Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
В мире26 сентября 2016 22:00

Поляк Ежи Тыц, восстанавливающий памятники советским солдатам: В Варшаве уже в школах говорят: русских надо резать

Из Польши постоянно приходят вести о новых погромах захоронений наших воинов. Но нашелся человек, которому стало стыдно за своих земляков
Ежи у восстановленного им памятника 153 красноармейцам. Фото: Личный архив

Ежи у восстановленного им памятника 153 красноармейцам. Фото: Личный архив

Вандалы вошли во вкус от безнаказанности. А ведь при освобождении польской земли от гитлеровских захватчиков погибло больше 600 тысяч красноармейцев! Подвиг воинов-освободителей всеми способами вымарывается из польской истории. Но не все граждане пошли у этого на поводу. Поляк Ежи Тыц собрал команду, которая восстанавливают оскверненные мемориалы.

ЗАЧЕМ ОНИ ПЕРЕПИСЫВАЮТ ИСТОРИЮ

- Ежи, а зачем вандалы сражаются с советской историей, разрушая памятники?

- Мне стыдно за моих земляков. Такие вещи совершаются с молчаливого согласия польского правительства. Все знают, что так не надо делать. Но ни разу правительство публично, по телевидению не сказало: «Стоп! Нельзя разрушать мемориалы погибшим советским солдатам». Пока они не скажут, все будет продолжаться.

- Почему они не хотят сказать стоп?

- Думаю, им это нравится. Русофобия стала официальной политикой Польши. Русофобия им очень нужна, чтобы объединять большие группы поляков, которые проголосуют за них на выборах. Польский министр обороны специально говорит, что надо готовиться к войне с Россией. Это настоящий бред! А молодежь ведется. Люди, которые правили нашей страной последние 8 лет, очень хотят переписать историю. По их версии, советские войска, которые пришли освобождать Польшу, тоже захватчики. Молодежь подначивают мстить русским. А как мстить? Для этого в Польше остались только памятники и кладбища.

- Что думают обычные поляки про Советский Союз?

- Тех, кто хорошо вспоминает советские времена, намного больше, чем крикунов. Поляки поддерживают нашу организацию, восстанавливающую памятники. Однако в Польше сильная цензура. У нас нельзя говорить официально, что есть люди, которые борются за мемориалы советским солдатам. Меня вообще называют «русским агентом». Но я уверен, что все это временно. Рано или поздно антироссийская политика обанкротится. Когда я служил в армии, у нас еще ваши войска стояли, и наша страна была совсем безопасной. Нашим другом была Россия. А сейчас сделали так, что эта самая сильная страна - наш враг. Не понимаю, как можно было все так перевернуть с ног на голову?

РУСОФОБИЯ С ДЕТСТВА

- Как в ваших школах рассказывают об СССР и России?

- Очень плохо. Вот я шел в Варшаве, напротив меня - две девушки лет тринадцати. Одна другой сказала: «А ты знаешь, учительница говорит, что русские - самый плохой народ». Или вот пришел пятнадцатилетний парень из школы и сказал: «Мама, русских надо всех резать». Может, такие фразы пока еще не написаны официально в книгах. Но в школах учителя руководствуются своими политическими взглядами. Борьба за сохранение памятников советским солдатам из-за агрессивной молодежи становится непростым и опасным делом. Но за 4 года мы смогли восстановить 24 памятника!

- Может, Польша решила, что больше не обязана хранить память о советских воинах-освободителях?

- Польские власти не выполняют обещания о сохранении мемориалов воинам-освободителям. Есть два официальных соглашения, подписанных в 1992 и 1994 годах. Россия пообещала, что также будет следить за памятниками польским солдатам в вашей стране. Российская сторона свое слово сдержала, а наша - нет.

Так все выглядело еще несколько лет назад. Фото: Личный архив

Так все выглядело еще несколько лет назад. Фото: Личный архив

ЕГО ЛИЧНАЯ «КУРСКАЯ ДУГА»

- Как вы вообще решили восстановливать мемориалы?

- Мне такие вопросы задают почти каждый день: «Ежи, зачем ты это делаешь, это опасно». Есть несколько причин. Во-первых, советские солдаты спасли нашу страну от Гитлера. Во-вторых, есть личная история. Зимой 1945-го мою маму спас, вытащив из-под огня, красноармеец. Ей было 13 лет. Сейчас ей 86. Солдат ей сказал: «Сейчас мне надо идти, но я вернусь и заберу тебя в Москву». Но он так и не вернулся. Когда она мне рассказывала эту историю, то сказала: «Сынок, нужно хранить память об этих солдатах, никогда не говорить о них плохо». Поэтому я буду заниматься памятниками.

Когда были разрушены памятные таблички на могиле польских солдат, боже, как наши политики кричали! А поляки уже убрали 300, если не больше, памятников советским солдатам.

- А на какие средства восстанавливаете памятники? Польские власти участвуют?

- Я даже не обращался. Если бы они хотели, они бы и без «Курска» этим занимались. Не обращался и к российским властям, потому что согласно соглашениям поляки должны заниматься памятниками. Я долго работал на свои деньги. Но потом стали собирать пожертвования. Деньги присылают простые люди, а также знакомые предприниматели из России и Польши, которым небезразлична судьба мемориалов.

- А почему к вам в организацию приходят молодые люди, что ими движет?

- В Польше молодежь разная, у нее разные корни. Многие - внуки польских солдат, которые воевали против немцев вместе с вашими бойцами. Есть и просто умные молодые люди, которые понимают настоящий порядок вещей. Наше объединение называется «Курск». В честь памяти о Курской битве - символе Великой Победы, когда ваши поставили на место немцев. И я подумал, что мой «Курск» тоже победит. Одержу победу или нет - не знаю, но выиграл уже 24 сражения - по числу восстановленных памятников.

СПРАВКА «КП»

Ежи ТЫЦ, гражданин Польши, родился 24 ноября 1967 года. Служил военным артиллеристом, после работал полицейским. Сейчас владеет частным хозяйством в небольшой деревне. Организатор польского движения «Курск», которое занимается восстановлением памятников советским солдатам.