Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Общество20 декабря 2016 22:00

Вернем школе лучшее, что в ней было!

Наступила пора воссоздания отечественных традиций в российской школе. Это то, о чем давно мечтают думающие родители и учителя, поскольку нацию нужно срочно спасать от безграмотности и бескультурья [видео]
Марина АНИКЕЕВА
Основатель РКШ Татьяна Алтушкина со своими воспитанниками. Фото: Алексей ЧАБАНОВ

Основатель РКШ Татьяна Алтушкина со своими воспитанниками. Фото: Алексей ЧАБАНОВ

Все хорошее в этом мире начинается с детей.

Так было и в этой истории.

Русская классическая школа (РКШ), о которой сегодня столько говорят по всей стране, началась с того, что Татьяна Алтушкина, мама шестерых детей, устрашилась повести своих младших детей в ближайшее к дому общеобразовательное учреждение.

- Моим детишкам довелось начинать школьные годы в нулевые, когда сама атмосфера в стране была очень накалена негативом к школе, к системе образования в целом. И во мне поселился страх, который испытывает сейчас, наверное, каждая мама первоклассника. Мне было жалко живых и сообразительных детей. Я не на шутку волновалась, как они пройдут через эту школьную мясорубку. Одиннадцать лет жизни – это огромный период, за который при неумелом подходе в вопросах образования и педагогики из человека можно сделать фарш. Я боялась, что моих детей сломают, превратят в невротиков, что они на всю жизнь возненавидят учебу. Мне хотелось дать им системное, фундаментальное, полное образование, чтобы у ребят сформировалась не поверхностная, а целостная картина мира; чтобы школьные годы помнились им не как бесконечный кошмар, а как радостная, творческая часть их взросления.

Так в голову пришла мысль о создании собственной школы. Финансовые возможности это позволяли. Сразу объявились мамочки-единомышленницы, и мы, подыскав учительницу, не мешкая, открыли свой маленький первый класс. В нем сидело за партами всего 6 человек.

…С тех пор прошло десять лет. Русская классическая школа в Екатеринбурге как альтернатива действующим образовательным программам разрослась и сегодня имеет множество последователей по всей России – в Москве, Звенигороде, Переяславле-Залесском, Омске, Казани, Краснодаре, Астрахани, Тольятти, Рязани, Ростове-на-Дону, Симферополе, Волгоградской области. Причем директор школы в Крыму добилась официального разрешения работать по учебникам РКШ. Кроме того, те же принципы исповедует одна из школ в Казахстане (Алматы). До трагических событий на Украине по системе РКШ преподавали 2 школы в Киеве и одна в Харькове. Причем харьковская школа и сейчас действует, несмотря на известные сложности.

РКШ безвозмездно распространяет свой опыт – на семинарах для учителей и отсылая всем желающим учебно-методические комплекты, изданные на собственные средства. Учителя и родители дружно признают, что это то, о чем им давно мечталось. Точнее, это то родное, эффективное, неоднократно проверенное временем, что оказалось понапрасну забытым.

Откроешь книгу - видишь…

Нынешние школьные учебники ругают все.

Родители – за примитивность содержания при избытке ненужной терминологии, за некорректные задания, за дурновкусицу в оформлении, за фальшивый тон заигрывания с детьми...и т.д.

Учителя – за то, КАК им предлагается объяснять материал, то есть за методику, которая не учитывает особенности возрастной психологии детей и ставит все с ног на голову. Отсюда – повсеместно растущая детская якобы «необучаемость», значительное падение грамотности и снижение интереса к любой познавательной деятельности, отвращение к школе. А суть в том, что школьникам заведомо предлагается то, что они не способны осилить. Как если бы младенцам, у которых еще нет зубов, предлагали пожевать говяжий стейк.

Между тем, у нас когда-то были лучшие в мире учебники и лучшие результаты школьного обучения. Причем такие, что американцы, неудовлетворенные знаниями своих выпускников, поставили себе задачу исследовать советские учебные книжки.

В Русской классической школе Татьяны Алтушкиной преподавание идет фактически по тем, советским, учебникам, адаптированным, конечно, к новому времени. В них даже бумага другая – не ядовито-белая, как в нынешних пособиях, а желтоватая, «под старину», значительно более полезная для глаз. Учебники выглядят дорого и презентабельно, словно всем своим видом внушают уважение к процессу познания. Как это и должно быть. Их приятно брать в руки. Но главное, что в их основе - педагогическая методика Д.К.Ушинского, построенная по принципу природосообразности, в центре которой ребенок того или иного возраста и специфика его восприятия информации. Это целая педагогическая система с миллионом мельчайших, но важных нюансов для учителя и набором профессиональных инструментов. Это уже изобретенный велосипед. Ничего другого придумывать не надо. В этой методике все уже есть, все логично отстроено, одно вытекает из другого. Сложность нарастает незаметно. Еще то, что вчера ребенок не мог сделать, сегодня для него - «легкотня». И для выполнения домашних заданий ему не нужно ждать с работы родителей. Он может и рад учиться самостоятельно. А это и есть самая правильная мотивация в обучении.

«По Ушинскому» успешно учились в России до революции и позже, в советский период. Содержание преподавания может сколько угодно совершенствоваться и дополняться в зависимости от исторического контекста, как это и делалось, но работающие на все сто методы преподавания необходимо сохранять и передавать от поколения к поколению как бесценное наследство.

Правда, теперь для начала их требуется вывести «из подполья», официально восстановить и распространить на государственном уровне. Это та самая традиционная методика, которая хороша для всех. В ней обобщён лучший педагогический опыт отечественных школ. Она любому ребенку даст приличный уровень знаний. И значит – со временем повысится качество жизни всего народа. Фактически мы говорим о будущем России.

Учебники РКШ - своего рода произведение искусства, их приятно взять в руки. И они вызывают уважение к учебе. Фото: Алексей ЧАБАНОВ

Учебники РКШ - своего рода произведение искусства, их приятно взять в руки. И они вызывают уважение к учебе. Фото: Алексей ЧАБАНОВ

Что написано пером…, то полезно для здоровья

Самое ужасное, что можно сделать для ребенка, чтобы его максимально невротизировать – учить писать безотрывно. Как сейчас повсеместно учат.

В Русской классической школе (как и раньше в России) пишут перьевой ручкой, каллиграфическим почерком по специальным прописям. Дело в том, что когда человек пишет пером, он волей-неволей чередует фазы напряжения и расслабления мышц руки (иначе перо порвет бумагу) и регулярно сбрасывает накопившееся напряжение, макая перо в чернильницу. Таким образом, письмо облегчается и не возникает лишней, в том числе и психологической нагрузки для пишущего.

И надо только видеть, как от перенапряжения дрожат руки у первоклашек, безотрывно выводящих букву за буквой шариковой ручкой! Установленный факт: в этот момент от треволнений ребенок испытывает самую настоящую тахикардию, то есть сбой нормальных сердечных ритмов. Безотрывное письмо – колоссальный стресс для ребенка, мина в фундаменте его уверенности в себе.

Ни много ни мало - национальное достояние

- Когда нами были переработаны все учебники, разработаны методические пособия, когда выкристаллизовался весь комплект для начальной школы, стало приходить осознание, что это ни много ни мало - национальное достояние, - продолжает рассказ Татьяна Алтушкина. – Мы поняли, что это должно служить как можно большему числу детей. Нами интересовались знакомые родители, желающие своим детям лучшую школьную долю, с огромным вниманием отнеслись многие учителя. Стали приезжать педагоги из разных городов и регионов России. Мы им дарили специально напечатанные для них учебники и методички. Поток писем и аналогичных просьб растет день ото дня. Работает сарафанное радио. Откуда только ни пишут нам сегодня, чтобы мы поделились своими наработками. Во многих уголках страны педагоги и родители работают по нашим книжкам. И поскольку дело принимает грандиозный размах, мы решили делиться своим богатством с другими через сайт, который намереваемся запустить в ближайшем будущем.

ИЗ ПИСЕМ

«Настоящий спасательный круг»

«Очень нуждаемся в методической помощи. По Вашей программе у нас прекрасные результаты в 1 классе. Почти 100 % грамотность. Красотой начертания букв поразили московскую комиссию, которая нас проверяет. Дети с легкостью справляются с диктантами и тестами, которые нам присылают. Про контрольные работы по математике и говорить нечего. Работа пишется за 15 минут. Из 8 человек, 7 - без единой ошибки. Все благодаря вашей удивительной программе.»

Ухова Ирина Вячеславовна, с. Павловская Слобода, Московская обл.

«Органичная программа для восприятия детей. По ней и работать легко.Четкая, последовательная отработка материала. Главное - дети без особых усилий усваивают.»

Вяткина Мария, Краснодарский край, ст. Запорожская

«Я наконец-то увидела школу, созданную именно для детей, для их образования, естественного взросления и чистого духовного развития. Два года работаю по программе РКШ. Богатейший материал «Родного слова» преображает речь учащихся… и воспитывает любовь к Отечеству. А уроки арифметики - это труд ума: спокойный, кропотливый, последовательный. У детей огромное желание познавать, узнавать, трудиться».

Зубкова Елена,

учитель школы им. А. Довженко, Киев.

«Вот уже 3 месяца мы готовим детей к школе по программе Ушинского. Самый главный результат, который я не могла не заметить как психолог - это высокая мотивация и познавательная активность детей. Со слов многих родителей, те дети, которые никак не хотели учиться читать, просто не могли запомнить буквы, путали их, с удовольствием теперь ходят на занятия, легко высиживают 40 минут... Я 10 лет проработала в школе психологом, постоянно отслеживала мотивацию детей и даже не подозревала, что она может быть такой высокой.»

Ларина Наталья Николаевна, г. Рязань

«…а КАК же греет душу надежда, что в нашем образовании что-то изменится. Семинар смотрю в записи со слезами на глазах - настолько понятно все объясняется! Фраза «дорасти до ребенка» врезалась в память на всю жизнь! Как, оказывается, ломали наших старших детей…Программа РКШ - настоящий спасательный круг».

Алексеева Ольга, Челябинск.