Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Общество22 августа 2016 22:00

Дмитрий Шпаро: ...А Василий Песков сбросил нам с самолета на льдину веточку цветущей вишни!

23 августа легендарный путешественник отмечает 75-летие [фото, видео]
.
Дмитрий Шпаро.

Дмитрий Шпаро.

Фото: Иван МАКЕЕВ

Накануне дня рождения бессменный руководитель многих полярных экспедиций нашей газеты побывал на Радио «Комсомольская правда». Вот самые любопытные фрагменты передачи, которую провели обозреватель Александр Гамов и фотокорреспондент Виктор Гусейнов.

«Сверяйте компасы по ним»

Гамов:

- Дмитрий Игоревич, мне не верится, что 23 августа ваш юбилей – 75 лет. Витя, ты веришь, нет?

Гусейнов:

- Не особо.

Гамов:

- 1979-м ваша экспедиция, которую, как всегда, сопровождала и освещала «Комсомольская правда», первой в мире достигла Северного полюса на лыжах...

Шпаро:

- Да. Но если говорить о «Комсомолке», с которой связаны 20 лет моей жизни, то сегодня я хотел бы сначала вспомнить наш поход - тоже на лыжах - весной 1970-го на острова «Комсомольской правды», что в море Лаптевых. Там в 30-х годах была полярная станция «Комсомольской правды». Потом люди оттуда ушли, и нам, конечно, было крайне интересно узнать - что же теперь на этих островах? Экспедиция была успешной - мои дневники потом «Комсомолка» напечатала.

Ну, а уже в 1979-м мы пошли на лыжах к Северному полюсу. Полторы тысячи километров - по дрейфующим льдам! И за 76 дней прошли этот кошмарный путь. И тогда к нам Василий Песков прилетал. Он кружился над нами на самолете. А нас было семь человек. И по рации все время просил: «Пожалуйста, встаньте так, чтобы было видно, что вас - семеро. А то там, на материке, сплошные страдания, что вас уже осталось шестеро...»

А потом в «Комсомолке» вышел репортаж Пескова «Они идут». Это был лучший материал о полярниках. Классная проза! Она настолько душевная! Угадайте, что нам сбросил тогда Василий Песков с самолета.

Арктика, 1979 год. Начальник высокоширотной арктической научно-спортивной экспедиции Дмитрий Шпаро. ФОТО Фотохроника ТАСС

Арктика, 1979 год. Начальник высокоширотной арктической научно-спортивной экспедиции Дмитрий Шпаро. ФОТО Фотохроника ТАСС

Гамов:

- Газету «Комсомольскую правду»?

Шпаро:

- Он нам сбросил веточку с цветами вишни! Трогательно до предела!

Гамов:

- А как на Северном полюсе оказался поэт Вознесенский?

Шпаро:

- Ну, когда мы дошли до Северного полюса, первый секретарь ЦК ВЛКСМ Борис Пастухов решил направить к нам Андрея Вознесенского. Он в каком-то смысле уводил из-под удара поэта, потому что Андрей подписал какое-то очередное письмо, которое он не должен был подписывать. Ну и Борис Николаевич говорит ему: «Давай ты отсюда из Москвы подальше, а там, глядишь, и страсти улягутся». Такой был политический трюк, как говорили.

И Андрей к нам прилетел. Конечно же, и в тот раз были Василий Песков, Юрий Сенкевич... Они вошли в нашу палатку. И Вознесенского больше всего поразило то, что, когда я писал корреспонденции в «Комсомольскую правду» (а это было каждый вечер) - то зажигал свечку, заодно и руки грел - в палатке же в мороз было минус 25.

Кстати, потом в «Комсомолке» вышел сборник, где были и стихи Вознесенского «Тюльпаны». Их привез Юра Сенкевич - целую коробку живых цветов! Вот послушайте...

«Сюда земной не долетает звук.

Налево юг, направо юг.

Юг спереди, юг сзади.

И снизу юг глядит

Как черный люк.

И, словно воплощенье телепатии,

Живые подмосковные тюльпаны,

Стоят и озираются вокруг».

Или вот еще стихи...

«Опасен Полюс и необходим!

Лица ребят оплавлены, как в тигле.

Пусть компасы магнитные ошиблись,

Сверяйте компасы по ним».

Это как-то нескромно мне читать – Андрей написал про нас. Но, с точки зрения советской страны, - мы все-таки были стопроцентными героями...

Поэтому был совет молодежи - сверяйте компасы по нашим вот героям.

«Оставлены на Полюсе тюльпаны.

Умчались в небо шедшие пешком.

В душе остался абсолютный парень

И голубой тюльпанный капюшон».

Гамов:

- Браво! Класс!

Гусейнов:

- Сверяйте компасы по ним.

А я вот вспоминаю пресс-конференцию, вот там были детишки, которые с вами ходили на Северный полюс, ну, с Матвеем Шпаро... Девушка говорила, что мы теперь – вот ребята, которые дошли дотуда, для остальных ребят как такие маячки. И мне это запало так в душу… Я думаю, откуда же она это… Она, наверное, не читала это стихотворение, она просто сама это придумала…

Шпаро:

- Может быть, и читала, а, может быть, сама придумала. Но это на самом деле красивый образ.

Гамов:

- Вот здесь в студии реликвии – это как раз с Северного полюса, да?

Шпаро:

- Да. Это вот эмблема «Высокоширотная полярная экспедиция газеты «Комсомольская правда». СССР. Северный полюс. 1979 год». Вот он, конечно, потрепанный, этот вымпел. Но хороший вымпел, нормальный, мы его любили, он нам нравился очень. Это синий вымпел, который был сделан в «Комсомолке». А этот вымпел был сделан ЦК комсомола. Ведь «Комсомольская правда» - орган ЦК ВЛКСМ был, да. И здесь та же самая эмблема…

Вымпелы 1979 года, посвященные экспедиции.

Вымпелы 1979 года, посвященные экспедиции.

Фото: Иван МАКЕЕВ

Гамов:

- Эти реликвии были на Северном полюсе?

Шпаро:

- Да, конечно.

Гамов:

- Вы не принесли с собой орден Ленина, полярный, который вам вручил Леонид Ильич Брежнев?

Шпаро:

- Я им очень горжусь, но ни разу не надевал.

Гамов:

- Давайте тогда уж на свое 80-летие вы со всеми своими регалиями придете, ладно?

Шпаро:

- Конечно. Может, тогда еще какой-нибудь орден появится.

Полярная экспедиция «Комсомольской правды» на Северном полюсе. Дмитрий Шпаро (справа) и Александр Шатохин устанавливают «Ось Земли». Слева с фотоаппаратом - Василий Песков. 31 мая 1979 года, 2 часа 45 минут по московскому времени.

Полярная экспедиция «Комсомольской правды» на Северном полюсе. Дмитрий Шпаро (справа) и Александр Шатохин устанавливают «Ось Земли». Слева с фотоаппаратом - Василий Песков. 31 мая 1979 года, 2 часа 45 минут по московскому времени.

Фото: Личный архив

«Матвей Шпаро круче, чем Дмитрий Шпаро?»

Шпаро:

- ... Есть знаменитый путешественник Матвей Шпаро. Всемирно известный путешественник. И он вместе со своим напарником Борисом Смолиным совершил путешествие – такое же, как мы, под флагом «Комсомольской правды», но только полярной ночью.

Гусейнов:

- У него, мне кажется, даже пожестче было, чем у вас. Все-таки полярная ночь!

Шпаро:

- А чего ты хотел? Мы ходили в 1979-м. А он пошел в 2007-м. То есть, это уже прошло 35 лет. Конечно, должно быть жестче путешествие.

На встречу с журналистами "КП" Дмитрий Игоревич принёс эти замечательные архивные снимки.

На встречу с журналистами "КП" Дмитрий Игоревич принёс эти замечательные архивные снимки.

Гамов:

- То есть, он круче, что ли?

Шпаро:

- Конечно, круче! Он круче! Время круче и всегда сын должен быть круче своего отца. Это правильно.

Они стартовали 22 декабря. Это самый темный день в Москве. Это самая густая и самая темная полярная ночь. Никаких намеков на какой-либо свет, за исключением звезд и луны, нету. Луна бывает не всегда. Две недели есть луна, потом две недели луны нет.

Так вот, они шли 84 дня полярной ночью. И пришли на Северный полюс 15 марта. За неделю до прихода туда солнца. Они вписались в астрономическую полярную ночь и, как только вернулись, сразу получили дипломы Книги Рекордов Гиннеса. И в Книге Рекордов было написано – что мы вам даем эти дипломы и что ждем, что кто-нибудь другой сделает то же самое, но пройдет не за 84 дня, а, например, за 80. Но тоже полярной ночью.

На счету Дмитрия и Матвея Шпаро - не один сертификат Книги Гиннесса.

На счету Дмитрия и Матвея Шпаро - не один сертификат Книги Гиннесса.

Но, уверяю вас, что никто никогда это путешествие не повторит. Его невозможно повторить. Это жуткое путешествие! И вот мы молимся на людей, которые согласились быть гарантами этого путешествия. Дело в том, что, если ты отправляешься в путешествие, если ты добросовестный человек, если ты любишь свою Родину и любишь свою семью, то ты должен подумать о том, как обеспечить безопасность своего путешествия. Потому что, если ты будешь погибать и никто тебя не сможет спасти, то грош цена тебе, как человеку. Это вот мое глубокое убеждение.

А кто мог обеспечить? Значит, находится человек - Николай Федорович Гаврилов, который возглавляет управление авиации ФСБ России, Герой Российской Федерации.

Так вот, авиация ФСБ говорит – да, мы вас спасем. Пока вы идете от Земли первые 500 километров, это сделать достаточно просто. Потом это сделать крайне сложно, но мы все-таки сделаем подбазу на дрейфующих льдах полярной ночью, завезем туда горючее и спасем вас. Ну, вот спасать не пришлось, слава Богу! Значит, они дошли благополучно.

И вот когда они шли, то Матвей и Борис высказали такую бриллиантовую идею. Давайте мы организуем российскую молодежную экспедицию. От нашей российской дрейфующей станции Борнео до Северного Полюса. 100 километров. Соберем самых лучших ребят в каком-то смысле. 7 человек из разных регионов Российской Федерации, и они вместе с нами пройдут в апреле... А они пришли 14 марта – успели вернуться в Москву – и снова полетели на полюс уже вместе с этими ребятами, которых мы отобрали. И состоялась первая российская молодежная экспедиция. Ты принимал участие в какой экспедиции?

Гусейнов:

- В 9-й, по-моему.

Шпаро:

- Значит, вот наш главный редактор, Володя Сунгоркин, он прилетал на финиш первой российской молодежной экспедиции. Я ему за это безумно благодарен. Потому что на самом деле вот эти российские молодежные экспедиции – это в каком-то смысле прекрасные ребята, которые себя проявляют.

Статья "Комсомолки" 1979 года об экспедиции Шпаро.

Статья "Комсомолки" 1979 года об экспедиции Шпаро.

Фото: Иван МАКЕЕВ

Вот, действительно, ты правильно сказал, они возвращаются в регионы и там становятся не маячками, они становятся маяками, на них можно равняться.

Первая экспедиция была в 2008-м, а в минувшем апреле - уже 9-я. Всего на Северный полюс сходили 63 молодых полярника - девушки и юноши и 42-х регионов России.

Гамов:

- А если приплюсовать к этим 63-м еще ребят из вашего клуба «Приключение», из лагерей детских, которые вы с Матвеем создали во многих уголках России. Сколько всего «юных шпаровцев» - их можно так называть?

Шпаро:

- Да, думаю, можно. И всего их - десятки тысяч.

«Учись хорошо – и попадешь на Северный полюс!»

Гусейнов:

- Вот в следующем году у вас юбилейная – 10-я экспедиция. Я слышал, что есть возможность сделать ее какой-то новой, позвать международных участников...

Шпаро:

- Нет, нет. Вот наша нынешняя, апрельская, 9-я экспедиция, финансировалась Министерством образования и науки. То есть, первый раз эта детская экспедиция была организована на бюджетные деньги. До этого это были такие государственные экспедиции, но как таковые натуральные деньги не тратились. Потому что первые семь экспедиций делались при поддержке авиации ФСБ. А вообще самые большие расходы связаны с тем, что команду детей, которые пойдут 100 километров на лыжах, нужно из Москвы доставить на эту самую дрейфующую станцию Борнео. Но это стоит очень дорого.

Апрель 2016 года. Участники российской молодежной экспедиции "На лыжах - к Северному полюсу" водят хоровод вокруг цели своего путешествия.

Апрель 2016 года. Участники российской молодежной экспедиции "На лыжах - к Северному полюсу" водят хоровод вокруг цели своего путешествия.

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Гусейнов:

- Это несколько перелетов на самолетах.

Шпаро:

- Матвей в 2012 году об этих экспедициях рассказал Владимиру Владимировичу Путину на одном мероприятии, и вот тогда было сказано, что вообще эти экспедиции нужны стране, и было дано поручение попытаться каким-то образом их провести через бюджет. Поручили Минрегиону, который потом расформировали...

Два года мы искали деньги по разным каналам. А в 2015-м году догадались и пригласили в нашу команду не просто детей, а детей-победителей российских интеллектуальных олимпиад. То есть, это математики, физики, экономисты, финансисты, юристы, литераторы…

Гусейнов:

- Учись хорошо – и попадешь на Северный полюс!

Шпаро:

- Да, да! Их иногда называют ботаниками, но те ребята, которые шли с нами, они были просто изумительные стопроцентно.

И пошел с ними Ливанов сам, Дмитрий Викторович. (В то время - глава Минобразования и науки. - Ав.) И ему это все очень сильно понравилось. Я вообще просто на него молюсь, он молодец, он просто классно шел на лыжах! Он был хорошим товарищем...

И мы сказали - давайте нашу следующую экспедицию назовем Большая. Почему на самом деле Большая? Потому что на следующий год, кроме тех семи ребят, которые пойдут на Северный Полюс, еще будет семеро, которых тоже отбирают по всей России из различных федеральных центров дополнительного образования, которые существуют по территории России. Оттуда выбирают талантливых детей, которые хотят попасть на Северный Полюс.

Но еще министерство образования проводит тематический урок по всем школам Российской Федерации. Все это начинается в сентябре 2016-го и кончается декабрем 2017-го. А называется урок «Арктика – фасад России». Кроме того, еще проходит интернет-викторина «Знаешь ли ты Арктику?». И по нашим с Матвеем соображениям, и соображениям министерства образования, в этой викторине примет участие 200 тысяч человек.

И все они будут называться участниками Большой арктической экспедиции. У каждого из них будет специальный сертификат и каждый может попасть на Борнео и на Северный полюс. Вот такое колоссальное развитие получила эта самая идея, которая была высказана Матвеем и Борисом, когда они под крыльями авиации ФСБ полярной ночью шли на Северный полюс.

Мне кажется, это просто супер!

Гамов:

- Я думаю, что вам очень многие бы поклонились в пояс за то, что вы на такой высокий уровень подняли работу с инвалидами…

Шпаро:

- Саш, это другая песня, но этой песней можно заканчивать нашу передачу. Вот если бы вы задали мне вопрос – ну, хорошо, все ты рассказал, но вот какая у вас сокровенная мечта?

Гамов:

- Да, считайте, что мы задали.

Шпаро:

- Вот сокровенная мечта связана как раз с путешествием таких необычных, мужественных людей. Абсолютно планетарный социальный проект. Круче в масштабах планеты быть не может.

Мы подготовили такую экспедицию, она могла состояться вот в ближайшие месяца, но, к сожалению, не состоится, потому что не нашли финансирование. Мы перенесли ее на следующий год. Так вот, 7 января 2018 года на Южный полюс, посреди Антарктиды, придет команда, российская, из трех человек. Это будет Матвей, Борис, которые идут на лыжах от побережья до Южного Полюса, и это будет третий человек, который не идет, а сидит на лыжах. Это парень, который прикован к инвалидному креслу, который ходить не может, но который может идти в своем кресле, поставленном на лыжи, отталкиваясь лыжными палками от поверхности ледника.

Гусейнов:

- А вы уже нашли такого парня?

Шпаро:

- У нас такие ребята есть. Мы сделали проекты, старик, ты что, не знаешь, что ли? Мы пересекали Гренландию в таком составе. У нас два инвалида поднимались на вершину Северной Америки – это то, чего никто никогда не делал и никто никогда об этом даже подумать не может! У нас проект называется «Сила. Воля». Вот это я хочу сделать.

Гамов:

- Здорово!

КСТАТИ

К своему юбилею Дмитрий Шпаро написал книгу о Фредерике Куке

Гамов:

- Мы хотим поздравить вас, Дмитрий Игоревич, с выходом книги… Принято считать, что Дмитрий Шпаро – это путешественник, журналист, математик, патриот, друг «Комсомольской правды». А это ведь уже чисто писательская работа.

Шпаро:

- Ну да, с одной стороны, писательская, с другой стороны, это такой все-таки историко-географический труд.

Здесь хорошее вступление, написанное академиком Котляковым. Владимир Котляков возглавляет 25 лет Институт географии РАН. Ну и, действительно - эта вот книжка про американца, доктора медицинских наук Фредерика Кука, человека, который был…

Сперва он носил титул первого американца, который зимовал и в Арктике, и в Антарктике. Потом это был первый американец, который поднялся на вершину Северной Америки Мак-Кинли, и это как раз та Мак-Кинли, на которую Матвей поднимался вместе с инвалидами. Поэтому как раз меня и заинтересовал Мак-Кинли именно тогда, в 2002-м году.

И потом Кук был первый человек, который открыл Северный полюс. А раз он открыл Северный полюс, то, значит, это - мой побратим.

А в Америке этого человека признали жуликом, мерзавцем, лжецом. И 12 лет я собираю факты, что это не так, и вот эти факты в этой книге, как раз по поводу того, что открыватель Северного полюса Фредерик Кук - кристально честный человек. Это великий американец! И моя счастливая судьба состоит в том, что мне удалось – я в этом абсолютно уверен, и Котляков меня в этом поддерживает – доказать, что в самом деле Кук не лжец, а открыватель!

Гамов:

- Где радиослушатели наши могут купить эту книгу в дни вашего 75-летия?

Шпаро:

- В интернете, в магазинах, всюду. Это хорошая книга, хорошее издательство…

И еще я хочу сказать, что «Комсомольская правда», «Комсомолка» - это для меня альма-матер. Я здесь всему научился. Всем, что у меня есть – я обязан «Комсомольской правде». Просто я абсолютно счастлив, что у нас такая хорошая беседа именно здесь.

Гамов и Гусейнов:

- Спасибо вам огромное, Дмитрий Игоревич!