает вместе со своим учеником.

- Делают чертеж новой шлейки для одной из наших собак, - объясняют остальные послушники. - Мы запрягаем собак в упряжку и возим на них дрова. А одна попалась своенравная - перегрызла ремешок. Вот сейчас лама Докшит думает, как усовершенствовать шлейку, чтобы ее нельзя было перекусить.

Разобравшись с делами, Санников приглашает к столу. По расписанию у буддистов обед. В меню - гороховый суп. Когда настает время чая, протягиваем хозяину мешок конфет.

- Лучше бы пластиковую арматуру привезли, - принимая дары, цыкает лама. - Мы сейчас дирижабль строим. Нам бы для корпуса пригодилось.

- И куда же вы на нем полетите?

- Да куда захотим! - отхлебывая чай из кружки, говорит Михаил.

- А монастырь строить уже закончили?

- Практически и не начинали. Работы еще на 279 лет. Но следующим летом хотя бы статую Будды поставим.

После небольшой экскурсии прощаемся с Санниковым. На часах три часа дня. В горах темнеет рано. А блуждать здесь после захода солнца - перспектива не из приятных.

- Лет 20 назад вы могли представить, что станете главным буддистом Урала? - на прощание интересуемся у Санникова.

- А я и не буддист, - хмыкает лама. - Я просто человек, который живет в гармонии с собой и миром.

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также