Премия Рунета-2020
Екатеринбург
+1°
Boom metrics
Политика28 декабря 2012 17:00

«Доктор Титан» Владислав Тетюхин: «Мне всего восемьдесят, какой я патриарх?!»

Советник генерального директора корпорации «ВСМПО-АВИСМА» рассказал «Комсомолке», как деньги, полученные от продажи акций предприятия, потратил на строительство современного медицинского центра
В студии радио «Комсомольская правда» - Владислав Тетюхин и редактор «КП» - Екатеринбург» Ринат Низамов.

В студии радио «Комсомольская правда» - Владислав Тетюхин и редактор «КП» - Екатеринбург» Ринат Низамов.

Фото: Алексей БУЛАТОВ

- Владислав Валентинович, поздравляем с восьмидесятилетием! Как вам живется с таким количеством наград и званий?

- В повседневной жизни я их не замечаю.

- Журнал «Форбс» оценил ваше состояние в 650 миллионов долларов. Вы согласны с этой оценкой?

- Ошибка в том, что стоимость моих акций «ВСМПО-Ависма» взята в то время, когда акции были на пике их стоимости. На самом деле мое состояние в разы меньше.

- Да, глядя на ваш старенький потертый дипломат, не скажешь, что его владелец – рублевый миллиардер…

- А то, что он старенький, еще ни о чем не говорит. Вы же не знаете, что внутри.

- Начало девяностых – не самое веселое время. Но ВСМПО оставалось островом стабильности. И вы продолжаете заботиться о людях – создаете медицинский центр в Нижнем Тагиле, в который вложили три миллиарда рублей. Там больным будут ставить протезы из титана. Это правда?

- Да, будет вложено три миллиарда рублей с небольшим хвостиком. Это деньги от продажи акций. Увы, прогнозы аналитиков не сбылись, акции подешевели, поэтому денег не хватило. В феврале они закончатся. Поэтому пришлось обратиться к руководству Нижнего Тагила и Свердловской области. Мы получили поддержку, чтобы закончить проект.

- В чем заключается его идея?

- Мне пришлось в своей жизни столкнуться с ортопедической проблемой и побывать в немецкой клинике. Я увидел колоссальную разницу между нашими медицинскими учреждениями и германскими.

- Вас называют патриархом титановой промышленности…

- Мне всего восемьдесят, какой я патриарх?!

- Ваш сосед по «золотому списку» «Форбс» Дмитрий Рыболовлев, продав акции «Уралкалия», купил футбольный клуб «Монако». Вы же вложили деньги в здравоохранение. Наверняка вы привели с собой тех, кого давно знаете – металлургов, инженеров, менеджеров… Они привыкли к жестким стандартам, а врачи предпочитают индивидуальный подход. Не возникнет ли конфликт, когда вы попытаетесь заставить докторов работать по законам массового производства?

Металлург Тетюхин сейчас не расстается с книгами по ортопедии.

Металлург Тетюхин сейчас не расстается с книгами по ортопедии.

Фото: Алексей БУЛАТОВ

- Мы придерживаемся идеологии стандартов. Если в металлургии их нарушить, то продукцию просто не примут. В Германии врачи работают по таким же жестким стандартам. Поэтому системы работы авиационной металлургии и врачей могут быть абсолютно одинаковыми.

- В чем отличие нового медицинского центра от существующих?

- В том, что процесс лечения проходит от начала до конца. От первого приема и диагностики (самой классной и полной) до последней стадии реабилитации.

- Как этот комплекс впишется в российскую систему финансирования здравоохранения с ее лимитами на дорогие лекарства и операции?

- Это самый коварный и важный вопрос. В России есть три системы. Первая – государственные квоты на операции, которых дается очень мало. За них идет драка. Вторая система – обязательное медицинское страхования. На область выделяется 120-140 тысяч рублей в год, причем на зарплату врачей – всего семь тысяч. Сюда реабилитация вообще не входит, и я не знаю, как воткнуть ее в эту систему. Есть еще добровольное медицинское страхование. Лечение могут оплатить или предприятие, в котором работает пациент, или страховая компания, или сам больной. В любую из систем наш комплекс вписывается плохо. Это принципиальный вопрос, который мы начнем решать в будущем году. Мы строим не госпиталь, а целый медицинский городок. Чтобы нормально существовать, он должен получить статус федерального ортопедического центра.

- Вы надеетесь вернуть вложенные деньги? За какой срок?

- По нашим расчетам, срок окупаемости – 10-15 лет. Если вы сейчас называете меня патриархом, то что со мной будет тогда?

- Но в принципе проект окупается?

- Условно. Центр надо постоянно поддерживать и обновлять, иначе он не будет конкурентоспособен. Поэтому говорить о личной прибыли для тех, кто создавал и финансировал этот проект, не стоит.

- Когда вы были генеральным директором Верхнесалдинского металлургического производственного объединения, то оборудовали лыжный комплекс, заводскую клинику… Тетюхин ушел – и клиника захирела. А ту махину, которая откроется через год, вам будет на кого оставить?

- Действительно, в корпорации изменился подход к людям. Теперь считается, что думать о них – забота государства. Мне кажется, это не совсем правильно. Есть хорошие примеры Демидовых, Грум-Гржимайло, которые в первую голову старались, чтобы рабочие с удовольствием шли на завод и знали, что на смену им придут потомки.

- Почему то, что удается вам – и в металлургии, и в здравоохранении – не удается остальным?

- Не все понимают, что человек играет главную роль на производстве, а техника – второстепенную. Если вы хотите, чтобы техника работала нормально, то должны быть великолепные надежные исполнители. А они должны иметь интерес к тому, что делают. Это не романтика, а чистая прагматика.

- Что хотите пожелать землякам перед Новым годом?

- Тринадцать – такая цифра, которую кое-кто боится. Но все-таки хотел бы пожелать, чтобы в этом году уральцы получили достойную жизнь на малой родине, а не в Москве, Питере или в Лос-Анджелесе.

- А «Комсомолка» желает патриарху…

- Предлагаю вместо «патриарх» говорить «начинающий санитар».

- Желаем начинающему санитару стать патриархом медицины!